2016 год бы очень насыщенным, калейдоскоп событий порой доводил до головокружения. Уровень напряжения и в стране, и в мире был колоссальным. Всё смешалось: политика, экономика, внутренняя и международная повестки… Это был год скорее вопросов, чем ответов. Но во все времена остаётся главный вопрос, волнующий простых людей, — как жить хорошо? И здесь, конечно, в первую очередь речь об экономике.
Уходящий год пестрил проблемами, от которых Россия вынуждена была отбиваться по всем фронтам, тратя на это немало сил и ресурсов: от необходимости вести боевые действия в Сирии и сложных отношений с Западом до допинг-скандалов в спорте. Но, как говорится, что нас не убивает, то делает сильнее. И мы не сломались: не превратились в ещё один нефтеносный «штат», не продались за спасибо европейцам, не стали частью Китая. А это уже дорогого стоит!
Большинство экономистов — и я в том числе — убеждены, что проблем в российской экономике ещё предостаточно. Необходимо, чтобы развитие и промышленности, и малого и среднего предпринимательства шло быстрее, чем сейчас, а экономика не просто замедляла темпы падения (по итогам 2016 года ВВП снизится на 0,6% против падения на 3,7% в 2015 году), но и начинала расти — и расти темпами как минимум не хуже, чем растёт мировая экономика в среднем. Есть ли предпосылки к этому? Несомненно, 2016-й стал, наоборот, во многом показательным и переломным. 70% россиян, если верить опросу, проведённому ВЦИОМ, считают экономическое положение средним, хорошим или очень хорошим. С начала года перевес позитивных оценок над негативными увеличился более чем вдвое. 40% граждан уверены, что дела в стране идут в правильном направлении — это максимум с начала года.
Люди устали от постоянного негатива, хочется глотка свежего воздуха. Отношение к кризису уже как стокгольмский синдром — все привыкли к тому, что «рубль уже не тот», смирились с этим и продолжили работать и жить. Для кого-то решающим фактором стало повышение зарплаты (за десять месяцев 2016 года средняя номинальная начисленная заработная плата выросла на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Конечно, инфляцию и рост расходов никто не отменял, но многим приятно увидеть хотя бы формальную прибавку к доходам.
А для кого-то важнее осознавать свою причастность к великой державе. Несмотря на то, что уходящая администрация Обамы была откровенно недружественно настроена по отношению к России и ни капли этого не скрывала (а влияние на другие страны у Америки очень мощное), мы смогли удержать свои позиции на мировой арене. И даже больше — Россия смогла показать, что нас рано списывать со счетов, что мы не собираемся прогибаться под желания наших оппонентов. К тому же мы не влезли по уши в долги (внешний долг с октября 2015 года по октябрь 2016 года вырос только на $19 млрд, или с 1,4% ВВП до 8%; на фоне Германии с долгом в 75% ВВП, Франции с 87% и США со 115% — сущая мелочь) и не потеряли независимости — уже очень неплохо, особенно на фоне тех перспектив, которые маячили перед нами год назад. На днях Владимир Путин заявил, что сейчас Россия сильнее любого потенциального агрессора. А это значит, что хотя бы технически наша армия готова отстоять суверенитет России и продолжить традиции, заложенные в нынешнем году.
Важно, что 2016 год стал той переломной точкой, когда пришло осознание необходимости реальных перемен. Я не собираюсь искать очередное дно экономики, это чревато разочарованием, вызванным глубиной его залегания, но есть сигналы, которые говорят о переменах в отношении власти к текущей обстановке. Смена руководителей регионов, министерств и служб — первый сигнал того, что старой гвардии, не заинтересованной в дальнейшем развитии, больше нет места.
