Украина: крона без корней. Виталий Варавка

 

 

Весна на Украине оказалась в политическом отношении бурной. Даже всплеск «патриотизма» в связи с отправкой Савченко на Украину говорит о росте политической нестабильности и углублении кризиса верхов, политическом брожении в областях нынешней Украины.

 

Акция "Слобожанщина - наш выбор"

 

Осталось в тени Закарпатье, где областной совет в апреле принял обращение к президенту, Верховной раде и премьер-министру с требованием признать область «специальной самоуправляемой территорией» в соответствии с результатами референдума 30 декабря 1991 года, когда за автономию проголосовали 78,6% избирателей Закарпатья. Депутаты облсовета также напомнили центральной власти, что в январе 1992 года Закарпатский областной совет принял обращение к Верховной раде о внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Украины, суть которых в том, что Закарпатье, оставаясь «составной частью Украины», «самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции» в рамках автономии.

 

Если прошло четверть века с момента обретения Украиной независимости, а закарпатцы снова и снова обращаются к теме автономии, значит, на то существуют веские причины. Дело в том, что русины, проживающие сегодня в Закарпатье, Восточной Словакии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии, являются не украинцами, как представляется Киеву, но особым восточнославянским народом. В Польше, России, Словакии, Чехии, Сербии и Хорватии они признаются этническим меньшинством.

 

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в 2008 году рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства. Но Киеву, занятому созиданием «огнем и мечом» украинской нации «от Сяна до Памира», рассматривать рекомендации ООН и обращения Закарпатского областного совета недосуг.

 

В мае в Будапеште, да и на Украине подняли вопрос об автономии венгров в Закарпатье.

 

Собрала больше 25 тыс. подписей петиция к президенту о создании в Харьковской области особого региона развития «Слобожанщина». Именно это количество необходимо для того, чтобы глава государства рассмотрел обращение. Харьковчане предлагают принять закон, предусматривающий передачу в регион ряда полномочий центра, в том числе право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Цель состоит в возобновлении прежней кооперации промышленных гигантов Харькова с российскими партнерами. Предлагается «особый статус» области, по сути, означающий ее автономию, хотя и в первичной форме. 26 мая в центре Киева прошел марш сторонников этой идеи.

 

Воссоединение Крыма с Россией, появление провозглашенных республик Донбасса, придушенное силой оружия, кострами инквизиции и арестами, но несломленное движение за федерализацию страны в Одессе, Николаеве, Херсоне, Днепропетровске и Запорожье, а теперь инициативы Закарпатья и Харьковщины заставляют еще раз посмотреть, насколько жизнеспособным или, наоборот, обреченным государственным образованием является Украина.

 

Территория современной Украины состоит из нескольких регионов, серьезно отличающихся друг от друга по этническому, социокультурному и цивилизационному признакам. Восточная Украина, то есть все то, что лежит к востоку от Днепра, – от Чернигова до Азовского моря, представляет собой территорию с преобладанием русского этноса и православного украинского населения (после украинизации). Этот регион исторически, культурно, этнически и религиозно тесно связан с Россией и является органической частью Русского мира. Здесь в огне национально-освободительной борьбы родился независимый Донбасс, а в прихваченном удавкой киевских карателей Харькове снова вызревают гроздья гнева.

 

Центральная часть Украины от Чернигова в направлении Одессы, в которую попадает и Киев, – это регион, где этнически доминируют украинцы и украинский язык при одновременном преимуществе православия. Но само православие стало неоднородным. Деятельность раскольников из «киевского патриархата», подставивших плечо правящему режиму, оказывает влияние на умонастроения населения. Тем не менее эта часть Украины все еще остается культурно близкой Восточной Украине.

 

Юг Украины, или Новороссия, протянулся от Донбасса на востоке до дельты Дуная на западе. Регион заселен украинцами и русскими, с вкраплениями болгар, греков, армян и других народов. Новороссия почти сплошь является православной. Однако в последнее время все громче заявляет о себе фактор ислама, причем с элементами фундаментализма.

