Ещё в марте 2014 мы прогнозировали, что после спонсированного американским Госдепартаментом США переворота в Киеве, вопрос лишь в том, сколько времени пройдёт до того, как Украина (весь её золотой запас с тех пор «испарился») станет жертвой полномасштабной гиперинфляции и экономического взрыва. Менее чем через год именно такой итог и был получен, в результате чего вся нация, наконец, вошла в экономический эндшпиль с двумя возможными следствиями: либо она повторяет судьбу Греции, попадая под опеку Европы (официально членом которой не является) и МВФ (спасибо вам, налогоплательщики) или тихо исчезает в статусе неплатежеспособного «несостоятельного государства».
Такова, по сути, оценка «Голдман Сакс», представленная ниже, которая на самом деле говорит не много нового кроме того, что мы уже освещали в «Нарастающая гиперинфляция на Украине: Торговля валютой остановлена, Скоро мы будем оперировать чемоданами наличных», но которая открывает (крайне неприятные) альтернативы разрушения ещё одного государство из-за американской нео-колониальной экспансии – в рекордно короткие сроки. Главное внимание привлекает ещё один пакет помощи МВФ, с которым организация может натолкнуться на сопротивление, равно как и почти полный коллапс Греции в то же самое время. И не только это; «Голдман» утверждает: «базовый пакет финансовой помощи МВФ в середине марта может поступить недостаточно быстро, чтобы стабилизировать гривну». Ого!
Если МВФ не сумеет обеспечить столь необходимое финансирование (а на данный момент время простого нажима ради поддержки центральных банков сочтены, поскольку России снова перекроет газ Киеву, если не получит полную оплату и авансом), вот что произойдёт: «Украинские власти могут ещё больше ужесточить контроль иностранной валюты. В крайнем случае, возможно, это будет включать замораживание банковских депозитов, запрет на перепродажу купленных за валюту товаров и/или мораторий на внешние выплаты и полное закрытие счетов предприятий».
Отсюда наш вопрос украинцам: стоило ли организовывать переворот ради экономического распада вашего государства, оставив лишь веру в США, чьи недавние случаи глобальной интервенции включают столь безукоризненные примеры, как Ливия, Египет и Ирак?
И прежде, чем мы представим отрывок из «Голдмана», вот нечто поистине забавное: при обсуждении причин коллапса украинской гривны «Голдман» в качестве одной из причин называет «монетарное финансирование украинского финансового дефицита».
Это определённо не очень весело для Украины, у которой сейчас может быть едва достаточно денег, чтобы обеспечить три недели импорта:
«Хотя монетарное финансирование дефицита может обесценить стоимость гривны в среднесрочном плане, именно нехватка валютных средств в системе вызывает непосредственное давление на валюту, а резервы Национального Банка Украины сократились до US$6.4 миллиардов в январе (четыре недели импорта) и, вероятно, сократятся до US$5-5,5 миллиардов в феврале (три недели импорта). Эти международные резервы включают в себя около US$1 миллиарда монетарного золота, так что количество ликвидных резервов, вероятно, упадет до US$4-4,5 миллиардов в феврале (2,5 недели импорта)».
Так почему же это забавно? Да потому, что, как показывает график ниже, не только Украина занимается «монетарным финансированием дефицита» – так поступает весь развитый мир до момента, когда центральные банки выкупят все долги до единого доллара в долговых бумагах, которые правительствам пришлось выпускать (и таким образом финансировать дефицит) и кое-что ещё!
Иными словами, теперь мы живём в мире, где весь глобальный финансовый и любой другой субсидированный долг покрывается центральными банками! Следовательно, любой, кому любопытно, что же в итоге случится с различными мировыми бумажными деньгами, пусть посмотрит на украинскую гривну.
Итак, без дальнейших отвлечений, вот из «Голдман»:
«По мере того, как растёт давление на гривну, растут и краткосрочные риски, а они могут подтолкнуть к политическим действиям.»
