В среду президент Украины Петр Порошенко сделал ряд заявлений о предоставлении крымско-татарскому народу национальной автономии. Бутафорскую автономию президент Украины предполагает предоставить в границах не принадлежащего Украине Крыма. Так что заявление Порошенко — очередная попытка усилить международное политическое напряжение вокруг Крыма. А самих крымских татар Порошенко цинично пытается использовать для эскалации этого напряжения.
О чем умолчал украинский президент Порошенко
Выступая 18 мая по случаю 72-й годовщины депортации крымских татар из Крыма, Порошенко сообщил, что инициирует изменения в Конституции Украины относительно создания в Крыму национальной автономии крымских татар.
“Мы обязаны начать в парламенте Украины процесс внесения изменений и дополнений в раздел X Конституции Украины — “Автономная Республика Крым”, которые в полной мере следовали бы из неотъемлемого права крымских татар на самоопределение в составе суверенного и независимого украинского государства”, — заявил Порошенко. А в своем аккаунте в Twitter он и вовсе объявил себя татарином.
На самом деле глава украинского государства беспокоится вовсе не о судьбе крымских татар. О чем он тут же весьма откровенно и цинично заявляет: “Перед нашими партнерами мы уже подняли вопрос не только о продлении, но и усилении санкций против России и ее марионеток в Крыму в связи с ухудшением ситуации с правами и свободами наших граждан”, — отметил Порошенко.
То есть речь не о правах крымского-татарского народа на территории, входящей в состав России, а об очередной порции санкций, которые, по мнению Порошенко, ЕС и США должны усилить в отношении России.
Между тем Петр Порошенко не пояснил, почему ущемление прав крымско-татарского народа, 25 лет бывших гражданами Украины, все эти годы не волновало руководство страны. Не пояснил он и того, как получилось, что крымско-татарский народ оказался источником постоянного межнационального конфликта сначала в украинском, а потом и российском Крыму. А объяснения здесь требуются.
Трагедия крымского-татарского народа
18 мая 1944 года по решению советского правительства крымско-татарский народ был депортирован из Крыма в необжитые пространства Средней Азии — районы Узбекистана и Таджикистана, где почти половина переселенцев погибли в результате голода и болезней.
Причиной депортации, по мнению доктора исторических наук Натальи Жиртуевой, стало то, что “Гитлер планировал раздать весь полуостров “самым достойным” арийцам под латифундии и дворцы. А наивные татары верили, что Крым отдадут им, и активно включились в политику пособничества немцам. Они доносили на партизан и членов их семей, на всех тех, кто выполнял роль связных”.
Говоря о причинах депортации крымских татар, Жиртуева основывается не только на исторических документах, но и на воспоминаниях своих родственников.
“Все это я знаю от своей мамы, бабушки и родственников, которые пережили оккупацию Феодосии. В Старом Крыму татары вырезали целую улицу. Уцелел один маленький ребенок, который заполз и спрятался. На эту безлюдную улицу маму водили на экскурсию от школы. По доносу татар был схвачен и варварски замучен отец маминой подруги.
Его тело даже не показали родным — настолько оно было обезображено. Это предательство и пособничество носило массовый характер”, — утверждает в эксклюзивном комментарии РИА Новости доктор исторических наук Наталья Жиртуева, и ныне проживающая в Крыму.
Однако в результате вынесенного правительством СССР в 1944 году решения о депортации крымских татар, выселению в пустынные территории Средней Азии подверглись не только пособники немцев и предатели, а все без исключения крымские татары, в том числе и те, кто воевал с фашистами на фронте и в партизанских отрядах.
На протяжении нескольких десятков лет крымские татары ставили вопрос о своей политической реабилитации и возвращении на родину, в Крым. Это решение советское правительство приняло в 1989 году, предполагая постепенное возвращение крымских татар на родину с обеспечением за счет государственных средств их жильем, школами, рабочими местами, инфраструктурой.
Постепенного возвращения не получилось. В сравнительно небольшой отрезок времени в Крым вернулись более 250 тысяч крымских татар, Советский Союз рухнул, а вместе с ним рухнула и программа переселения крымских татар в Крым. Правительства СССР, бравшего на себя обязательства по финансированию переселения реабилитированного народа, не стало. А новая власть Украины не захотела отвечать перед крымскими татарами за обещания исчезнувшего СССР.
Поэтому крымские татары оказались на исторической родине без жилья и собственности. Все их бывшие дома, садовые участки и прочую инфраструктуру к моменту возвращения в Крым занимали те, кто приехал в Крым в 40-е годы.