Если всё пойдёт по плану, то 2017-й должен стать годом перехода от спонтанного принятия решений к внедрению новых стратегий и реформ. Нужно начать, наконец, играть в долгую. Обычно баланса здесь у нас нет: то пусто, то густо. Прошлый антикризисный план — 2016 и планом как таковым не являлся, а просто повторно описывал некоторые статьи бюджета. Теперь же все наперебой стремятся представить свою программу. Сначала Кудрин стал готовить стратегию на 2018—2024 годы, потом новый министр экономического развития Максим Орешкин объявил о разработке программы ускорения ВВП, и ещё недавно Антон Силуанов анонсировал налоговую реформу. Эти вещи и будут центральными в экономике в новом году.
Программа Кудрина базируется на довольно консервативных принципах — таких, как развитие человеческого капитала (то есть речь идёт об образовании в первую очередь) и создание условий для развития предпринимательства. Всё это хорошо и правильно, но реализация таких фундаментальных реформ требует времени. Увы, в 90-е годы власти были чересчур увлечены приватизацией и упустили момент для смены экономической модели (как зависели от нефти в СССР, так и вошли с этой зависимостью в XXI век). А оперативные меры могут быть предложены уже министром экономического развития. Главное, чтобы они воплотились в жизнь. А то и Улюкаев ведь в своё время пытался отстаивать интересы предпринимателей… да так и не отстоял.
Единственный, кто на сегодняшний день озвучил конкретные меры, — это Антон Силуанов. В первую очередь надежды связаны с новой налоговой системой, в которой будут снижены социальные сборы (в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования сейчас уходит до 30% от начисленной зарплаты) ради выхода бизнеса из тени. Сейчас порядка 40% занятых россиян связаны с теневым сектором экономики. Это не значит, что они злостные преступники, — просто получают зарплату или её часть в конверте без уплаты налогов и сборов. Снижение сборов позволит создать условия, в которых предпринимателям выгодно официально оформить сотрудника и не связываться с двойной бухгалтерией. И это правильно: мировой опыт показывает, что снижение финансовой нагрузки всегда ведёт к развитию экономики и росту сборов в бюджет. Другое дело, что Минфин намерен временное недополучение средств компенсировать поднятием косвенных налогов — например, НДС, который в конечном итоге сказывается на кошельке покупателя. Рост цен на товары, который станет неминуемой реакцией на увеличение неналоговых платежей, не окажет благоприятного воздействия на экономику. Главное, чтобы все ведомства научились работать сообща и идти к одной цели. Пока же они часто похожи на лебедя, рака и щуку из известной басни.
Последний кусочек пазла в обнадёживающей картине 2017-го — это цены на нефть. Под конец года достаточно неожиданно большинство стран-экспортёров договорились сократить объёмы добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки, чтобы поддержать цены. Событие знаменательное. Но окажется ли оно решающим для курса рубля? Если все страны, участвующие в соглашении, сдержат своё слово (а действенных способов заставить исполнять обещания на самом деле не существует), то цена на нефть должна достаточно длительное время держаться вокруг уровня в $55 за баррель. Давления на рубль она оказывать не будет, но и серьёзной поддержки тоже — рубль уже не реагирует на рост цен так, как делал это раньше. Да и с точки зрения пополнения дефицитного бюджета дорогой рубль не нужен. Так что в следующем году можем ожидать постепенного роста курса доллара и снижения курса рубля до уровня в 70—75 рублей за доллар. По меркам последних двух лет — это вообще спокойное движение. Какая-никакая, а стабильность.
В целом 2017-й должен будет войти в историю как год начала новой экономической политики и больших перемен в экономике России.
Итак, основные надежды и те спасительные для нашей экономики соломинки, за которые нам нужно держаться, — это согласованное средне- и долгосрочное планирование, которое задаст направление работы нашему правительству, доступные кредиты для бизнеса и граждан, которые оживят потребление и производство, и грамотная налоговая реформа, которая будет стимулировать создание новых легальных рабочих мест.
Держимся за них, и тогда они позволят нашей стране не просто «остаться на плаву», но и «выйти на берег» развития в числе передовых стран.