В декабре в течение трех недель в Дорогомиловском районном суде города Москвы рассматривали материалы дела по заявлению украинского политика Владимира Олейника, призвавшего признать события в Украине зимой 2013-2014 годов государственным переворотом.
Судебное решение принято. Евромайдан и последовавшие за ним события оценены как государственный переворот. Что дальше? На этот и некоторые другие вопросы ответил инициатор судебного разбирательства.
– Владимир Николаевич, какие цели вы преследовали, инициировав подобное судебное разбирательство, причем, конкретно в России?
– Я вынужден сейчас в силу преследования меня в Украине жить в Москве. Поэтому подал заявление по месту моего проживания. Решение Дорогомиловского суда установило факт государственного переворота и сухим юридическим языком изложило свое решение, в котором однозначно квалифицировало произошедшее как приход к власти нелегитимного правительства. Это юридический факт. Причем, согласно «Конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским и уголовным делам», которая была заключена 22 января 1993 года странами СНГ, решение Дорогомиловского суда автоматически без применения по этому поводу специальной процедуры признается странами, подписавшими эту Конвенцию.
– На Украине сейчас все сложно и она может не признать это решение на своей территории, найдя множество поводов.
– То, что на Украине нелегитимная власть не признает решение Дорогомиловского суда, не удивляет. Самое главное, что есть второй субъект. Это народ страны.
– Что может делать с этим решением гражданин Украины?
– Если его преследуют по уголовному или гражданскому делу, требовать, чтобы судебное решение Дорогомиловского районного суда было приобщено к материалам его дела как доказательство. Скажем, с гражданина страны пытаются взыскать задолженность по коммунальным платежам. Решение Дорогомиловского суда признала нынешнюю власть в Украине нелегитимной. Она эта власть проблему созидала. Граждане, руководствуясь Конвенцией, могут говорить о нелегитимности решений власти в целом. А также задать вопрос: «А судьи кто?» Нелегитимная власть назначает соответственно незаконный суд как одну из ветвей своей власти. А значит требовать исполнения заведомо незаконных своих решений не может. Ведь, придя незаконным путем к власти, они принимали незаконные с точки зрения права Законы и нарушили тем самым права избирателей – граждан страны, которые являются потерпевшей стороной. Народ не давал им согласия на государственный переворот, войну в собственной стране и разруху.
– Но опять же, нежелание нынешних нелегитимных властей признавать решения Дорогомиловского суда законными на территории Украины значительно осложнят жизнь гражданина рискнувшего последовать Вашему совету.
– Если им отказывают в принятии таких решений, они имеют право обжаловать его в вышестоящей инстанции вплоть до Европейского суда. Тем более, что нынешние правители Украины постоянно пытаются убедить мировое сообщество в своей верности цивилизационным ценностям. Именно поэтому они вынуждены будут приобщить решение Дорогомиловского суда к любому делу по требованию истца в качестве доказательства.
– Но, опять же, возникает вопрос: Не будет ли призыв к гражданам Украины массово опираться на решение Московского суда как повод обвинить Вас к призыву к массовому неповиновению в масштабах государства?
– Все в рамках Закона. Нет никакого призыва к неповиновению. Юридическим языком это называется правовая аргументация. А против Закона не попрешь. Есть Конвенция. Она признает его решение на территории Украины. И я, как юридически грамотный человек, руководствуясь Законом, Конвенцией и Конституцией Украины могу заявить, что эта власть не имеет права предъявлять ко мне претензии. Тот же самый генеральный прокурор Украины, который назначил прокуроров, которые в моем процессе выступают обвинителями – незаконен. Он неконституционен. Как он может мне предъявить претензии юридического характера? Конвенция является частью национального законодательства Украины. Фраза «Именем Российской федерации» по Конвенции звучит как: «Именем Украины!». Точно также украинское решение признается на территории России.
– Получается, гражданин Украины, апеллируя в Европейский суд, может руководствоваться этими положениями для принятия решения в свою пользу?
– Совершенно верно. Он может заявить, что решения по увеличению тарифов принимал премьер Владимир Гройсман, который был назначен на должность нелегитимной властью и, значит, его решения незаконны. И гражданин Украины имеет право имплементировать это решение, в конкретных судебных заседаниях ссылаясь на то, что Украины ратифицировала эту Конвенцию.
– Любое судебное решение, любой Закон реально становится полезен тогда, когда народ научат пользоваться этим решением и Законом. Не зная о таком решении, тот же украинский дядька, по крайней мере, сейчас считает, что решения нынешних властей являются законными. Кто научит дядьку правильно пользоваться решением Дорогомиловского суда?
– Это уже другой вопрос. И он очень хороший, так как речь реально идет о правовой грамотности населения. Нужно дойти до каждого. Создать в стране несколько прецедентов, сделать использование решения Дорогомиловского суда массовым. Тогда оно начнет реально работать. И в этом случае, если скажем, Вас обвиняют в терроризме или сепаратизме, вы возьмете решение Дорогомиловского суда и придете в украинский суд и скажете, что власть незаконная, и она не имеет права Вас судить. Целые области, Луганская и Донецкая, могут руководствоваться этим решением. Они все из-за нежелания признавать смену власти скопом записаны в «сепаратисты», и против них идет самая настоящая гражданская война. Это геноцид собственного народа. Преступная власть, пришедшая к власти преступным путем, не имеет права преследовать в уголовном порядке народ.
