Апогей абсурда. Вячеслав Самойлов

Как в Прибалтике борются с советской символикой

Как в Прибалтике борются с советской символикой

Недавно депутат Сейма Латвии от фракции праворадикалов Янис Домбрава с гордостью похвалился перед избирателями очередным своим успехом в борьбе с символами ушедшей советской эпохи. Стараниями депутата в Риге на берегу Даугавы у здания Национальной библиотеки («Замок света») будет ликвидировано металлическое ограждение, содержавшее в качестве украшений серпы и молоты. В Прибалтике до сих пор идёт ожесточённая борьба с материальными символами относительно недавнего ещё прошлого.

Наследие «оккупации»…

«Великолепные новости! Я получил официальный ответ от департамента сообщения Рижской Думы, который обещает в ближайшие недели демонтировать элементы символики советского тоталитарного режима с перил набережной», — радостно написал Домбрава в соцсети. Также, он выложил скан ответа Рижской думы, в котором упоминается символика «советского тоталитарного режима» на ограждении. Ранее Янис Домбрава отправил заявление в самоуправление. Депутат пригрозил, что, если у муниципалитета не окажется на денег на ликвидацию «возмутительной символики» на ограждении, он готов лично снести ненавистные перила. По его словам, сейчас пришло время закончить начатую ещё двадцать шесть лет назад борьбу с советской символикой. При этом, подчёркивая срочность данной задачи, Домбрава попросил уведомить его, если в ближайшее время уничтожению советских заграждений помешают какие-то намеченные муниципалитетом ремонтные работы.

Стоит подчеркнуть, что среди депутатов Национального блока в Сейме Латвии Домбрава является одним из самых активных — он регулярно делает заявления о необходимости «латышизации» страны, о том, что нужно готовиться дать отпор «агрессивной России» и что надо поставить на место здешних русских. В ответ латвийские русские тоже платят Янису Домбраве особо «тёплым» отношением. В частности, под вышепроцитированным постом на «Фейсбуке» появились отклики: «Какое „важное“ занятие для депутата! Слышь, Домбрава, ты что сделал полезного за свою зарплату, которую получаешь с наших налогов? Привлёк хоть один евро внешних инвестиций в нашу страну, поспособствовал началу нового производства или возобновлению старого? Что ты хорошего сделал, Домбрава?» «Он только ломать может, а что-то построить не может!» «Эта сволочь хочет и памятник освободителям в Риге убрать. По тонкой грани ходишь». «А почему бы тогда не ликвидировать все дома, построенные в Советском Союзе. Идиотизм полный…» «Страной правят больные люди».

А вот ещё одна относительно недавняя новость: члены латвийского националистического байкерского клуба Dieva Suņi («Псы господни») выступили с осуждением тех жителей страны, которые хранят выданные в СССР свидетельства о рождении. «Не стыдно ли иметь такой документ?», — риторически вопрошают байкеры-»патриоты» на Facebook-странице своего клуба. Более того, они даже не поленились обратиться к Кабинету министров. «После восстановления независимости Латвии прошло двадцать шесть лет. Тем не менее, у граждан Латвии, рождённых в период советской оккупации, до сих пор на руках такие свидетельства о рождении. В правительстве этого не стыдятся?».

Запретная символика

Байкерское воззвание вызвало у латышей бурную дискуссию в соцсетях — и о других оставшихся в употреблении документах с советской символикой. «То же самое и c документами об образовании. Все дипломы с глупой символикой СССР. Эти учебные заведения, которые существуют и сейчас, могли бы выдать новые дипломы. Но кто выдаст, если вуз ликвидирован? Министерство образования? Не раньше, чем рак на горе свистнет», — возмущается один из пользователей. Некоторые резонно отметили, что если «советское» свидетельство о рождении буквально «жжёт карман», то его ведь можно поменять. Другие глубокомысленно добавляют, что наличие советского документа ещё ничего не говорит об отношении человека к государству — поэтому, мол, не надо записывать всех обладателей свидетельств о рождении с серпасто-молоткастым гербом на обложке в потенциальные неблагонадежные. «Я представитель поколения 90-х, и у меня другие ассоциации с этим свидетельством о рождении, не связанные с СССР. До сегодняшнего дня я не подозревала, что свидетельство можно поменять. Мне не стыдно. Не бумага делает меня кем-то», — пишет один латвиец.