Итог:
Гривна ослабла за выходные до 30 гривен за доллар, подталкивая украинские власти усилить контроль за иностранной валютой и провести интервенцию, по сообщениям – в размере US $80 миллионов, вызвав дальнейшее ослабление валюты на сегодняшнее утро до 40 гривен за доллар на чёрном рынке. Хотя давление некоторым образом снизилось (на чёрном рынке теперь доллар стоит около 33 гривен), по нашему мнению нынешний валютный контроль, вероятно, даст только временный эффект, а это вызывает опасность, что власти могут ещё больше ужесточить валютный режим. Учитывая бегство капитала, долговые выплаты, импорт и дестабилизацию ожиданий на валютном рынке, вероятно, в ближайшие дни продолжится давление на гривну, «а основной пакет финансовой помощи МВФ в середине марта может поступить недостаточно быстро, чтобы стабилизировать гривну». По нашему мнению, это может заставить власти ввести более жёсткий валютный контроль и/или заставить международных доноров, понимающих хрупкость ситуации, провести доступное срочное финансирование, чтобы оно послужило перекрытием до поступления займа МВФ.
Власти расширяют валютный контроль, поскольку давление на гривну растёт…
Как сообщает консультант по трансфертному ценообразованию: Украинские власти ввели ряд мер валютного контроля в конце 2012-го, включая обязательные продажи валютных поступления, ограничения на снятие валюты в банках, ограничения на трансферы валюты и де-факто ограничения доступа банков к валюте Национального Банка Украины. Последнее ограничение вызвало ослабление гривны на чёрном рынке на 20-30% по сравнению с официальным курсом в недавние месяцы, но оно было снято в начале февраля, что привело к резкому падению гривны и выравниванию официального обменного курса и чёрного рынка. Несмотря на ограничения, гривна продолжает слабеть, причем официальный курс на 20 февраля достиг UAH 27.9 за USD, а на черном рынке – до UAH 31 в выходные.
В результате за прошедшую неделю власти значительно усилили валютный контроль. Правительство обсуждало введение налогов на не значимый импорт, и Национальный Банк ранее на той же неделе увеличил контроль и ввёл проверки предоплаты импорта, превышающие US$50,000 (и требовал аккредитивы надежных банков на те, что превышали US$500,000), одновременно запретив покупку валюты корпорациями. Гривна продолжила падать в ответ и на эти меры, до UAH 35 за USD на чёрном рынке, и Национальный Банк, соответственно, ввёл дальнейшие ограничения, включая полный запрет на корпоративные покупки валюты в конце недели и ограничения для банков. Первоначально ответом на эти меры было резкое ослабление гривны на чёрном рынке до UAH 40 за USD, но к концу дня курс укрепился около UAH 33, хотя биржевой спред резко расширился и до 15% от среднерыночной цены, что указывает на очень плохие условия ликвидности. Хотя официальный курс в период 6-21 февраля выровнялся до курса чёрного рынка, он в следующие несколько дней вернулся к тому, что стал почти на 20% сильнее, чем на чёрном рынке.
Причин ослабления гривны несколько:
- Утечка чистого частного капитала (исключая потоки чистого МВФ/Официального сектора), которая в 2014 оценивается в US $10 миллиардов. Это число не включает US$3,7 миллиарда выплат МВФ и около US$4,5 миллиардов обслуживания долга по внешним суверенным бондам.
- Текущие счета и торговый дефицит из-за коллапса экспорта и несмотря на то, что внутренний спрос резко упал.
- Монетарное финансирование украинского финансового дефицита.
Хотя украинские текущие счета и торговый баланс должны сблизиться, поскольку внутренний спрос продолжает сокращаться, и поскольку гривна и далее слабеет, утечка капитала продолжается, причем утечка валютных депозитов банка в ноябре-январе составила US$600-700миллионов в месяц. Более того, монетизация дефицита ускорилась, поскольку местные банки больше не могут поглотить выпуск внутренних бондов. Доля внутренний бондов правительства, которыми владеет Национальный Банк, в январе выросла до 71% с 59% годом ранее, а доля у внутренних банков упала на такую же величину (20%). Одновременно, узкая денежная масса продолжает расти на 15-20% ежегодно в то самое время, когда внутренний кредит теперь сокращается на 10% ежегодно. Хотя рост денежной массы в однозначных цифрах в контексте слабого кредитного роста мог бы компенсировать большую часть валютных интервенций Национального Банка, выведя ликвидность. Интервенции Национального банка замедлились во второй половине 2014, и Национальный банк в феврале прекратил интервенции (хотя один раз вмешался – US$80 миллионов). Это вызвало рост активов на балансе Национального банка на 60% в недавние месяцы и в январе на 8% (с корректировкой по сезону). По нашему мнению, при ослаблении экономики и денежного спроса, сокращении внутреннего кредитования и отсутствия вывода ликвидности с помощью интервенций, рост денежной массы с нынешней скоростью в итоге окажется инфляционным и вызовет дальнейшее ослабление гривны.
