«Если бы мы мысленно облетели весь мир, что мы увидим там? Грубая агрессия, от которой страдает Украина, ужасные массовые убийства».
Из пастырского послания епископов УКЦ США к Рождеству 2017 года.
В канун Нового года националисты украинской диаспоры США много писали в «Свободе» о церковных вопросах. Они продолжают свои попытки нанести вред каноническому православию на Украине. Наступление националисты ведут с взаимоисключающих фронтов: со стороны «киевского патриархата» и со стороны униатов (УГКЦ).
Почему эти позиции взаимоисключающие? Да потому, что УГКЦ претендует на то, чтобы их руководитель получил статус патриарха, а самозванец Денисенко именует себя «патриархом Киевским и всея Украины-Руси». И две структуры стремятся к тому, чтобы ими руководили патриархи на канонической территории РПЦ и ее неотъемлемой части УПЦ. «Киевский патриархат» хочет получить признание через Константинопольскую патриархию. Тщетно. Ватикан не даёт верховному архиепископу Киевско-Галицкому титула патриарха, хотя униаты учреждают «патриаршии комиссии», построили «патриарший собор» на левом берегу Днепра, действуют цинично и открыто.
Слипого не признавал патриархом никто
Интересна в этом плане статья «Забыли про патриархат и патриарха» известного современного идеолога украинских националистов Аскольда Лозинского, проживающего в Нью-Йорке.
Формально статья приурочена 125-летию со дня рождения руководителя грекокатоликов Иосифа Слипого, который был преемником митрополита Андрея Шептицкого, прославившегося сотрудничеством с фашистами. Понятное дело, что и сам Слипой тоже активно с ними сотрудничал. Но Слипой назвал себя патриархом. В отличие от своего предшественника и всех своих преемников, скромно именуемых себя митрополитами, верховными архиепископами, кардиналами.
Причём Иосиф Слипой сам себя назначил патриархом, никто ему такого титула не давал. Американский украинский националист Лозинский в статье сетует на то, что Рим так и не ответил на прошение грекокатоликов от 1969 года, чтобы Слипого официально признали патриархом. «От Рима не было ответа. В своём завещании патриарх Иосиф объяснил своё видение этого молчания на основании документов, которые обнародовались в ранних 1980-х годах о том, что наша церковь была жертвой дипломатической игры между Римом и Москвой». Американская диаспора, чувствуя уязвимость своей позиции по Украине, просто перекладывает самой же созданные проблемы на чужие плечи.
«Этот взгляд подтвердился в этом году встречей папы с Московским патриархом Кириллом», – жалуется нью-йоркский проводник украинских националистов. – Хотя Рим не дал ответа, его представители неоднократно неформально и, возможно, лицемерно обращали внимание, что для признания патриархата УГКЦ нужна территория, а её нет. Вот так. Со дня провозглашения возобновления независимости Украины и взятия юрисдикции территории Украины УГКЦ прошло 25 лет».
Чего хотят американские деятели?
«Как мне известно, – пишет Лозинский, – синод епископов УГКЦ собирается ежегодно, а иногда и по несколько раз в год. Однако, не припоминаю чтобы среди постановлений синода было решено обратиться к папе по вопросу провозглашения патриархата УГКЦ… Не лучше ли вместо запланированной программы чествования патриарха Иосифа в связи с годовщиной его рождения, продолжить его борьбу за провозглашение патриархата УГКЦ. Единогласно обратиться к папе по этому вопросу».
Как видим, грекокатолики всерьёз претендуют на всю территорию Украины. Причём делают это давно и настойчиво.
Лет десять-пятнадцать назад в православном мире шли жаркие споры по поводу того, имеет ли право руководитель УГКЦ переносить свою резиденцию из Львова в Киев или не имеет. Любомир Гузар, тогдашний глава униатов строил из себя кроткого милого мудрого человека. На самом деле эта внешняя безобидность была обманчивой: Гузар проводил свою политику жёстко и настойчиво. Он не только перенёс кафедру в Киев, но и демонстративно расположил свою резиденцию на левом берегу Днепра, как бы показывая, что УГКЦ претендует не только на Правобережную, но и на Левобережную Украину.
Образ милого человека, который, как говорится, и мухи не обидит, сбивал с толку оппонентов кардинала, расслаблял их, чем очень помогал руководителю грекокатоликов. Вскоре все забыли, что совсем недавно УГКЦ не то что не претендовала на Левобережную Украину, она не могла претендовать даже на большую часть Правобережной Украины. Сфера деятельности униатской церкви не выходила за рамки Галичины, то есть трёх областей Западной Украины.
Теперь Гузар отошёл в тень, он вроде бы уже на пенсии, руководит через молодого преемника. Но его облик очень напоминает политику униатов в целом.
Легонько-легонько, тихонько-тихонько они опутывают всю Украину, тут они похожи на иезуитов. И уже на киевском евромайдане в 2013-2014 гг. униатских священников было больше, чем всех остальных церковнослужителей, вместе взятых. Хотя на предыдущем, оранжевом майдане в 2004-2005 гг. их было гораздо меньше. А за десять лет до этого их нигде, кроме Галичины, не было.
Внимательно анализируя деятельность УГКЦ, понимаешь, что для православия на Украине она не менее опасна, чем «киевский патриархат» раскольника Денисенко.
Подлые и хитрые филаретовцы в союзе с майданной властью
В другом предновогоднем выпуске газеты «Свобода» в статье «Начало конца «канонического» православия?» раскрывается, как подло и хитро филаретовцы вместе с нынешними властями Украины готовят очередную атаку на православие.
Газета не скрывает, что попытка посадить Вадима Новинского в тюрьму связана с тем, что этот бизнесмен активно поддерживает каноническую православную церковь на Украине.
Для чего это власти? Понять не сложно. «Не имея никаких успехов в сфере экономической, социальной, культурной, – пишет газета диаспоры США, – тяжело будет идти на выборы парламентские и президентские, которые неумолимо приближаются. Создание единой независимой церкви в Украине стало бы для власти большим плюсом и мобилизовало бы на её поддержку немалый электоральный ресурс».
Яснее и не скажешь. Но это еще не все.
«Понятно, – подчеркивает американская «Свобода», – что в данном случае можно говорить о «цинизме» власти. Но какая власть не является циничной? В конце концов, если этот «цинизм» приведёт к созданию единой автокефальной православной церкви в Украине, можно будет лишь поблагодарить нынешних власть имущих. В. Новинский же как раз и является одной из ключевых фигур, которая делает всё возможное, чтобы УПЦ не вышла из сферы влияния Московского патриархата. Убрать эту фигуру – значит подтолкнуть УПЦ к созданию в Украине независимой православной церкви. Не даром уголовное дело В. Новинского, возбуждённое генеральной прокуратурой, касается именно церковных дел».
Как видим, украинские националисты даже не скрывают, что собираются создавать свою церковь. Создавать цинично. Наплевав на все моральные принципы. И гордятся этим.
В декабре уходящего года в Верховную раду был внесен законопроект, который предлагает установить праздничным и выходным днем не только 7 января, но и 25 декабря, чтобы праздновать на государственном уровне Рождество Христово и 25 декабря, и 7 января.
25 декабря в Киеве прошла акция «Украина и мир празднуют Рождество Христово». Причем эта экуменическая акция стала началом мероприятий в связи с 500-летием Реформации, которая на Украине в 2017 году отмечается на государственном уровне. Как того требует указ нынешнего украинского президента.
Так что киевский режим и украинские националисты США дуют в одну дуду…
Сергей Бондаренко, «Одна Родина»