США — Саудовская Аравия: «бракоразводный процесс» в самом разгаре

 

Визит Барака Обамы в Саудовскую Аравию 21 апреля стал, возможно, его последним посещением Ближнего Востока в качестве президента США. Поездка в Эр-Рияд для участия в работе саммита Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — США началась и завершилась для Обамы на мирной ноте. Саудовская столица встретила «президента-миротворца» беспрецедентно холодным приёмом, сразу подчеркнув отсутствие интереса к составлению с нынешней американской администрацией каких-либо серьёзных планов на будущее.

 

Обама и Салман - король Саудовской Аравии

 

С самого начала визита Обаме в Королевстве дали понять о саудовском недовольстве политикой США на Ближнем Востоке. Президента в аэропорту встречал не король Салман, а губернатор Эр-Рияда Фейсал бин Абдулазиз. Саудовский монарх в это время ожидал своих коллег из арабских стран Залива, которые прибывали на саммит. Государственный телеканал Саудовской Аравии Al-Ekhbaria не вёл прямой трансляции из аэропорта, где приземлился президентский борт США. В связи с этим ближневосточные издания сразу заприметили, что в январе 2015 года, когда после смерти короля Абдаллы, Обама посетил Эр-Рияд, его лично встречал вступивший на престол Салман и местное телевидение освещало это событие в прямом эфире.

 

Помимо всего, саудовские власти ограничили в освещении визита Обамы сами американские СМИ, представители которых прибыли вместе с хозяином Белого дома. Не избежал этой «участи» даже всемогущий канал CNN.

 

Саудовская пресса не стеснялась в выражениях, называя визит Обамы «прощальным» и отмечая, что нынешний президент США, который покидает свой пост в январе 2017 года, отныне «не полезен и не подходит для стран Залива».

 

Западные СМИ были единодушны во мнении, что Салман открыто унизил Обаму, и объясняли это тем, что саудовцы «презирают нынешнего хозяина Белого дома» за его поведение в сирийском конфликте и за ядерную сделку с их злейшим врагом Ираном.

 

Обама, в свою очередь, на прощальной пресс-конференции 21 апреля не назвал Саудовскую Аравию по имени ни разу, кроме того места, где он благодарил её за «гостеприимство».

 

Американский журнал Time ещё в канун визита Обамы в Королевство отметил, что он и принимающая сторона не выносят друг друга…

 

На Востоке как встречают, так и «ведут» на всём протяжении приёма иностранного гостя, лишь изредка не позволяя ему вовсе огорчиться. Но нас, прежде всего, интересуют не дипломатические демарши принимающей стороны, а результативная часть прощального визита Обамы в регион Персидского залива. В регионе традиционного стратегического интереса США, где «единственная сверхдержава», коей Обама недавно вновь нарёк свою страну, вела масштабные войны и продолжает внушительное военное присутствие, американский лидер, наверное, заслуживал большего уважения к своей персоне и неких утешительных итогов саммита. Увы, не получилось ни с тем, ни с другим.

 

О провальности визита Обамы западная пресса старалась упоминать вскользь, особо не заостряя на этом внимание. Ибо в последней декаде апреля президенту США ещё предстояло европейское турне. Симптоматично, что одно из наиболее подробных изложений постигшего США и их аравийских союзников разлада опубликовало информированное израильское издание. Портал DEBKAfile аффилирован с военной и внешней разведкой Израиля, и «по долгу службы» периодически знакомит своих читателей с актуальной информацией, которой официальные лица не делятся. Вот и на этот раз посвящённое интернет-издание не упустило случая прояснить подробности навалившихся на Соединённые Штаты бед в их отношениях с арабскими странами.

 

По версии DEBKAfile, за которой проглядывается тень военной (АМАН) и внешней («Моссад») израильских разведок, список разногласий по итогам саммита ССАГПЗ — США таков.

 

В Ираке правительству шиитского большинства суннитские страны региона окончательно отказали в доверии, в то время как администрация Обамы продолжает поддерживать кабинет Хейдара аль-Абади. Багдад находится под плотным влиянием Тегерана, и эту реальность, к огромному разочарованию Эр-Рияда и других столиц Залива, Вашингтон даже не пытается обратить вспять.

