Военный баланс нарушать нельзя. Юрий Селиванов

Намеченное Турцией резкое усиление наступательных возможностей своего флота требует адекватной реакции со стороны России

Военный баланс нарушать нельзя

Международные военно-аналитические издания публикуют сообщения об амбициозных планах Турции, которая намерена радикально увеличить наступательные возможности своего военно-морского флота путем принятия на вооружение больших универсальных десантных кораблей и даже авианосцев. Так, журнал «Jane’s Navy International» сообщает, что турецкая компания Sedef Gemi İnşaatı Sanayii ведет переговоры с министерством обороны Турции относительно строительства второго универсального десантного корабля (УДК) типа Anadolu. Начало тендера на постройку второго УДК планируется около даты спуска головного УДК L 408 Anadolu, предварительно намеченной на январь 2019 года.

Турецкий УДК строится как аналог испанского прототипа «Хуан Карлос». При полном водоизмещении 27,5 тыс тонн и длине корпуса 231 метр, УДК Anadolu станет самым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер времен первой мировой войны Yavuz (Goeben).

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в этой связи заявил, что данный корабль явится первым шагом к созданию собственного турецкого авианосца, и что «Anadolu станет первым кораблем флота, который будет использовать самолеты F-35B.

Эти сообщения не могут не вызывать озабоченности в России даже несмотря на то, что в настоящее время Турция де-факто является военно-политическим союзником Москвы на Ближнем Востоке. История свидетельствует, что в этом мире нет ничего более непостоянного и подверженного самым радикальным переменам, чем политика ветреной «блистательной Порты». Тем более, что Анкара даже не думает отказывается от своей фундаментальной геополитической концепции «Турецкого мира», который, по её мнению, простирается вплоть до Урала и Красного моря.

Судя по времени закладки первого турецкого УДК – апрель 2016 года, Анкара действовала в рамках своего предыдущего антироссийского геополитического зигзага и наверняка с учетом полного фиаско, которое потерпела российско-французская сделка по строительству для ВМФ РФ вертолетоносцев (УДК) типа «Мистраль». Турки, вероятно, были немало озабочены перспективой такого усиления российского флота и пришли к выводу, что им необходимо иметь соответствующий противовес. Даже несмотря на объявленные планы РФ держать эти корабли на Дальнем Востоке.

Однако, если на предыдущем этапе, решение Анкары о строительстве собственных УДК можно было объяснить стремлением уравновесить военные усилия России, то сегодня, в свете утраты Москвой французского заказа, Турция фактически находится накануне получения серьезных военно-морских преимуществ перед российским флотом.

А это, в свою очередь, ставит перед Москвой непростые вопросы. Дело в том, что военный баланс обладает свойством не только соответствовать определенным геополитическим раскладам, но и самым непосредственным образом на таковые влиять. И существенное нарушение военного баланса может весьма существенно сказаться на геополитических амбициях и планах сторон. И, особенно, Турции, которая всегда очень внимательно относилась к соотношению сил с Россией и всегда пользовалась их изменением в свою пользу для продвижения своих интересов. Кстати говоря, антироссийская политика Турции, которая на протяжении последних 25 лет постоянно нарастала, была во многом спровоцирована именно ослаблением военно-политических позиций России в Черноморском бассейне и, в частности, серьезной деградацией российского Черноморского флота.

С учетом этого факта, вопрос о возращении России к теме строительства универсальных десантных кораблей, пригодных для использования на Черном море, переходит из числа просто желательных в разряд критически важных.

Благо, Россия, благодаря опыту, полученному в ходе реализации заказа на французские «Мистрали» технологически вполне к этому готова. Особенно с учетом того, что значительная часть оборудования кораблей этого типа, в том числе их кормовая часть, строились в РФ, а комплекс вооружения, включая палубную авиацию, целиком российского производства.

Спуск на воду кормовой секции «Мистраля» на российском заводе
Спуск на воду кормовой секции «Мистраля» на российском заводе

Это, разумеется, нисколько не исключает того, что российские военные судостроители не станут слепо копировать «Мистрали» и пойдут своим более перспективным путем. В частности, представленный ЦНИИ имени Крылова проект «Лавина» – больше УДК типа «Мистраль» и имеет водоизмещение 24000 тонн.

Разработчики обещают компоновку типа полутримаран, 16 вертолетов на палубе и в ангаре, 6 десантных катеров внутри корабля, до 500 человек десанта и до 50 единиц бронетехники.

Тем не менее, в геополитическом смысле, отсчет времени уже начался, поскольку турецкие мини-авианосцы весьма высокими темпами воплощаются в металл. А Турция совсем не та страна, в отношениях с которой Россия может позволить дать себе слабину. История тому объективный свидетель.

Юрий Селиванов, специально для News Front