В 2016 году Крым продолжал жить в парадигме навязанной ему блокады и санкционной войны, когда из-за подрыва линий электропередачи более 2,5 миллиона человек остались без света и тепла; когда из-за продолжающегося перекрытия подачи воды из Украины по Северо-Крымскому каналу, обеспечивавшему до 80% потребностей республики в воде для заполнения водохранилищ и орошения, крымским крестьянам наносится серьезный ущерб; когда группы вооруженных диверсантов со стороны Украины пытались проникать на полуостров, но регулярно уничтожались.
Во второй половине прошлого года были продлены ограничительные дискриминационные меры экономического и визового характера, которые являются ничем иным как коллективным наказанием всех жителей полуострова, включая крымских татар, греков, караимов, крымчаков, русских, украинцев, немцев, итальянцев и других народов Крыма за их добровольный выбор. По сути, впервые после Второй мировой войны Евросоюз и киевский режим пошли по пути восстановления тоталитарных практик, массового нарушения прав человека, которым не место в современном мире.
“Цивилизованная Европа” закрыла глаза на реальные нарушения прав жителей Крыма, вызванные водной, транспортной, энергетической и продовольственной блокадой полуострова украинскими националистами и группой крымско-татарских радикалов, поддерживаемой Украиной. Евросоюз, который на словах заботится о судьбе и правах населения Крыма, действовал явно вразрез со своими демократическими “ценностями и принципами”.
Брюссель не желает видеть тех реальных изменений к лучшему в жизни населения Республики Крым и Севастополя в составе России, за которые три года назад оно в подавляющем большинстве и проголосовало в ходе свободного и демократического волеизъявления – после двадцати трех, как часто говорят крымчане, “потерянных лет” в составе Украины.
Только при помощи России крымчане смогли пережить эти сложные времена и приступить к программе возрождения экономики полуострова на основе Федеральной программы целевого развития.
Но главным итогом 2016 года для России и Крыма стало полное фиаско западной санкционной политики, инициированной администрацией Барака Обамы, направленной на “экономическое наказание” России и создание условий для “раскачивания” у нас внутриполитической ситуации.
Именно поддержка антироссийских санкций и их регулярное продление стали тем фактором, который не только внес глубокий раскол в европейское единство, нанес прямой экономический ущерб странам их поддержавшим, но и поставил на грань развала всю западную систему взаимодействия. Словом, антикрымской блокадой и антироссийскими санкциями, как мы и предупреждали, коллективный Запад тяжело ранил сам себя. Об этом свидетельствуют результаты президентских выборов в США и выход Великобритании из состава ЕС. Смена вех в глобальной политике подводит черту под американоцентричным миром, доминированием на европейском континенте англо-американской коалиции, дает шанс для выстраивания многовариантной международной системы, где на первом плане будут выступать национальные интересы государств.
В этом сложном международном контексте республиканские органы власти продолжали системную работу по развитию и расширению международных контактов Крыма.
Только в 2016 году представители около 60 стран – парламентарии, общественные деятели, представители бизнеса, науки, культуры и СМИ — побывали на полуострове. Крым посетили делегации депутатов региональных и национальных парламентов Франции, Италии и Турции. Во всех случаях речь шла об укреплении сотрудничества между странами и регионами и необходимости отмены незаконных санкций, обсуждались вопросы экономического сотрудничества. Таким образом, Крым, несмотря на попытки искусственно изолировать его, становится частью информационного пространства Европы как территория постоянных контактов, деловых и человеческих взаимоотношений.
Результатами этой работы стали участившиеся попытки различных политических сил напрямую поднять вопрос отмены санкций против России и Крыма. Это и соответствующие рекомендации парламентов Франции и Кипра, резолюции с призывом признать Крым российским, принятые итальянскими регионами Ломбардией, Венето, Лигурией и другими.
Сложился и устойчивый институциональный формат международного сотрудничества Крыма. Он включает в себя все более популярный Ялтинский экономический форум, международные конференции предпринимателей и общественных активистов, в частности, форум Черноморской ассоциации международного сотрудничества “Крым в современном международном контексте”, проведение презентаций экономического и культурного потенциала Крыма за рубежом (в 2016 г. они прошли в Пекине, Софии, Белграде, Минске), взаимодействие по линии городов-побратимов, народную дипломатию, направленную на организацию работы с зарубежными партнерами и так далее.
Говоря о том, что Крым изменил мир, изменил всю систему политических отношений, мы надеемся, что 2017 год станет годом восстановления конструктивного сотрудничества и диалога между Россией и ее западными партнерами, в том числе и по Крыму.
Эти процессы, несомненно, отразятся на устойчивом развитии Республики Крым, ее инвестиционном климате.
Георгий Мурадов – постоянный представитель Республики Крым при Президенте России, РИА