Географическое положение делает Азербайджан ключевой стратегической точкой на стыке путей на Кавказ, в Иран и в Среднюю Азию через Каспий, поэтому следует ожидать попыток расширения конфликтной зоны на его территорию.
На фоне системного кризиса, больше десятилетия разрушающего глобальную политическую и экономическую систему, установившуюся после холодной войны, в Евразии нарастают интеграционные процессы, постепенно, но с возрастающей скоростью оформляющие контуры нового интеграционного объединения. Его роль в мировой политике и экономике будет лавинообразно нарастать в ближайшее десятилетие. Я имею в виду Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
После саммита в Уфе, на котором к ШОС присоединились Индия и Пакистан, организация консолидировала всю южную, восточную и центральную Азию и вышла на границы Большого Ближнего Востока. Кроме того, теперь ШОС объединяет три из пяти государств БРИКС. Причем это наиболее мощные в военном, политическом, экономическом планах и наиболее населенные страны.
По сути, ШОС теперь, в значительной степени может определять повестку дня БРИКС. Собственно уровни уфимских мероприятий, в ходе которых проводились встречи лидеров ШОС и БРИКС, не только свидетельствуют о том, что интеграционные процессы в Евразии взаимосвязаны, но и указывают на их выход за пределы региона и претензии на глобальный характер.
С Востока на Запад
Если взглянуть на развитие ШОС в динамике, то мы увидим, что организация постепенно продвигается с Востока на Запад. Так как экономика и торговля в значительно большей мере, чем временно совпадающие военно-политические интересы служит базой долгосрочного объединения, легко просчитать конечную цель развития евразийского проекта ШОС. Организации необходим прямой выход на границы Евросоюза.
Сейчас наиболее крупным и перспективным проектом ШОС является китайский проект Экономического пояса «Нового Шелкового пути», поддержанный Россией и Казахстаном. Речь идет о нескольких сухопутных торговых артериях, которые увяжут в единое целое евразийскую торговлю по линиям Восток-Запад и Запад-Восток.
Данный проект является смертельным ударом по глобальным интересам США, поскольку в перспективе переключает торгово-экономические интересы ЕС с трансатлантической на трансазиатскую торговлю.
Россия способна обеспечить здесь не только услуги транзита, ресурсной базы и ряда уникальных (в том числе космических) технологий, но и главную «услугу» – зонтик безопасности. Российский ядерный потенциал, военные технологии, развитие флотов: российского – в северной части Тихого океана, китайского – в южной и индийского – в Индийском создают необходимую и достаточную базу безопасности. При этом издержки каждого отдельно взятого участника будут меньше, чем издержки США, а совокупная эффективность оборонительных программ значительно выше.
Единственный наличный в американском арсенале способ блокировать развитие этого неблагоприятного для себя сценария (а смена статуса Ирана в ШОС с о статуса наблюдателя на статус постоянного члена после решения ядерной проблемы – вопрос ближайшего времени) – создание зоны нестабильности (санитарного кордона) вдоль всей сухопутной границы ЕС.
Уже сегодня разрушены и погружены в хаос гражданской войны Ирак и Сирия, аналогичный процесс развивается на Украине, втянута в бесперспективный конфликт в Йемене Саудовская Аравия, продолжаются попытки дестабилизации Белоруссии (хоть в последнее время они и не носят столь явный, как раньше, характер).Польша и государства Прибалтики приняли на себя роль проводников американского влияния и активно провоцируют конфликт между Россией и Евросоюзом. В последние месяцы все более активно втягивается в ближневосточный конфликт Турция, в которой одновременно возобновляются внутренние противоречия (конфликт с курдами). Ну и, конечно, вечный ИГИЛ.
На этом фоне важным и существенным для США является продвижение дестабилизации на Кавказ и особенно – в каспийский регион.
Продвижение к Каспию позволяет по кратчайшему пути выйти с периферии прямо в сердце ШОС и получить неограниченные возможности для игры в Центральной Азии (там, где пересекается большинство ответвлений «Нового Шелкового пути»). То есть санитарный кордон по границам Европы, который теоретически может быть прорван в любое время, в любом месте, дополняется разрывом связывающих ШОС в единое целое торговых артерий, и организации становится не до продвижения на Запад. В таком варианте развития событий ШОС придется бороться не за расширение влияния, а за выживание.
Азербайджан – ключ Каспийского региона
Как известно, выход на Каспий имеют государства так называемой «каспийской пятерки»: Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан. Казахстан и Россия – члены ШОС, Иран – наблюдатель, имеющий хорошие шансы стать полноценным членом организации. Кроме того, Тегеран настроен резко антиамерикански и в ближайшем будущем изменения его отношения к Вашингтону не предвидится. Туркменистан окружен территориями членов ШОС и Ирана. Остается Азербайджан, имеющий в ШОС статус партнера по сотрудничеству. Аналогичный статус («Восточное партнерство») у него и в ЕС.
Кроме того, Азербайджан находится на границе конфликтной зоны Большого Ближнего Востока. У него сложные отношения с Ираном и он имеет собственный неурегулированный конфликт с Арменией в Нагорном Карабахе.
Попытки вноса дестабилизации на Кавказ через Армению уже предпринимались. Одновременно резко осложнилась обстановка на линии соприкосновения в зоне нагорнокарабахского конфликта. Вряд ли это было случайное совпадение.
Поскольку географическое положение делает Азербайджан ключевой стратегической точкой на стыке путей на Кавказ, в Иран и в Среднюю Азию через Каспий, следует ожидать попыток расширения конфликтной зоны на его территорию.
Тем более, что после того, как в конфликт включилась поддерживающая Азербайджан Турция, появились политические предпосылки для втягивания Баку в противостояние в регионе Большого Ближнего Востока (в том или ином виде).
В силу целого ряда причин (подробный разбор которых не является предметом данной статьи) Азербайджану будет трудно опереться на поддержку многосторонних евразийских механизмов. Он не член ОДКБ и ЕАЭС, он не является членом ШОС. СНГ не является структурой, способной оперативно оказать военную и политическую помощь. Российская поддержка на основе двусторонних отношений потребует от Баку отказаться от традиционной для него политики нейтралитета в противостоянии сверхдержав и в дальнейшем поставит в зависимость от Москвы.
Фактически единственным механизмом, в рамках которого можно рассчитывать на действенную помощь и при этом работать на равных с партнерами, является каспийская пятерка.
Все государства заинтересованы в стабильности в регионе и уже принимали на себя обязательство не допускать чужого военно-политического проникновения на Каспий, а также оберегать регион от дестабилизации.
Однако, с учетом особенностей работы данной структуры, необходимо действовать на упреждение и ставить в повестку дня вопрос коллективных усилий по борьбе с потенциальной дестабилизаций кавказского и каспийского регионов уже сейчас.