Наслушавшись ужасов о российской угрозе, американцы возвращают в строй законсервированный стратегический объект – базу Кефлавик в Исландии, с которой были связаны несколько сценариев Третьей мировой войны в период противостояния с СССР. Впрочем, уже тогда Москва имела план по нейтрализации этой базы, что позволяло выиграть войну без использования ядерного оружия.
Сразу несколько специализированных военных изданий, принадлежащих разным родам войск США, сообщили о неожиданном и спешном возобновлении деятельности американской военной базы в исландском аэропорту Кефлавик, которая была законсервирована еще в 2006-м. Теперь туда перебрасывают новые противолодочные самолеты «Орион» Р-8, параллельно идет благоустройство казарм для контингента, равного усиленной бригаде. Исландия вновь, как во времена холодной войны, становится одним из ключевых элементов мирового противостояния.
Сами исландцы этого не особенно хотят. У республики нет собственной армии (по идейным соображениям), а военные расходы составляют символические 0,1% бюджета и идут в основном на береговую охрану. По странно вычисляемому «рейтингу миролюбивости» Исландия занимает первое место в мире. А ведь в относительно недавнем прошлом миролюбивый остров трижды (в 1958, 1972 и 1975 годах) объявлял войну Великобритании, разрывал с ней дипломатические отношения и все три раза по факту побеждал «владычицу морей», потеряв лишь один патрульный катер. Цена вопроса – ловля трески, единственный вид реальной экономической деятельности, оставшийся в наследство потомкам наиболее воинственных и неуправляемых викингов, которых «морские гунны» сами ссылали на этот остров. В раннем Средневековье это означало, что персонаж настолько отморожен, что опасен даже для социума, жившего кровавым морским разбоем и набегами на относительно цивилизованную прибрежную Европу. Но со временем пафоса героев Вальгаллы в характере исландцев поубавилось настолько, что они отказались от какого-либо участия в политической жизни земного шара, сосредоточившись на треске и гейзерах.
В 1940 году Исландия была оккупирована Великобританией, которая год спустя передала остров под управление американцев. Те же спешными темпами возвели на полуострове Кефлавик (Кеблавик) у Рейкьявика авиабазу, ставшую главным перевалочным пунктом при перелете стратегической авиации (а затем и гражданской) из Северной Америки в Северную Европу. До 1947 года страна была фактически оккупирована США, а когда срок специального соглашения по Кефлавику истек, в стране начались акции протеста с целью вывода базы. Исландия к этому моменту уже была полностью независимым государством – без личной унии с Датским королевством, и США пришлось оставить остров. Но они сохранили за собой авиабазу в Гренландии – в поселке Туле, поскольку Гренландия входила и по сей день входит в состав Дании. Однако база Туле не устраивала США, поскольку ограничивала в свободе маневра по чисто географическим причинам.
Лихтеровоз мог принять легкую дивизию с необходимой бронетехникой. Больше не требовалось – Исландия практически не охранялась, поскольку США даже в страшном сне не могли представить себе попытку ее захвата с моря. Требовалось только к ней подойти, только вот подтащить к Рейкьявику такую махину скрытно было невозможно. Тогда решили использовать новые спецотряды морской пехоты, которые комплектовали офицерами со специальными знаниями английского языка – вплоть до деталей диалектов разных штатов США и бывших британских колоний. Они должны были выдавать лихтеровоз за нейтральный в радиопереговорах (повесить на корабль панамский или либерийский флаг никогда не было проблемой, как и зарегистрировать в регистре Ллойда подставную компанию по принципу strickly confident без указания маркировки груза и найма экипажа). А если бы американским летчикам или береговой охране захотелось вдруг вступить в контакт с экипажем странного гигантского судна, офицеры ответили бы им парой анекдотов, свойственных техасцам, или грубым акцентом уроженца Кейптауна (сразу несколько курсов студентов ВИИЯКа тренировали произношение как у ковбоев или африканеров).
Итак, лихтеровоз доставлял десант к Исландии, остров захватывали, после чего на прекрасные полосы Кефлавика начинали садиться бомбардировщики и ракетоносцы из Карелии, спокойно перелетев обезоруженную Норвегию. Параллельно в пролив начинали входить подводные лодки Северного флота. Даже физическое превосходство американских авианосных групп в такой ситуации превращалось в воспоминание. Встречный бой надводных сил был возможен, но полного преимущества у НАТО в нем уже не было. Всё, баста: мировая война выиграна без применения ядерного оружия, конвои из Америки в Европу не придут, а советские подводные лодки массово всплывали бы перед Нью-Йорком и Норфолком.
Облегчало осуществление этого полубезумного плана еще и то, что в Кефлавике США держали только несколько звеньев истребительной авиации. А с ослаблением советской военной машины американцы перевели базу в «режим ожидания», оставив там только противолодочную авиацию, которая работала наравне с проложенными по дну кабелями и датчиками движения. «Дорога адмирала Горшкова» перестала существовать, как и амбициозные стратегические планы уже несуществующего Варшавского договора. В конце концов, в 2006 году военная база была закрыта, но сносить ее постройки никто не стал – их просто законсервировали.
До самого последнего времени Кефлавик даже не имел собственного авиакрыла. На постоянной основе там дежурили только спасательные вертолеты и танкеры. Иногда в рамках учений залетали истребители: противолодочные «Орионы» Р-3 патрулировать проливы на предмет российских субмарин, стартуя аж с Сицилии и из Неаполя, куда были официально переведены американские авиакрылья. Сейчас же предполагается, что в Кефлавик на постоянной основе вернутся уже новые «Орионы» Р-8, которые и станут охотиться за российскими подводными лодками, оберегая тем самым расшатанные нервы Великобритании. Именно в Лондоне еще прошлой весной забили тревогу, когда в массовом порядке принялись искать российское проникновение в нетронутые воды. В сентябре заместитель министра обороны США Роберт Уорк проинспектировал Кефлавик, после чего и началась работа по его возвращению к жизни в качестве существенного элемента военной инфраструктуры НАТО в Северной Атлантике.
Выводы очевидны. Уровень стратегического противостояния сторон сейчас настолько близок к холодной войне, что со стороны НАТО потребовалось реанимировать всю прежнюю систему боевого реагирования, которая была сокращена после 1991 года «в связи с неявкой противника». Конечно, сейчас никто не говорит о планах 80-х годов, о полномасштабной войне в Европе – изменились и параметры противодействия, и технологии. Но ценность Северной Атлантики никто не отменял. Географию не изменить, и Северный флот РФ все равно будет стремиться в Атлантику, ибо туда ему единственная дорога. А уж как быть с Кефлавиком – посмотрим. Гейзеры там, говорят, красивые.