Пусть монетарное финансирование дефицита может обесценить гривну в среднесрочном плане, именно нехватка иностранной валюты в системе вызывала давление на национальную валюту, поскольку резервы Национального Банка Украины в январе сократились до US$6.4 миллиардов (4 недели импорта), и, вероятно, сократятся до US$5-5,5 миллиардов в феврале (три недели покрытия импорта). В эти резервы входит и около US$1 миллиарда монетарного золота, так что ликвидное количество ресурсов, вероятно, упадет до US$4-4,5 миллиарда в феврале (2,5 недели импорта).
… увеличивая краткосрочные риски до получения финансирования МВФ…
По нашему мнению, хотя нынешний валютный контроль может обеспечить некое временное облегчение, вероятно, давление на гривну продолжится вплоть до стабилизации ожиданий, восстановления уверенности и пополнения валютных резервов страны. С учетом плохой ликвидности и дестабилизации ожиданий на валютном рынке, продолжающегося конфликта в Донбассе, который подрывает уверенность, и продолжающейся необходимости импортировать природный газ и другие значимые товары и проводить внешние выплаты по долгам, эти факторы, вероятно, продолжат оказывать давление на гривну, по меньшей мере, до того, как правление МВФ одобрит новую программу и проведет первые выплаты. Однако, на это, вероятно, потребуется минимум 2-3 недели и существует риск откладывания решения. Во-первых, власти должны сначала выполнить предварительные действия по программе, и Рада должна еще одобрить новые финансовые законы. Это должно произойти на сессии 3 марта, хотя премьер-министр Яценюк пытается ускорить процесс, собрав чрезвычайную сессию Рады для одобрения законопроектов. Даже если сессия соберется, по нашему мнению, нет никаких гарантий, что законопроект будет сразу же одобрен, и вполне возможна отсрочка. После того, как будут сделаны предварительные шаги, может пройти заседание правления МВФ, которое одобрит новую программу, а затем, вскоре, переведет средства. Мы убеждены, что это произойдет в середине марта (нынешняя запланированная дата заседания правления – 11 марта), хотя вполне возможно, что она будет перенесена. При нынешнем темпе истощения резервов и давлении на гривну, возможно, что финансирование МВФ окажется не таким уж быстрым. Это увеличивает краткосрочные риски дальнейшего значительного роста давления на гривну.
… и подразумевает потенциальную необходимость срочных политических действий.
С учётом баланса выплат и монетарного давления на валюту, власти и международные доноры, по нашему мнению, имеют несколько политических вариантов. Во-первых, украинские власти могут усилить ещё больше валютный контроль. В крайнем случае, это может потенциально включать замораживание банковских депозитов, запрет покупок валюты и/или мораторий на внешние выплаты и полное закрытие счетов предприятий. Во-вторых, международные доноры (взаимные кредиторы и международные финансовые институты) могут признать хрупкость нынешней ситуации и тот факт, что временные рамки МВФ могут оказаться слишком растянуты, чтобы стабилизировать валюту. Следовательно, по нашему мнению, международное сообщество может создать доступные чрезвычайные фонды в ближайшие дни или недели, эффективно сомкнув финансирование Украины с поступлением выплат МВФ. Однако, могут возникнуть бюрократические, законодательные и политические препятствия для любого крупно-масштабного чрезвычайного финансирования для Украины, двусторонние или многосторонние. Следовательно, нет никаких гарантий, что такие фонды могут или будут доступны. Это приводит к дальнейшим краткосрочным политическим неопределённостям.
И, наконец, недавнее резкое ослабление гривны, как и существенный недавний сдвиг спроса на денежные средства и денежной массы, могли вынудить пересмотр оценки программы МВФ и её целей. По нашему мнению, это может потребовать дальнейшей технической работы со стороны МВФ и может вызвать дополнительную задержку перевода средств МВФ. А поскольку монетарная и финансовая динамика быстро меняется, так же могут меняться и оценки рабочей программы МВФ и её параметры.