На игрушечном фронте наша цивилизация терпит отнюдь не игрушечное поражение
Купил намедни внуку игрушку – модель военного вертолета. Как видите выполнена довольно реалистично. Вплоть до мелких деталей реальной машины и освещения пилотской кабины. Поначалу – в магазине, не сразу разобрался – какая-именно техника стала прототипом. Подумал, что это знаменитый советско-российский «Ночной охотник» Ми-28. Сбил с толку знак госпринадлежности – красная звезда с чем-то вроде георгиевской ленты по бокам. На параде Победы в Москве боевая техника была украшена практически такой же символикой.
Но как оказалось – обознался. Вертолет – игрушка не просто сделан в Китае – это как раз в порядке вещей, но и сам он является мини-копией не российского, а именно китайского боевого вертолета WZ-10, принятого на вооружение всего три года назад.
Между тем, наш красавец вертолет Ми-28 существует уже почти тридцать лет, но ничего подобного этой китайской модели в его честь в наших детских магазинах я никогда не видел. Так что у китайских детей есть зримый повод испытывать законную гордость за свою страну, а нашим подросткам остается только любоваться достижениями китайских авиастроителей. Хотя в реальной жизни наша вертолетная промышленность китайской сто очков вперед даст.
Кто-то скажет, ну и что – ведь это всего лишь игрушка. И попадет пальцем в небо. Ибо любой учитель начальных классов может вам объяснить, что именно с игрушки начинается знакомство детей с миром вообще и с собственной страной, в частности. С тем самым патриотическим воспитанием, о котором сегодня так много говорят и, увы, по прежнему, очень мало делают.
Зайдите в любой магазин игрушек и посмотрите – чем там торгуют. Перед вами предстанет полный набор голливудских мультиков, воплощенных во всевозможные «цацки-пецки» для детей любого возраста. И потому не удивляйтесь, когда, спросив своего сына или внука – каких он знает героев, получите ответ: «капитан Америка»!
Все это «детское счастье» со вполне определенной воспитательной подкладкой потоком идет в российские магазины с главной мировой фабрики – Китая. С заводов, которые контролируют, в основном, известные западные торговые бренды. Которые, как вы понимаете, совершенно не интересуются ни русской историей, ни русской культурой. Поэтому, если вы встретите в «Детском мире» игрушечный танк, то он, скорее всего, окажется немецким «Тигром» или «Пантерой». Просто потому, что пресс-формы для этих моделей штампуют в Германии.
Нет, кое-что, конечно же, делается и у нас. В последнее время на прилавках, наряду с заморскими монстрами и всякоразным закордонным вооружением, появилось и кое-что, призванное, видимо, воспитывать у детей правильные патриотические чувства. Вот только, при виде этих неказистых изделий у ребенка редко когда загораются глаза, а у родителя – возникает желание расстаться с содержимым своего кошелька. Тем более, что цены на эти «патриотические» игрушки, как правило, такие, что большинство предпочитает покупать что-нибудь, пусть не такое патриотичное, но зато куда более доступное по цене. Патриотизм не должен разорять граждан хотя бы в игрушечных магазинах – это аксиома любого цивилизованного общества. Но, увы – это, похоже, не про нас.
В целом отечественная игрушечная промышленность отстала от современного воспитательного «трэнда» на целую эпоху. Есть, например, в Подмосковье прекрасный завод «Звезда», на котором налажено производство точных макетов-копий различных образцов военной и гражданской техники, в том числе советской и российской разработки. Казалось бы – все замечательно. Но есть один грустный «нюанс». Продукция завода – это сборные модели, которые еще нужно самостоятельно собрать из сотен, а порой и тысяч мелких деталей. Задача эта непростая, которой в совершенстве владеют считаные мастера этого дела. Знаю это доподлинно, поскольку периодически заказываю для своей домашней коллекции авиамакетов, новые экспонаты у таких штучных специалистов. Так вот – над изготовлением одной такой модели профессионал трудится порой несколько недель. Возникает резонный вопрос – насколько массовым может быть такое специфическое «хобби», требующее массы времени и особых навыков, и каково его воспитательное значение для миллионов обычных ребят? Ответ очевиден – это значение стремится к нулю.
На Западе уже давно осознали, что делать ставку на такие сверхсложные виды детского творчества и пытаться нажить на них большой идеологический капитал – пустая затея. Поэтому индустрия детских грез давно уже перестроилась на производство готового фирменного продукта – с заранее заданными эстетическими и идеологическими параметрами. Именно такой продукт сегодня в наибольшей степени соответствует менталитету новых поколений с их «клиповым сознанием» и явно недостаточной склонностью к усидчивому, систематическому труду. И не удивительно, что он «улетает» с прилавков практически мгновенно, оседая не только в жилищах, но и в головах тех, кому предназначен.
А у нас, тем временем, продолжается малохольная общественная дискуссия на тему о том – можно или нет продавать в Центральном детском мире пластмассовые фигурки гитлеровских солдат? Может быть и можно – в процентном соотношении сто к одному в пользу нашей патриотической игрушки такого же качества. Но как раз об этом пока говорить не приходится.
До тех пор, пока наши дети будут оставаться исключительно объектом коммерческих интересов своекорыстных «бизнесменов», а государство будет делать вид, что оно тут вообще не при чем, игрушечный детский мир будет представлять из себя гремучую смесь из упырей хэллоуина, американских героев, спасающих мир и американского же оружия, которым эти «герои» орудуют.
25 лет подряд у нас только слышно – мы ориентируемся на западную общественно-культурную модель, Ну так ориентируйтесь, господа хорошие – только не на словах, а на деле. Ведь Запад – это целиком идеологизированное общество, принизанное пропагандой своего образа жизни, причем пропагандой, как правило – умной и тонкой, присутствующей буквально во всех измерениях и средах – от кино и спорта до архипатриотических супермузеев и тех же витрин с игрушками. Не надо, конечно же, просто механически переносить все эту чужеземную атрибутику на нашу почву, уничтожая, тем самым, самобытность нашей истории и культуры. Но как технологический метод работы с обществом, он нам вполне подходит просто потому, что Запад сам в свое время во многом скопировал его у СССР. И может быть тогда наши дети, наконец то, узнают, что лучшие в мире военные вертолеты производят, все-таки, не в Китае, а в Российской Федерации, а настоящих героев зовут не «человек-паук» или «айрон мэн», но Александр Матросов и Юрий Гагарин.
Юрий Селиванов, специально для News Front