Не так давно, в середине июня, «киевский сиделец» и профессиональный грантоед Айдер Муджабаев высказался…ой, нет, своими словами не передашь той страсти, нужна цитата:
«Как и краковские евреи, крымские татары живут в гибридном гетто и опасаются за свою жизнь. Вокруг нет физических заборов, но есть ощущение этого забора и понимание – я в опасности. Ещё нет концлагерей, но есть установка у остальных крымчан: с представителями коренного народа лучше не иметь дела и держаться от них подальше. Последних по умолчанию считают виновными во всех грехах и потенциальными преступниками».
После прочтения, внезапно осознав, что нахожусь в этом самом «гибридном гетто крымских татар», которые почти как «краковские евреи», решил внимательней приглянуться к окружающей обстановке.
От «краковских евреев» в крымских татарах определенно что-то есть. Когда ожидал маршрутку на остановке, то подкатил пожилой татарин на «нулячей», только из салона «Шкоде», и с ходу вломил двойную цену, хотя, в подавляющем большинстве случаев, местные водилы берут столько же, сколько стоит маршрутка – 50 рублей. Но, определенно, нельзя было упускать такой случай пообщаться с обитателем «гибридного гетто». Разговора, честно говоря, не получилось. Старичок оказался из категории не нагонявшихся мальчиков. Принципиально не пристегиваясь, за несчастные 20-30 километров серпантина он нарушил все писанные и неписанные правила дорожного движения – превышение и обгон через сплошную перед слепым поворотом были как само собой разумеющееся. Все это сопровождалось презрительной руганью в адрес других участников движения и то ли крымско-татарским, то ли кавказским шансоном.
Разочарованный неудачей я отправился прогуляться по улицам одного из курортных городков, в надежде увидеть признаки «гибридного гетто». Как ни старался, табличек с надписью «Татарам вход воспрещен» или «Только для белых» на дверях магазинов и кафешек не обнаружил. Более того, владельцами и реализаторами во многих из этих торговых точек как раз крымские татары и являлись. Как и торговцами на базаре, и владельцами многочисленных чебуречных. Крымско-татарские подростки, сидя в вазовской «классике», пытались привлечь внимание сверстниц громкой попсой, ничем не отличаясь в этом от подростков других национальностей. Может быть в этой, вазовской «копейке» и был признак «гетто»? Ведь не в «Мерседесе» или «БМВ».
К окончанию дня, встреченный мною, знакомый еще по прошлому году татарин, окончательно похоронил надежду увидеть и понять смысл «гибридного гетто». На вопрос: «Где пропадал?», ответил: «Ездил на львовский фестиваль джаза». После этого мой поиск окончательно утратил смысл за отсутствием предмета изучения.
Мне кажется, что Муджабаев, длительное время пребывая в Киеве, забыл одну простую вещь – свято место пусто не бывает. Его время на территории Крыма давно прошло. Здесь уже другая, неведомая ему жизнь, другие лидеры крымских татар, другие проблемы. Того и гляди Турция, по просьбе крымских татар из Крыма, а не из Киева, признает Крым российским. В свете последних событий такой вариант может оказаться вполне реальным. Поэтом россказни Муджабаева, живущего в Киеве на деньги фонда TIKA, выглядят смешно и нелепо. Кстати, деньги TIKA тоже могут скоро закончится.