 

По данным израильских спецслужб, которые в последние месяцы проводят интенсивные и при этом тщательно скрываемые консультации с соответствующими саудовскими ведомствами, аравийцы опасаются ухудшения ситуации в иракской столице. Вплоть до смещения премьера аль-Абади и прихода на его места ещё более проирански настроенного шиитского лидера Ирака. Подобные ожидания подогреваются крайне нестабильной внутриполитической ситуацией в этой арабской стране, которую с начала года сотрясают антиправительственные выступления.

 

Далее, саудовцы и их союзники по ССАГПЗ выдвинули Обаме непосредственный «иранский счёт». К заключённому в июле 2015-го соглашению по ядерной программе Тегерана арабские страны своего сдержанного отношения не поменяли. Но теперь их больше заботит ракетная программа шиитской державы. Проведение в Иране с завидной периодичностью испытаний средств доставки боезарядов на расстояние в 2000 км и больше вводит Саудовскую Аравию в ступор. Но администрация Обамы реагирует на пуски иранских ракет, которые уже легко дотягиваются до всех нефтяных месторождений и промышленных центров саудовцев, на их взгляд, весьма невнятно. Введение санкций против дозированного числа юридических и физических лиц ИРИ по ракетному досье — явно не то, что Эр-Рияд ожидал от Вашингтона.

 

Ещё одним пунктом претензий Саудовской Аравии к США DEBKAfile упоминает настоятельные призывы свернуть сотрудничество с Россией по Сирии. С помощью такого взаимодействия Вашингтону и Москве уже далось почти невозможное — склонить правительство в Дамаске и вменяемые оппозиционные группировки Сирии к перемирию. Установленный с 27 февраля режим прекращения огня даёт всё больше поводов усомниться в его жизнеспособности, но в целом он продолжает действовать до сих пор. Странам ССАГПЗ и Турции настрой американцев видеть в Сирии партнёром россиян отнюдь не импонирует.

 

Приводимый информированным израильским порталом перечень аравийских обид в адрес США далеко не полный. Его уверенно можно дополнить, например, такой «отдельной главой», как борьба за доли на мировом рынке нефти: вытеснение саудовцами дорогого по себестоимости топлива со сланцевых североамериканских месторождений. И, конечно, нельзя не отметить постигшие США и Саудовскую Аравию взаимные подозрения вокруг резонансного расследования терактов 11 сентября 2001 года. В нужный момент, когда Эр-Рияд стал нарочито демонстративно выдвигать упреки в адрес Вашингтона, там вспомнили о 28-и засекреченных страницах доклада о самом крупном террористическом нападении за всю историю Соединённых Штатов.

 

Американцы не утратили нитей воздействия на строптивых саудовцев. По крайней мере, семья аль-Сауд и другие правящие династии Залива критически зависимы от США в плане поставок, ремонта и обслуживания военной техники, находящейся в их самых современных оружейных арсеналах. Заменителя США в этом срезе отношений с «единственной сверхдержавой» у аравийцев просто нет и в ближайшие десятилетия не предвидится. Но даже в таких узких рамках саудовцы стараются время от времени озадачивать военно-технического партнёра номер один, намекая ему, что в экстренных случаях они могут обойтись и без него.

 

Так, затянувшаяся история с масштабными, а не эпизодическими, поставками США «умеренным» сирийским повстанцам средств борьбы с воздушными целями дала арабам Залива ещё один повод заподозрить Обаму в малодушии. В итоге, саудовцы наладили свой канал поставок переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) китайского производства.

 

Речь о ПЗРК FN-6, которые впервые «засветились» в руках сирийских боевиков ещё в 2013 году. Согласно расследованию The New York Times трёхлетней давности, данные системы, по всей видимости, поставлялись Катаром, который закупал в Судане китайское оружие и далее переправлял его в Сирию через Турцию. Часть этих систем в 2014-м попала к террористам ДАИШ и, например, осенью того года они сбили с помощью FN-6 иракский вертолёт Ми-35М. Возможно, этот факт заставил тогда США сильно надавить на Катар, и к 2015 году поставки прекратились. Во всяком случае, более года FN-6 на кадрах из Сирии не было видно. Однако в последние дни появилось большое количество фото и видео боевиков с этими ПЗРК, что, по мнению экспертов, указывает на возобновление поставок.

 

Отметим, что одним из потенциальных каналов поставок, помимо катарско-суданского, может быть саудовско-пакистанский. Китайские ПЗРК в своё время поступили на вооружение Пакистана.

