Появившиеся накануне сообщения в украинских СМИ о том, что Россия по итогам 2016 года стала главным покупателем военной продукции из Незалежной, оказались уткой. Москва уже в 2015 году полностью импортозаместила те компоненты вооружений, которые раньше закупала у заводов, после распада СССР оставшихся на территории соседней страны. Зачем Украине распространять ложную информацию и есть ли у местного ВПК будущее без сотрудничества с Россией?
Накануне украинские СМИ со ссылкой на статистику Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI ) назвали Россию крупнейшим покупателем продукции военного назначения у Киева по итогам 2016 года. Рост поставок в РФ якобы составил 72% ($169 млн против $98 млн в 2015-м).
Более того, журналисты местного портала “Главком” даже обратились в Службу безопасности Украины (СБУ) по поводу сотрудничества местного завода “Мотор Сич” с российскими коллегами с предприятия “Сокол” из Нижнего Новгорода. Оно, к слову, входит в состав авиастроительной корпорации МиГ и, по информации украинских журналистов, производит… учебные самолеёты Як-130. В СБУ на эту ноту ответили тем, что “не видят ничего преступного в сотрудничестве компании со “страной-агрессором”.
А сотрудничество это, согласно материалам в украинской прессе, вылилось в контракт на поставку России 218 авиадвигателей. Однако, как выяснил Лайф, беспокоиться “патриотам” Незалежной нечего. Ведь на самом деле по итогам 2016-го не то чтобы роста поставок украинского ВПК в РФ, но и самих этих поставок не было вовсе. Во-первых, МиГ Як-130 не производит. Эту информацию сообщили официальные лица самой авиакорпорации.
— Это к “Иркуту”, мы их не производим, — пояснил Лайфу представитель корпорации МиГ.
Во-вторых, официальный представитель авиакорпорации “Иркут” отметил в беседе с Лайфом, что информация о покупке российскими структурами украинских двигателей неверна. Движки для Як-130 собирают на заводе “Сатурн”, входящем в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).
— Раньше двигатели для Як-130 поставлял “Мотор Сич”, но уже давно не поставляет. Процесс переноса в Россию с Украины производства авиадвигателей был запущен давно и не был связан с событиями 2014 года. Чтобы перенести производство авиадвигателя, нужен не один год. Это несколько лет упорного труда, — сказал Лайфу представитель “Иркута”.
Ещё в апреле 2015 года представитель “Сатурна” говорил журналистам, что на предприятии освоили полный цикл производства и начали поставки авиастроителям авиадвигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолётов Як-130.
Выходит, правдоподобность информации в украинских СМИ не выдерживает никакой критики? Чтобы быть до конца объективными, мы обратились в сам Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI). Там Лайфу пояснили, что все данные собирают из открытых источников. Кроме того, представитель института сделал важную ремарку, касающуюся поставок двигателей для Як-130 с Украины в Россию. Дело в том, что Институт учитывает поставки получателем в тот год, когда они приняты на вооружение вооружёнными силами покупателя.
— В данном случае двигатели, произведённые на Украине, эксплуатируются на произведённых в России самолётах и кораблях. Эти компоненты, вероятно, были поставлены российским компаниям несколько лет тому назад — более вероятно, что последние поставки были в 2014 году, максимум — в начале 2015 года. То есть перед тем, как Украина прекратила поставки военной техники в Россию. Однако вооружения (Як-130 и фрегаты), использующие эти двигателя, только поставляются в войска и флоту (2015–2016 и 2017 годы) или будут поставляться позднее. То есть именно по факту поставки “начинённой” украинскими двигателями российской продукции в войска РФ мы и ведём свою статистику. То есть если двигатель был куплен у Украины в 2014 году, а самолёт, в который его установили, поступил на вооружение армии РФ в 2016-м, то этот двигатель мы вносим в экспортную статистику именно за 2016 год, — пояснил Лайфу Симон Веземан, старший исследователь программ вооружений и военных затрат института.
Получается, что ларчик просто открывается. Без пояснений о том, что вооружения с украинскими компонентами (произведёнными до событий 2014 года) поставлены в российские войска и поэтому учтены как поставленные (хотя были произведены очень давно) возникает обманчивое впечатление, что военно-техническое сотрудничество между странами увеличивается в денежном выражении. Однако это не так на самом деле.
Кстати, потом и сам “Мотор Сич” опроверг информацию о сотрудничестве с Россией. На предприятии cообщили, что работают в рамках законодательного поля своей страны и не осуществляют сотрудничество с Россией с момента принятия официального решения властей о запрете на сотрудничество. Поставки двигателей АИ-222 в РФ для УБС Як-130 прекращены предприятием ещё в июне 2014 года.
— Ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни в 2017-м годах поставки АИ-222 в Россию также не осуществлялись, — сообщили в руководстве предприятия.
Таким образом, РФ продолжает гнуть свою линию по импортозамещению украинских комплектующих. Причём процесс этот невыгоден самой Украине. Как выяснил Лайф по материалам Государственного комитета по статистике Украины, за 2015 год в Россию было экспортировано 540 двигателей мощностью более 1100 кВт, к которым относится семейство турбовальных двигателей типа ТВ3-117, производимых на “Мотор Сич”, на общую сумму $327,542 млн. и 18 двухконтурных турбореактивных двигателей типа Д-436-148 тягой более 25 кН стоимостью $24,031 млн.
Россия является крупнейшим клиентом “Мотор Сич”, и её потеря будет чревата серьёзными последствиями для предприятия, так как Западу украинская продукция по технологическим и ряду других причин не особо нужна. По данным всё той же службы статистики, доля России в доходах “Мотор Сич” в 2015 году составила 55%.
— Эти цифры, конечно, по заключённым ранее контрактам, — говорит известный военный эксперт Алексей Леонков. — Но уже с 2014 года пошли проблемы с контрактами. И все прекрасно об этом знают. То, что производил “Мотор Сич”, у нас делают на предприятии АО “Климов”. По украинским двигателям Россия давно импортозамещение закончила. Статистика очень сильно изменилась. Для завода “Мотор Сич” потеря российского рынка обернётся очень серьёзными проблемами. Завод переживает не самые простые времена. Затрудняюсь ответить, как руководство завода будет выходить из положения. Единственный вариант сейчас — это заниматься сервисным обслуживанием, ремонтом двигателей. И то не факт. Но доходы от него несопоставимо ниже, чем от продажи оборудования. У завода были некоторые контракты с США, потому что Штаты когда-то закупили часть вертолётов Ми-8 с двигателями “Мотор Сич”. Это единственное, что сейчас может быть востребовано. Помимо США вариантов нет. Эксплуатантов их двигателей помимо российской техники нет.
Эльдар Ахмадиев, LIFE