– Но ведь могут отказать?
– Обязательно откажут. Но я по всей цепочке пройду до Европейского суда по правам человека и подниму этот вопрос перед мировым сообществом. Они будут вынуждены признать преступность этой власти, и вот тогда украинский народ сможет провести законные выборы президента страны и Верховной Рады Украины.
– Вы будете ждать прецедента в стране, когда кто-то воспользуется решением Дорогомиловского суда как аргументом в своем деле?
– Отнюдь. Я не намерен оставаться сторонним наблюдателем. Мы подготовили проект обращения в Конституционный суд Украины и направили его с просьбой поддержать народным депутатам Верховной Рады Украины. Кроме того, я обратился к Уполномоченному по правам человека с просьбой также выступить с обращением к КСУ. Конституционный суд Украины может отменить решение о смене власти, читай, государственном перевороте в стране в 2014 году. Для этого, как минимум, есть два весомых основания. Первое – эти решения в 2014 году принимали без заключения Конституционного суда. Второе – нельзя менять Конституцию Украины в соответствии с 13 разделом постановлениями. Но именно так сделали в феврале 2014 года. Александр Турчинов ставил свою подпись под документами, присвоив себе звание исполняющего обязанности президента при законно избранном президенте и в нарушение всех действовавших на тот момент норм Конституции страны.
– Кто реально может Вас поддержать сегодня в вашем стремлении добиться правды?
– Статья 42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» предусматривает, что в Конституционный Суд также могут обратиться граждане Украины. Это их право, а Конституционный суд должен будет рассудить, что произошло в Украине в 2014 году. И мы соберем подписи, в том числе граждан ЛНР и ДНР, а они остаются гражданами страны, и добьемся рассмотрения вопроса в Конституционном суде Украины. Это нормальная форма цивилизованного давления. Мы проявим настойчивость. Я уверен, нас поддержат все, кто не связан с нынешней властью, и чьи конституционные права были нарушены в результате переворота.
– Зачем нужен Конституционный суд Украины?
– А вдруг я не прав? А вдруг не прав Дорогомиловский суд? Ошибка всегда может присутствовать. Пусть Конституционный суд Украины проверит законность прихода к власти нынешних правителей Украины.
– А если Конституционный суд Украины примет другое решение?
– Пусть примет. Это же мировой прецедент. И его необходимо совершить. Но я уверен, что уважающий себя юрист, руководствуясь Законом, Конституцией Украины, внимательно изучив материалы дела, как сделал это Дорогомиловский районный суд города Москвы, не сможет признать нынешнюю власть легитимной. Это понимают все стороны и поэтому боятся гласного процесса.
– В самом начале задав вопрос о выборе Московского суда в качестве места рассмотрения Вашего заявления, хотелось еще и полюбопытствовать, почему такое же обращение нельзя было сделать в самой Украине?
– Мы обращались в суды Украины. Обратились в Высший административный суд. Мне отказали. Я сейчас в Верховном суде обжалую этот необоснованный отказ. Собственно здесь нечему удивляться. Судебная система Украины сегодня разрушена. Она, как и граждане страны, находится в страхе, ощущает давление и не является независимой. Но этот путь необходимо пройти, чтобы потом в Европейском суде по правам человека доказывать незаконность принятых самозванцами решений.
– Кроме суда по правам человека в Европе есть и другие институты международного права.
– Совершенно верно. Мы инициируем обращение граждан в ОБСЕ с просьбой обратиться в Венецианскую комиссию, чтобы она тоже сделала заключение о соответствии принятых законов в Украине в феврале 2014 года Конституции Украины. Венецианская комиссия мониторит Украину и все изменения в Конституции Украины с 1996 года. Заключения комиссии есть и до и после событий февраля 2014 года. Сам февраль 2014 года почему-то пропустили. Пусть дадут ответ гражданам. Отказать им будет трудно.
– Владимир Николаевич, главный вопрос: чего Вы, собственно, добиваетесь?
– Я не добиваюсь возврата к власти Виктора Януковича или каких-то других персоналий. Главная задача – вернуть власть народу Украины. Он должен иметь право выбора своего пути. Не навязанного выбора, а именно выбора, когда на всенародном голосовании решается вопрос – какой должна быть Конституция, кто будет президентом, кто войдет в состав парламента. Иными словами мы боремся за конституционные права народа. Только так можно добиться процветания страны, и уважения украинцев как граждан сильной равноправной, а не униженной державы в мире. Необходимо перезагрузить власть. В том самом февральском Соглашении от 2014 года об урегулировании политического кризиса, которое подписали под наблюдением глав МИД Польши, Германии и Франции тогдашняя оппозиция и президент Янукович, а оно до сих пор не утратило юридической силы, прописан каждый шаг к миру и благополучию. В документе 6 пунктов, и главный из них – провести внеочередные выборы. Факт госпереворота в Украине доказан, теперь надо вернуть власть народу.