Тут надобно отметить, что подобными вопросами задаются не только в Латвии: минувшим летом и в Литве шло обсуждение животрепещущей, по мнению некоторых жителей страны, проблемы. Дескать, просто беда: хотя советская символика в стране запрещена, её до сих пор можно увидеть на свидетельствах о рождении, выданных до 1991 года. Все началось с того, что сорокатрехлетний Марюс Веренис (между прочим, известный в Литве актёр и эстрадный исполнитель) поделился в Facebook фотографией своего свидетельства. «Это официально, это действующей документ гражданина Литовской Республики. Разве так должно быть? Я приводил в порядок документы, меня даже передёрнуло, когда увидел. Я родился в Литве, она тогда была оккупирована. Эта история, она как страшный шрам. Знаю, что он у меня есть, но не хочу вспоминать об этом», — написал Веренис, добавив, что намерен поменять документ.

Заведующая отдела гражданской метрикации Департамента права при администрации мэрии Вильнюса Илона Юргутене подтвердила: «Не было закона о том, что советские свидетельства о рождении утрачивают юридическую силу. Они действуют, как и все выданные в то время документы, которые не подтверждают личность (аттестаты, дипломы, свидетельства о браке, разводе, смерти). Свидетельство подтверждает регистрацию факта рождения — поэтому, хотя та страна уже не существует, факт регистрации остаётся», — сказала Юргутене. Начальница Департамента регистра граждан Центра реестра Мария Норкявичене заверила, что в соответствии с постановлением правительства, выдача нового документа стоит всего 2,6 евро. В свою очередь, политолог Нериюс Малюкявичюс уверен, что «в отношении официальных документов позиция государства должна быть ясной, а к ситуации надо относится шире, а не формально». «Мы пытаемся протестовать, когда в НБА говорят, что наши баскетболисты родились в СССР. Идут дискуссии, почему в Великобритании наши соотечественники участвуют в конкурсе „Мисс СССР“. Вопрошаем, почему в текстах, даже академических, нас относят к постсоветскому региону. Но в то же время у нас действуют советские свидетельства о рождении. Такое отношение к документам осложняет положение», — недоволен Малюкявичюс. «Если бы документы меняли в обязательном порядке, это вызвало бы немало неудобств. Но ситуацию должны изменить более благоприятные условия замены. Если этот процесс пустят на самотек, он затянется, а обязательная замена вызовет немало неудобств. Я думаю, помочь изменить ситуацию могут гражданские инициативы», — заключил Малюкявичюс.

Борьба со скульптурами и ёлочными украшениями

Если кому-то дискуссия о «неправильных» свидетельствах о рождении кому-то покажется верхом абсурда, то вы не знаете современную Литву. В Вильнюсе разворачивается другая трагикомическая история. На днях мэр города Ремигиюс Шимашюс провёл беседу с главой литовского Минкульта Лианой Руоките-Йонссон на тему будущего советских скульптур, некогда украшавших столичный «Зелёный мост». «Скульптуры с „Зелёного моста“ либо будут отданы в музей, либо проданы на аукционе», — такова позиция руководителя вильнюсского самоуправления. Ремигиюс Шимашюс, по его словам, не намерен уничтожать фигуры, равно как и возвращать на прежнее место — эту позицию поддержала и Руоките-Йонссон. Глава Минкульта отметила, что советские скульптуры должны охраняться либо музеем, либо государством. Предполагается, что скульптуры будут переданы Литовскому художественному музею, которые не в первый раз принимает у себя наследие советской эпохи. К окончательному решению на этот счет планируется прийти весной нынешнего года.