Так и возник межнациональный конфликт между крымчанами, чьи родители приехали осваивать Крым сразу после Великой Отечественной войны в 40-е годы, и крымскими татарами, вернувшимися в Крым в 90-е.
Позиция украинской власти относительно крымских татар
На протяжении 25 лет независимости украинская власть, по сути, ничего не сделала для крымско-татарского народа. Не были решены или отрегулированы вопросы собственности, более того, различные законопроекты относительно решения экономических, социальных, культурных и национальных проблем крымского народа украинская власть не смогла провести через Верховную раду.
Парламентарии рассуждали вполне цинично: крымские татары составляют лишь 13% населения Крыма, так стоит ли портить ради этих 13% свои электоральные позиции у остальных 87% населения Крыма?
И при этом политики Украины всячески использовали политические возможности крымских татар. Так, например, будучи кандидатом в президенты Украины, Виктор Ющенко в своей программе ставил вопрос о полной реабилитации крымских татар с возвращением им утраченной собственности. Даже главу крымско-татарского меджлиса (неофициального совета, парламента крымских татар) Мустафу Джемелева ввел в парламент Украины в качестве депутата от своей партии “Наша Украина”. Однако этим и ограничилось участие президента Ющенко в судьбе реабилитированного народа.
Потому что больше ни он, ни другие президенты Украины ничего для крымских татар не сделали все по тем же политически циничным основаниям — не портить отношения с большинством крымского электората.
А крымские татары ответили властям Украины самозахватами крымской земли, активными, вплоть до вооруженных, столкновениями организованных групп крымских татар с правоохранителями, бесконечными митингами у здания правительства в Киеве, созданием полуподпольных политических структур в Крыму и в Киеве.
Ситуация в российском Крыму
После вхождения Крыма в состав России в марте 2014 года власти РФ унаследовали, в череде других крымских проблем, и вопрос крымско-татарского народа. Но первое, что сделала российская власть (и чего в свое время так и не смогли или не захотели сделать четыре президента независимой Украины) — это приняли закон о государственных языках Автономной Республики Крым. Теперь их три: русский, украинский и крымско-татарский.
Вопрос возврата утраченной в 1944 году предками нынешних крымских татар собственности, видимо, решен никогда не будет. Просто никто не будет отнимать у крымчан дома и земли, освоенные ими в 40-е и последующие годы.
Речь скорее должна идти об узаконивании самозахваченных крымскими татарами земель, во всяком случае, о создании условий для юридической амнистии. Ведь за 25 лет на самозахваченных территориях выросли поселки, мечети, инфраструктура крымских татар. А разобраться с этим непростым финансовым и хозяйственным вопросом — дело времени.
Однако самопровозглашенные лидеры крымско-татарского народа — Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и другие менее известные политики, являясь депутатами Верховной рады Украины и находясь на территории нынешней Украины, продолжают борьбу за права крымских татар, но уже воюя не с украинской, а российской властью. Именно они стали инициаторами продовольственной и энергетической блокады Крыма.
Если присмотреться к их заявлениям и действиям, становится понятно, что смысл их политического существования — в противоборстве с официальными властями, будь то прошлая украинская власть или нынешняя российская. То есть это такая “вещь в себе” — политическая борьба не ради победы, а ради процесса, который и есть для них смысл политической жизни. Не будет этой борьбы, не будет и смысла.
Интересно, задумываются ли они, что, к примеру, объявляя об энергетической блокаде Крыма, сопровождавшейся подрывом линий электропередачи, они вредят не России и ее руководству, а прежде всего своим землякам, тем же крымским татарам, проживающим в Крыму и оставшимся без электричества.
Но если не будет этих актов вандализма, то кто же вспомнит о крымско-татарских “лидерах”, громко заявляющих о себе на пресс-конференциях и брифингах, посвященных этой самой блокаде?
А для Порошенко, никогда не занимавшегося проблемами Крыма, вся эта история — лишний повод “лягнуть” Россию, предложить ЕС ввести очередные или ужесточить уже введенные санкции в отношении России.
Такова изнанка политической эксплуатации идеи крымско-татарского народа украинской властью сегодня.
Россия первым делом сделала шаги по восстановлению прав крымских татар. Кроме решения языковой проблемы она поддерживает программы культурного и образовательного развития крымско-татарского народа. А украинская власть, никогда не принимавшая участия в преодолении трагедии крымских татар, сегодня заявляет о создании автономии на не принадлежащей ей территории Крыма. То есть, попросту говоря, создает еще одну болевую точку вне своих государственных границ.
Но именно в этой роли — постоянного врага России — украинская власть и может себя реализовать в Европе. Все другие роли, видимо, не дают Украине возможностей получать кредиты и политическую поддержку у Запада.