Брюссель дискредитировал себя как платформа переговоров о косовском кризисе. «Студенты за правду», Сербия

Недавно в Сербии произошел инцидент, который едва не привел к серьезному конфликту на Балканах. Албанские террористы планировали нападение на сербский пассажирский поезд, который направлялся из Белграда в Косовскую Митровицу. Угрозы удалось избежать, поезд вернули в столицу, маршрут отменен. Однако ситуация показала, что несмотря на многолетние усилия международного сообщества, безопасность и в целом положение дел в крае оставляет желать лучшего.

Террористы планировали нападение на сербский пассажирский поезд, который направлялся из Белграда в Косовскую Митровицу

Крупная молодежная общественно-политическая организация «Студенты за правду» в связи с этим подготовила открытое письмо к руководству Сербии, в котором предлагает пересмотреть отношение к брюссельской платформе переговоров Белграда и Приштине, которая за трехлетний срок и не приблизилась в решению исторического спора. В свете растущей мультиполяризации мира Сербия может и должна рассчитывать на более беспристрастное международное участие, считают молодые активисты.

Прошло три года после подписания Брюссельского договора с представителями институтов самоуправления в Приштине, но результаты тревожны и вызывают сомнения в нынешних попытках разрешить многовековой вопрос.

Как известно, проблема Косова и Метохии лежит далеко от переговоров в Косово и Метохии и имеет специфическую историю. От создания Призренской лиги и ее геноцидной политики в отношении сербов, затем во время Второй мировой войны и политики Тито, этот процесс продолжился вмешательством западных государств, Куманоским военно-техническим договором, затем незаконным провозглашением независимости Косова и его признанием большим числом сильных стран, и, в конце концов, отходом от переговоров по Косову на уровне ООН в пользу ЕС. Косово и Метохия – это не проблема поколения, и поколение его, вероятно, не может решить.

Мы понимаем и выступления за мир и стабильность, и желание брюссельской платформы послужить осуществлению этой цели. Между тем, выходит, что по итогам трехлетних переговоров ни сербы Косова и Метохии, ни Сербия как государство не получили желаемых результатов. Ход переговоров подтвердил изначальную уверенность сербского народа, которые их и видел предательством сербских национальных интересов в вопросе Косова и Метохии.

Опыт и недавние события указывают на неискренность албанской стороны в переговорах и ее неготовность исполнять договоренности. О том говорит откладывание формирования Ассоциации сербских општин, предусмотренной договором. Кроме того, договор не привел к снижению напряжения, остановке гонений против сербов, убийств сербов, остановку насилия и издевательств, не улучшил экономическое положение сербов в Косово и Метохии. Будет ли албанская сторона неискренней на переговорах – мы уже увидели.

Брюссельская платформа изначально не представляла собой и не могла представить честные рамки для договоренностей, поскольку внутри ведущих стран внутри данной платформы Сербия не имела ни малую поддержку для осуществления своих государственных интересов. Это неравновесие в переговорческих позициях объяснялось тягой к вступлению в ЕС, но опыт по сей день этого не оправдал.

В конце можно поставить вопрос, брюссельская ли сторона сделала переговоры невозможными и невыполнимыми, не дав и одного условия для реализации общих принципов. Все это показывает, что ЕС не имеет силы для успешного посредничества в мирном решении споров вроде нашего. Фиаско начало девяностых годов ставит под вопрос ее роль миротворца и покровителя переговоров такого типа, а переговоры Белграда и Приштины еще раз это подтверждают.

Поэтому Республика Сербия как недовольная переговорами сторона имеет право указать на крах брюссельской платформы и неспособность ЕС обеспечить условия для осуществления принципов, и искать новые пути: равноправные, гарантирующие реальные возможности для решения кризиса, с участием стран и вне Евросоюза.

ООН как единственная легитимная инстанция для мирного решение споров, и СБ как орган защиты действующих сторон и сегодня представляет собой платформу для решения кризиса вроде этого. С некоторыми успехами ООН и после Второй мировой войны были посредником во многих переговорах, а в мире растущей мультиполяризации нет причин не использовать все большее влияние России и Китая, тем самым повысив переговорческую позицию Сербии.

Считаем, что серия неудач в осуществлении договоренностей в Брюсселе оправдывает пересмотр нынешней платформы переговоров и возможность предложить новую. Как указывается в самом начале, речь идет о проблеме со своим историческим ходом, так что изменения в международных отношениях и в возможностях защиты сербских национальных интересов требуют и изменения в стратегии решения этого вопроса.

Президент республики Сербии, Председатель Парламента Республики Сербии, Председатель Народной Скупштины Республики Сербии, Министр иностранных дел Республики Сербии, Директор Канцелации Косова и Метохии,

Мы просим рассмотреть приведенные аргументы и поставить вопрос о целесообразности нынешней косовской политики, чтобы действовать по этой многовековой проблеме ответственно и мудро. Призываем вас к храбрым действиям в рамках новых возможностей: объявите остановку в переговорах в Брюсселе и инициируйте в международном сообществе создание новой переговорческой платформы за решение этого вопроса.

Ненад Узелац, «Студенты за правду»

Перевод с сербского: Оксана Сазонова, News Front