Четыре скульптурные группы, изображавшие солдат, рабочих, крестьян и студентов («Сельское хозяйство», «Учащаяся молодежь», «На страже мира» и «Промышленность и строительство»), были установлены на «Зеленом мосту» в 1952 году. Простояв там более шестидесяти лет, они были сняты в июле позапрошлого года — по словам представителей властей, это было сделано по причине их аварийного состояния. Сторонники демонтажа заявляли, что «скульптуры были частью советской пропаганды и оскорбляли людей, боровшихся за освобождение Литвы от оккупации». Оппоненты, в свою очередь, утверждают, что скульптуры являлись неотъемлемой частью моста и обвиняют власти в политиканстве и сведении исторических счетов. В настоящий момент скульптуры находятся под охраной на площадке одной из самоуправленческих структур.

Впрочем, в Литве случаются ситуации и похлеще. В частности, жители литовского городка Шимонис (Купишкский район) надолго запомнят недавние новогодние праздники. Все началось с того, что глава районной администрации Дайнюс Бардаускас потребовал снять пятиконечную звезду с верхушки елки, украшавшей главную городскую площадь. Однако, жители города воспротивились и не дали тяжелой технике подъехать к елке. «И лекарства пьем, и нервничаем, мы ничего плохого не хотели», — объяснила прессе жительница Шимониса Зита Нацювене. По ее словам, Бардаускас, живущий неподалеку от места, где установили елку, усмотрел в пятиконечном украшении связь с запрещенной в Литве советской символикой. Поскольку жители отказались снять звезду, Бардаускас как минимум дважды присылал спецтехнику. Но жители не дали крану подъехать к елке — заставили проезд к ней своими машинами. По словам Нацювене, молодой человек, который сделал звезду-украшение, родился в независимой Литве и ни о каких провокациях даже не думал. С одной стороны звезда синяя, а с другой — розовая. «Конечно, люди обиделись», — оценила Нацювене действия действия главы районной администрации.

Женщина сказала, что первый подъемник оказался слишком низким, чтобы дотянуться до елочной звезды. «Когда сказали, что приедет другой, людей охватил азарт, они решили защитить елку. Я разнервничалась — говорю, может, мы на самом деле чего-то не знаем. Я сама ребенок ссыльных, спросила у брата, вчера ему звонила, боялась — думала, может, мы не правы. Он посмеялся, говорит, мы Вифлеем украсили пятиконечными звездами», — сказала Нацювене, прибавив, что ей «не хочется раздувать огонь вражды». Сам мэр выразил крайнюю досаду. Он сказал: «Я своего мнения не меняю. Это главная елка Шимониса, едешь — издали видно. Это публичное место, рядом с тем, где убивали партизан (имеются в виду „лесные братья“, воевавшие с советской властью — EADaily) и оскверняли их тела. Красная звезда — как в советское время на елках. Думаю, это плохой выбор». По словам Бардаускаса, он сначала пытался говорить с людьми, украшавшими елку: предлагал хотя бы закруглить концы звезды, или сделать ее шестиконечной. Однако мужчины не согласились — заявив, что подобныхх звезд полные торговые центры, пятиконечное украшение сияет и на елке в Каунасе. «Конечно, можно было наказать за нарушение общественного порядка и т. д. Я остаюсь при своем мнении — в Литве, особенно в нынешней геополитической ситуации этого не должно быть», — настаивает упрямый мэр. Впрочем, Бардаускас «великодушно» согласился с тем, что дома каждому можно украшать елки, как хочется. И это радует: в борьбе с запретной символикой литовские власти не готовы — во всяком случае, пока! — нарушать личное пространство граждан…

Вячеслав Самойлов, EADaily