Десятка самых грозных самолетов России

На днях в авторитетном американском издании The National Interest вышла статья под красноречивым названием “Пять самых опасных российских военных самолетов”.

 

 

Американские патриоты подчеркнули свое якобы превосходство, но и признали, что и у России есть серьезные вещи, которых к тому же куда больше, чем пять.

 

Авторы “Национального интереса” выразили свое личное мнение относительно того, что еще со времен бомбардировок Германии в годы Второй мировой “Западный мир” лидирует в воздухе, да и сегодня ни у кого в строю, мол, нет ничего подобного американским F-22 и F-35. Но при этом Россия создает, по признанию американских экспертов, вполне приличные воздушные машины, которые к тому же пользуются популярностью в различных странах за пределами Европы и Северной Америки…

 

Воздушный паритет – тема особая. Когда-то мы о нем уже говорили, и при случае – вернемся к этой теме. По скромному мнению автора этих строк, воздушное преимущество США – во многом уже мнимое, а в случае реализации Министерством обороны России программы по перевооружению – весы и вовсе могут качнуться в другую сторону.

 

Сейчас предлагаю сказать пару слов о российских (и советских) самолетах – как отмеченных экспертами The National Interest, так и не вошедших в их подборку. Начнем с того, что поразило американцев.

 

СУ-27 – многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Имеет много модификаций. Хотя его разработка началась в конце 1960-х – начале 1970-х, а производство – в 1980-е, это по сей день неплохая машина. Основное вооружение – режима воздух-воздух. Вооружение режима воздух-земля есть только на отдельных модификациях.

 

 

СУ-27 с модификациями – один из основных самолетов ВВС России. Состоит на вооружении также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Китае, Узбекистане, Анголе, Вьетнаме, Эфиопии, Эритрее, Индонезии. Два самолета были проданы Украиной в США (в частное пользование).

 

Экипаж – в большинстве модификаций 1 человек (СУ-27 УБ – 2). Максимальная скорость на высоте 11 км – 2500 км/ч. Максимальный потолок у различных модификаций – от 17250 до 22500 метров. Большинство модификаций вооружено пушками и ракетами “воздух-воздух”, некоторые – дополнительно авиабомбами и ракетами “воздух-земля”.
МиГ-29 – многоцелевой истребитель четвертого поколения. Разработка 1970-х, производство было начато в 1980-е. По задумке военных теоретиков, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской моторизированной армии, пока СУ-27 занимаются воздушным поиском и уничтожением передовой техники НАТО.

 

 

Состоит на вооружении примерно в 30 странах (в том числе и в некоторых странах НАТО). По мнению экспертов, в отдельных модификациях МиГ-29 превосходил все аналогичные по классу западные истребители, но на сегодняшний день он уже морально устаревает. Экипаж – 1 или 2 человека, скорость на высоте – 2450 км/ч, практический потолок 18 километров, вооружен пушкой, ракетами “воздух-воздух”, авиабомбами.

 

СУ-35 – российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Объективно по своим характеристикам (за исключением СТЕЛС и АФАР) соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам 5 поколения. Машина – “свежая”, по сути является глубокой переработкой СУ-27.

 

 

Первый полет СУ-35 совершил в 2008 году. Начало эксплуатации – 2014 год. В ВВС России сегодня в строю 34 серийных СУ-35С, в ближайшее время планируется поставка еще ряда машин. Экипаж – 1 человек, скорость на высотке – 2500 км/ч, вооружен пушкой, ракетами “воздух-воздух”, боеприпасами “воздух-земля”, в том числе – высокоточными.

 

Т-50 (ПАК ФА) – российский многоцелевой истребитель 5 поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. В 2013 году начато мелкосерийное производство, с 2016 планируется серийное. В перспективе заменит в российских ВВС СУ-27.

 

 

Совместно с Индией создается экспортная модификация. Работы по проекту были начаты в 2002, а первые испытания прошли в 2010. Большая часть информации по самолету пока что является секретной. Экипаж – 1 человек, предельная скорость на высоте – 2600 км/ч, практический потолок 20000 метров. Вооружен авиационной пушкой и боеприпасами “воздух-воздух” и “воздух-земля”.
Ту-160 – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Крупнейший и самый мощный сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик. Разработка велась в 1970-е годы, первый полет прототипа состоялся в 1981.

 

 

10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полёта на дальность за сутки: 18 тысяч километров. На вооружении – только в ВВС России (16 самолетов), украинские машины были по большей части распилены. Экипаж – 4 человека, скорость на высоте – 2300 – 2500 км/ч. Практический потолок – 21000 метров.
Но помимо названных американцами, у нас есть еще любопытные машины!

 

СУ-34 – российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик). Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Поколение: 4+. Разработка – второй половины 1980-х. Первый полет – 1990.

 

 

СУ-34 – основной ударный самолет ВВС РФ (на сегодняшний день – 69 машин, поставки продолжаются). Экипаж – 2 человека, скорость на высоте – 1900 км/ч, практический потолок – 17000 метров, боевой радиус – 1100 километров. Помимо ракетно-бомбового вооружения на нем установлена авиационная пушка и знаменитый комплекс РЭБ Хибины.
МиГ-35 – перспективный российский истребитель поколения 4++. До 2020 года планируется выпуск 30 МиГ-35. Максимальная скорость на высоте – 2400 км/ч, практический потолок – 17500 метров, вооружение – авиационная пушка, управляемые ракеты, противокорабельные, противорадиолокационные боеприпасы, бомбы.

 

СУ-30 – многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+, созданный на базе СУ-27. Разработка – 1980-х, начало эксплуатации – 1992. Помимо России используется в Индии, Китае, Алжире, Вьетнаме, Венесуэле, Индонезии, Малайзии, других странах. Самолет вызывает большой интерес у иностранных заказчиков. Максимальная скорость на высоте – 2125 км/ч, практический потолок – 17300 метров, вооружение – авиационная пушка, управляемые ракеты, бомбы, возможны различные комбинации боеприпасов.

 

 

МиГ-31 – первый отечественный истребитель 4 поколения. Двуместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый полет – 1975 год, начало эксплуатации – 1981. Эксплуатируется в России, Казахстане, Китае. В России – ряд самолетов проходит модернизацию. Скорость на большой высоте – 3000 км/ч, практический потолок – 20600 метров, вооружение – авиационная пушка, управляемые ракеты, возможен огонь боеприпасами “воздух-поверхность.

 

Перспективный стратегический бомбардировщик (ПАК ДА) – находится на стадии разработки и должен будет сменить в строю Ту-95 и упомянутые выше Ту-160. Работы ведутся в условиях строжайшей секретности, известно только, что самолет, скорее всего, будет дозвуковым, но при этом – понесет больше вооружения, чем его предшественники. Изготовлен он будет по конструкции “летающее крыло”. Известно, что проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.


В общем, с одной стороны, нам есть, чем похвастаться. С другой -значительная часть нашего авиапарка стремительно морально устаревает (впрочем, это можно сказать и о американцах).

 

Америка имеет некоторое преимущество, обогнав нас в постановке в строй самолетов 5 поколения, но в условиях обороны это полностью компенсируется наличием у нас самолетов 4++ и самой совершенной, по мнению ряда экспертов, системой ПВО, которая продолжает модернизироваться.

 

Тем не менее, расслабляться не стоит. Несмотря на дороговизну, американцы продолжают строить истребители 5 поколения, плюс проектируют новый стратегический бомбардировщик, который, по имеющейся информации, будет иметь просто огромный радиус действия.

 

В общем, все, как всегда: “Хочешь мира – готовься к войне”…

 

Политическая Россия