 

Окопавшийся в Геническе меджлис при благоволении Киева и на деньги Анкары переселяет сюда экстремистски настроенную часть крымских татар. В совместных планах Киева, Анкары и меджлиса – создание крымско-татарской автономии на территории Херсонской области. Киев рассчитывает на «особые отношения» с Анкарой, а режим Эрдогана все еще лелеет иллюзии о превращении Черного моря в «турецкую лужу», как во времена величия Порты.

 

Западная Украина отличается неоднородностью. Волынь с преобладанием униатов в социокультурном плане относится к католическому сектору Средней Европы. Подобная ситуация в Галиции и Закарпатье, хотя есть и различия: Волынь исторически связана с Польшей, Галиция и Закарпатье – с Австро-Венгерской империей. Русины Закарпатья проявили поразительное упорство в борьбе за сохранение православия. В Прибессарабье украинцы и русские перемешиваются с молдаванами и румынами.

 

Даже беглый взгляд на религиозно-культурную и этническую ситуацию на Украине позволяет увидеть, что здесь встретились как минимум три цивилизации – православно-славянская (евроазиатская), которую все чаще именуют Русским миром, западная (евроатлантическая) и исламская.

 

Возникает вопрос: насколько жизнеспособно государственное образование, слепленное не только на мультинациональной, но и на полицивилизационной основе? В Швейцарии, например, проживают пять народов, здесь встретились две конфессии, но государство оказалось благополучным.

 

Выручают федеративное устройство, три официальных и один частично официальный языки. Хотя без трений на бытовой почве, наверное, нигде не обойтись, но не они определяют швейцарский пример достижения единства через разнообразие.

 

На Украине все наоборот – агрессивное националистическое меньшинство, живущее стандартами дикого национализма, перерастающего в нацизм, пытается одеть в «однострои» ОУН-УПА всю страну, опираясь при этом на штыки. Забыта очевидная истина, открытая еще Наполеоном: всем удобен штык, кроме одного – долго на нем не усидишь.

 

Видно, на уровне интуиции все же догадываясь о шаткости созданной конструкции власти, режим время от времени пытается изобрести для нее дополнительные «скрепы». Последнее «достижение» на этом поприще – политика «декоммунизации». Замысел состоял в том, чтобы сплотить разнородные элементы рыхлого общества в «борьбе с коммунистическим наследием». Несколько месяцев «титанических усилий» Верховной рады и местных властей по переименованию всего «красного» привели к тому, что начал действовать закон отрицания отрицания.

 

Логика развития событий оказалась такова, что от перечеркивания прошлого надо переходить к уничтожению настоящего, созданного в прошлом. Речь идет в первую очередь, собственно, об Украине, какой мы ее знаем. Украина является детищем двух величайших деятелей советского периода нашей истории – Ленина и Сталина. Благодаря первому, она обрела государственность и стала второй по значению союзной республикой СССР, получив при этом никогда к ней не относившийся нынешний Юго-Восток. Благодаря второму, Украина вышла на международную арену, став учредителем ООН, и снова приросла территориально – Галицией, Северной Буковиной и Закарпатьем.

 

Если уж отказались от имен Ленина и его соратников, надо идти до конца и отказаться от их наследия – современной Украины. Следовательно, лозунгом момента должно быть требование Киева о вхождении Украины по частям в состав тех государств, где они пребывали до Ленина и Сталина. Если таковых на сегодня не окажется, тогда надо обратиться к их правопреемникам. Думается, в этом случае народы Украины поддержали бы «декоммунизацию» и душой, и сердцем. А без этого вместо «скрепы» получилось, как у той унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Общество, да и весь мир снова убедились в дремучей пещерности и мракобесии киевского режима.

 

Лишенная малейших признаков разумности и здравого смысла политика Киева стала главной субъективной причиной происходящего на наших глазах распада государства, объективные предпосылки к чему были заложены в его организационно-структурных основах. Если в проводимой киевским режимом политике «декоммунизации» и отказа от прошлого в составе исторической России ничего не изменится, распад Украины только ускорится, а точка невозврата вскоре будет пройдена. Причем, и в этом трудно сомневаться, зная историю страны и ее народов, большая часть Украины повернет в сторону Русского мира – к себе домой. Крона, наконец, обретет корни.

 

Виталий Варавка