Прорыв в прошлое. Андрей Бабицкий

Мы и они – это двое из ларца, одинаковых с лица. Но русским довелось обзавестись государством, и они снабдили его функцией притормаживать собственное буйство. А небратья решили объявить себя не-Россией, в результате окончательно утратив понимание сути государственного устройства.

Гайдамаки

На самом деле большой разницы нет – наши иногда вполне себе по-небратски ликуют, предвкушая, как сожмет соседей в своих неласковых объятиях уже явившаяся на двор зима, а сами небратья параллельно не устают праздновать наш неминуемый развал, праздновать мощно, без тени сомнения, указывая на приметы предстоящей катастрофы – голод и мор в российских городах и деревне, стремление окраин сбросить с себя ярмо ненавистного москальского ига.

Мы и они – ведь это просто двое из ларца, одинаковых с лица.

Но русским довелось обзавестись государством – плохим, хорошим, неважно – и они снабдили его функцией притормаживать собственное буйство.

А небратья, с которыми у нас на самом деле и одна история, и одна государственная традиция, решили объявить себя не-Россией, а в результате окончательно утратили понимание сути государственного устройства как такового.

Свое общественное они превратили не в основание государства, как положено, а в колыхаемое всеми ветрами погромное вече, которое то выкликает Европу, то взыскует национального духа, то поднимается на священную войну с русскими оккупантами.

В реальности смысл государства, который у нас был некогда общим, сегодня им неведом вообще. Оно окончательно превратилось для них во внешнюю и враждебную силу.

Сам феномен Майдана – это демонстрация глубокого отчуждения от институтов власти, которые легко могут быть заменены толпой, чьи решения по умолчанию считаются выражением народной мудрости.

Вера в то, что площадь – это разумный и адекватный механизм прямого народовластия, что коллективная воля обычных людей может по наитию решать вопросы, требующие специальных знаний и опыта, по сути дела постепенно привела к разложению те структуры управления, которые достались Украине в наследство от Советской власти.

Еще не выдохшиеся полностью советские механизмы едва удерживают от краха шаткую, малопригодную к управлению миллионами людей, постройку из майданных покрышек под названием Украина.

Все ее опорные конструкции приходят в негодность прямо на глазах, подтачиваемые отсутствием гражданского сознания у самих граждан, которые, похоже, уже откатились до родоплеменных «заводских настроек» – а в них само представление о государстве отсутствует вовсе.

Сегодняшнее украинское общество – это догосударственная стихия, уверовавшая в саму себя, как в силу, которая может самоорганизоваться волшебным образом, отринув все современные форматы социального и политического устройства.

Такой прорыв в прошлое – сразу несколько столетий в минус – завораживает своим простодушием, полным отсутствием понимания, что столь сложное, многоярусное, атомизированное, не совпадающее ни по этническим, ни по образовательным, ни по культурным линиям общество, без многофункциональной, учитывающей множество противодействующих интересов и сил, системы государственных институтов просто обречено.

Проект управления страной майданами – националистическими, бандитскими, пьяными, неосмысленными, стихийными – способен затянуть в воронку небытия уже даже не остатки еще советского государства, а саму инфраструктуру жизнеобеспечения миллионов людей.

Что, собственно, и происходит в режиме онлайн.

Наверно, духовная слепота погрузила во мрак далеко не всех. Люди, которым приходится выживать во все более катастрофических условиях, просто не имеют на нее право.

Они не теряли связи со здравым смыслом, но транслировать его в почти полностью разрушенное пространство государства они не имеют ни малейшей возможности, поскольку отключена всякая коммуникация между человеком и властью, а, кроме того, из агрессивной немоты в ответ можно получить что угодно – от тюремного срока до пули.

При этом расползшаяся по всей стране безблагодатная энергия майданного активизма продолжает свою разрушительную работу, несмотря на все признаки неминуемой катастрофы.

А что им до того – отдельным лицам, считающим, что они обрели власть над историей, открутив время назад – до племенной простоты и непосредственности, когда вся суть происходящего уплощается до прекрасных в своей понятности действий: что нашел, то и съел.

Меньшинство, которому было даровано право демонтировать не только страну, но и все цивилизованные формы жизни, в разных своих изводах – от олигархического до криминально-бандитского – получило всю полноту власти над Украиной.

И на войну нет никакой нужды выходить государством, нужно селом или общиной.

И не на пространство полков и дивизий, а на поляну, где раскачивают дурными головами подсолнухи, а толстые шмели на бреющем кроют фертильностью полнотравье.

Какие ЛЭП, какое электричество?! Где в краю прыгающего, жужжащего, пересекающегося тысячно движения – тел, крыльев, семян, клейкости, изобилия – нашлось бы место для оскорбительно стальных гигантских конструкций, гудящих проводов и искусственного, не солнечного света.

Это все должно быть предано забвенью.

Вы думаете, они действительно хотели в Крыму перекрыть подачу электроэнергии, чтобы зачем-то насолить крымчанам? Ничего подобного.

Они желают извести саму электроэнергию как свойство невыносимого для них мира. Без электричества снова можно будет выйти с Крымом на межу, намесить друг другу физиономии и запустить полуночный пляс, теряя по ходу человеческие слова и уходя в бесконечное пространство хоровода.

Твердо при этом зная, что летом – тепло, а зимой – совсем наоборот. Находя в этом знание первородный живительный смысл: даже если сначала замерзнешь, потом отогреешься.

Но это не то опрощение, которое проповедовали Генри Давид Торо или Лев Толстой. Эти мыслители считали, что человек может быть органично сочетаем с природой.

Наши мыслители, похоже, ничего не считают, но каким-то чудесным образом вывернули к той истине, что и человеком быть вовсе не обязательно.

Андрей Бабицкий, ВЗГЛЯД