 

Заметны и более масштабные признаки разнобоя в действиях США и Саудовской Аравии на театрах контртеррористической операции в Ближневосточном регионе. И это при том, что саудовцы входят в возглавляемую американцами коалицию по борьбе с ДАИШ.

 

Практически синхронно с визитом Обамы в Эр-Рияд бомбардировщики В-52 ВВС США стали наносить удары по позициям террористов в районе иракского Мосула и прицеливаться на сирийскую Ракку, столицу «халифата» ДАИШ. Однако аравийцы в компании с турками и иорданцами пошли иным путём — они стали перебрасывать оружие, провиант и свежие силы в состав «умеренных» группировок, действующих на севере и юге Сирии. Так, в арабскую республику при логистической поддержке Турции и Иордании, а также при финансовом «покрытии» Саудовской Аравии в последние дни переброшено около 3500 боевиков. Как можно понять, этот проект партнёры США по коалиции «ведут» самостоятельно. И далеко не факт, что американцы заинтересованы в его успешности, в то время как их разведывательными и другими возможностями в регионе саудовцы, действующие в партнёрстве с турками и иорданцами, решили пренебречь.

 

Вашингтонские аналитики называют нынешнее состояние дел в американо-саудовских отношениях «долгим разводом» (1). «Бракоразводный процесс» Америки и Королевства тянется примерно с осени 2013 года, когда Эр-Рияд стал понимать, что Обама сторонится военной интервенции в Сирии, предпочитая действовать на значительном отдалении от ближневосточных горячих точек. С заключением США ядерной сделки с Ираном в 2015 году, горечь пилюли для саудовцев усилилась в разы.

 

Восприятие Тегерана со стороны Эр-Рияда и Вашингтона, при всех декларациях последнего о необходимости «сдерживания иранских угроз», в корне противоположно. Королевству это видится в качестве прямой и непосредственной угрозы его существованию. Для Америки поддержание иранской активности на Ближнем Востоке в тонусе, напротив, предоставляет массу возможностей для внешнеполитического маневра, удержания партнёров в орбите своего военно-политического влияния.

 

С Обамой в Заливе уже никто не связывает свои планы. Уходящий президент никому не интересен. Оставшиеся до января 2017 года месяцы будут временем активной политики Пентагона и ЦРУ в попытке выправить отношения с Саудовской Аравией до взаимоприемлемого уровня, что администрация Обамы «блестяще» провалила. Идёт активный поиск направлений сотрудничества в главном русле опасений аравийцев по части «сдерживания Ирана» в регионе. Прибывший туда за несколько дней до Обамы министр обороны США Эштон Картер обозначил контуры таких направлений, к которым, что следует подчеркнуть, может быть подключён разведывательный потенциал Израиля.

 

Глава Пентагона призвал страны ССАГПЗ убедиться в том, что «совместные ресурсы» по борьбе с ДАИШ и «иранской угрозой» соответствуют взаимным обязательствам США и их союзников в Заливе.

 

В Ирак дополнительно перебрасывается 217 военнослужащих США, ударные вертолёты Apache и высокомобильные ракетно-артиллерийские системы HIMARS. Последние будут размещены и на турецко-сирийской границе. Американский контингент сил спецназначения в Сирии также предполагается существенно уплотнить — с 50 до 300 солдат и офицеров.

 

Что касается, «сдерживания иранской угрозы», то здесь выбран компромиссный вариант взаимодействия. США и страны ССАГПЗ обязались осуществлять совместное патрулирование, чтобы пресечь иранские поставки оружия для Йемена или других «горячих точек».

 

Руководство Пентагона заверило ближневосточных союзников, что ядерная сделка с Ираном не ограничивает США «в работе по борьбе с иранскими нарушениями». «Вооружённые силы США, по-прежнему, привержены и способны реагировать на иранские вредные и дестабилизирующие действия и сдерживать агрессию против наших региональных друзей и союзников», — заявил глава американского военного ведомства.

 

Другой вопрос, окажут ли эти шаги и заверения американцев в дружбе впечатление на аравийцев. Есть все основания полагать, что связи США со странами ССАГПЗ, и в особенности с их признанным лидером — Саудовской Аравией, за 8 лет президентства Обамы подверглись необратимой эрозии. И подобное состояние дел не в силах исправить новое лицо с его командой у штурвала Белого дома.

 

(1) Simon Henderson, The Long Divorce // Foreign Policy, April 20, 2016

 

EADaily