Важнейшее из искусств Вашингтона. Юрий Селиванов

Экономия на воспитании патриотических чувств – роскошь, которую никто не может себе позволить

Важнейшее из искусств Вашингтона

Знаете, почему из нынешнего общественного сознания выветриваются труды В.И.Ленина? Потому что в них было много мудрого и дельного. Каковое нам нынче, видимо, противопоказано. В частности, Владимир Ильич в свое время провозгласил, что «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». Кто бы мог подумать, что сегодня, спустя почти сто лет, верность этому ленинскому завету сохранил, разве что … американский Голливуд!

Периодически смотрю в интернете тамошние кинокартины, в том числе и архивные. Чтобы лучше понимать – как и в каком направлении формируется в США общественное сознание. Особенно внимательно смотрю крупнобюджетные произведения. Во-первых, это почти всегда красиво снято. А во-вторых, понимаю, что такие огромные деньги, порой сотни миллионов долларов, на заведомо «нетрендовые», неполиткорректные вещи никто выбрасывать не станет. Потому что хитрая американская «демократия» так устроена, что тебе десятками способов яйца прищемят, если вздумаешь плеваться против ветра. Даже если будешь это делать только за свой собственный счет. Ну, не любят в Америке таких белых ворон. Так что это еще и надежный индикатор тенденций официальной идеологической политики.

Вот и вчера под этим углом зрения посмотрел блокбастер 2013 года про штурм Белого дома («Падение Олимпа»).

Классика жанра. Огромный бюджет в стиле – снимай и ни в чем себе не отказывай. Реалистичность картинки – «хай -энд». Сюжетная линия тоже без особых откровений – добротный американский стандарт. Что бы Америка не делала, она всегда самая правильная, самая добрая, самая гуманная и, конечно же – самая летальная.

Сюжет мастерски выполнен в точном расчете на самую массовую аудиторию – обычных американцев. Все эмоции, поступки и логика развития действия просчитаны практически безошибочно и точно бьют в цель – фильм держит простые души в напряжении, где-то даже захватывает и уж точно не дает соскучиться.

В такой завораживающей зрителя атмосфере не просто, а очень просто пробуждать в людях самые искренние патриотические чувства – любовь к своей великой стране и готовность за нее постоять. Или хотя бы восхититься теми, кто это на экране так самоотверженно делает.

Чего стоит только президентская охрана, которая полегла вся до единого человека , пытаясь отстоять Белый дом чуть ли не одними пистолетами против вооруженных до зубов террористов. А как красиво, можно сказать чувственно – в замедленной съемке падал сорванный злодеями с флагштока и вконец истерзанный американский флаг! Постановщики этой сцены как будто давали рядовому американцу время прочувствовать, какой ужасной может быть судьба его страны и его самого, если допустить такое.

Фильм очень даже неглуп. А его мнимая примитивность – тщательно выверена.

В нем нет прямолинейного и поголовного американского суперменства. Даже ближайшие соратники захваченного в заложники президента США – просто люди, которые в трудную минуту могут не справиться и проявить слабость. Но и это работает на легенду. Зрителю объясняют, что это не какая-то внеземная элита, а такие же обычные люди, как и они сами. И что президент у Америки – классный парень, которой точно на своем месте. Да еще вдобавок жену-красавицу потерял в дорожной аварии и переживает за сына, которого могут взять в заложники. Как тут не посочувствовать. И спикер конгресса, оставшийся за президента, тоже воплощение мудрости и других безупречных достоинств. Есть, конечно, и форменные дураки с большими звездами на погонах. Как же без них! Но мудрый спикер держит этих недотеп за гланды и не дает зрителю усомниться в том, что в такой стране может быть как то иначе.

Ну и понятно – обязательный хэппи-энд. Президент спасен. Все плохиши с некрасивыми азиатскими лицами отправлены разными способами прямиком в ад.

Пытаюсь поставить себя на место обычного американца. И смею думать, что фильм ему нравится и внушает ровно то и в той степени, в которой это и было запрограммировано и щедро оплачено.

Да конечно – это пропаганда. Причем достаточно незатейливая. Но очень добротная, мастерски сделанная и внушающая доверие. Такая, про которую вполне можно сказать, как о виртуозной игре мастера на клавишах человеческой души. Настолько все симфонично.

Массовый зритель не будет вникать в детали большой политики, во все эти северо-южнокорейские дрязги, вокруг которых собственно и закручена лихая интрига этого кино. Поэтому авторы обозначают их только условными штрихами для общего фона. А на переднем плане то, что понятно любому – противник захватил Белый дом, на нас напали и значит – «Все на борьбу с врагом!».

И поскольку всё снято предельно реалистично, а шлифовка и огранка эпизодов практически не вызывают вопросов, то и эффект воздействия на аудиторию близок к стопроцентному. Разве что раненого в живот президента лучше бы все-таки несли на носилках, а не заставляли передвигаться пешком. Но видимо решили что, если он будет бежать до вертолета своим ходом, то так будет еще героичней.

Почему я об этом так подробно пишу? Да именно потому, что американцы на своё «важнейшее из искусств», а точнее – на патриотическую кинопропаганду не жалеют никаких денег. Ведь для них бюджет фильма в сто миллионов долларов, позволяющий создавать на экране практически полноценную новую реальность, в которую просто нельзя не поверить, самое обычное дело.

Возможно и у нашего кинематографа есть позывы к чему-то подобному. Все-таки времена нынче требуют героических эпосов. Кое-что даже наверняка пытаются делать. Но размах и масштаб явно не те. Каюсь, пока не смотрел нашумевших «Панфиловцев», но все предыдущие картины такого рода, претендующие на эпичность, моего доверия, как зрителя, не оправдали. Потуги дилетантов – не больше.

Современное кино должно поражать воображение зрителя всеми возможными способами, брать его за душу и вытряхивать из неё все лишнее, оставляя лишь то, что нужно стране. Причем это не обязательно должен быть голый и глупо-нереальный ура-патриотизм. Все должно делаться куда тоньше, аккуратней и систематичней. Потому что работа идет над самым деликатным материалом – человеческой психикой, сознанием и подсознанием.

Американцы это вполне понимают. И поэтому их кино работает без дураков, как часть единого государственного механизма по формированию образа мышления и идеалов нации.

Между тем, хотя нашему Отечеству такая целенаправленная работа нужна никак не меньше, если не больше, местная «высокохудожественная элита» далеко не всегда, мягко говоря, соответствует своему высокому предназначению в той степени, чтобы государство и общество это устраивало.

Особенно в нынешнее время, когда сложность геополитического положения России и Русской цивилизации достигает предельных значений. И от народа, страшно сказать, может даже потребоваться затянуть пояса и проявить самоотверженность. То есть не роптать на «тяжелую жизнь» и, конечно же, не «выёживаться» по любому поводу, не бузить и не качать права, но молча и сосредоточенно работать ради общего выживания – страны, себя, своих детей и внуков.

Для чего состояние перманентной расслабленности и беспробудного самолюбования – самое неподходящее из всех возможных. И если оно будет и дальше поддерживаться основной массой полностью отвязанных от интересов государства и общества «культуртрегеров», то результат будет очень плачевным. Народ в нужную минуту может просто не понять, кто именно ему враг и против кого нужно идти воевать. И времени для решения этой проблемы остается совсем немного. Гораздо меньше, чем многие думают.

Юрий Селиванов, специально для News Front