То, что решение о переводе промышленности Донбасса, остающейся в украинской юрисдикции, под контроль республик путем передачи их во внешнее управление, не было спонтанным, свидетельствует ультиматум, выдвинутый руководством ДНР И ЛНР собственникам активов еще в тот момент, когда блокада только-только набирала обороты.
Напомню, что еще в начале февраля было объявлено о внесении в парламенты республик законопроектов, обязывающего владельцев предприятий заключить договора с налоговыми агентами на местах. Принятие документа в первом чтении состоялось 10 февраля. Предполагалось, что процедура перерегистрации продлится до 31 марта.
Уже сама по себе такая постановка вопроса не оставляла сомнений, что большинство предприятий так или иначе уйдут под контроль республиканских властей, поскольку их владельцы, проживающие на Украине, даже при желании и возможности это сделать, не в состоянии пойти на уплату налогов в местные бюджеты, поскольку в соответствии с украинским законодательством такие действия будут рассматриваться как уголовно наказуемое деяние.
Едва ли кто-то, желая сохранить собственность, добровольно обрек бы себя на тюремный срок по статье финансирование сепаратизма и незаконных вооруженных формирований. То есть изначально никаких компромиссных вариантов не просматривалось — речь, по сути, шла об отложенной на пару месяцев национализации, хотя многие тогда считали, что таким образом республики лишь пытаются оказать давление на Киев.
Что вынудило Захарченко и Плотницкого сократить вдвое срок взятия под государственный контроль промышленных активов, сказать сложно, но официальная версия не кажется совсем уж фантастической. Действительно, блокада привела к тому, что остановились Енакиевский металлургический завод и его филиал в Макеевке, объединение «Краснодонуголь», принадлежащее Ринату Ахметову, Алчевский металлургический и Алчевский коксохимзаводы, а еще ряд производств, дорабатывающих на мизерных остатках сырья, находятся на грани закрытия.
В условиях, когда речь идет о судьбе более, чем 70 тысяч человек, работающих на этих предприятиях, тянуть с национализацией смысла не было. В конце концов, чем раньше начнет функционировать новая схема работы, тем быстрее удастся преодолеть неизбежный кризис, связанный с приходом нового менеджмента, необходимостью создать и отладить инфраструктуру снабжения сырьем по новым каналам и так далее.
Уверенность Киева, что речь идет о банальном шантаже, посредством которого республики пытаются выторговать себе некие преференции, о чем заявил замминистра по вопросам «временно оккупированных территорий» Георгий Тука, представляется не слишком основательной, поскольку, предъявив украинским властям ультиматум, главы Донецкой и Луганской народных республик, подвели ситуацию к той черте, за которой отыграть назад уже не сможет никто.
Что же на самом деле происходит, неужели республик действительно готовы управлять гигантским промышленным комплексом? Необходимы гигантские денежные средства и на заработную плату работникам, и на обеспечение производственного процесса, нужны специалисты, большинство из которых выехало на Украину и в случае необходимости командировывалось собственниками в Донбасс, нужны новые источники сырья и рынки сбыта для производимой продукции. Очевидно, что всего этого у ДНР и ЛНР нет в наличии даже в мизерных объемах.
Бывший секретарь Совета безопасности Донецкой народной республики Александр Ходаковский предположил, что речь может идти о российских олигархах, которые приняли решение вложиться собственными средствами в промышленность Донбасса. Этот вариант не исключен, хотя кажется маловероятным, поскольку продолжающиеся военные действия делают инвестиции в донецкие и луганские активы крайне сомнительным шагом. Большой бизнес обычно так себя не ведет, поскольку предпочитает иметь серьезные гарантии того, что вложения будут защищены. Все же гораздо более правдоподобной кажется версия, что «зеленый свет» процессу национализации был дан непосредственно Москвой, которая совместно с республиками проработала и подготовила логистику вывода донбасской продукции на собственные и, возможно, внешние рынки.
Собственно, об этом открыто заявил на своей пресс-конференции 27 февраля глава ДНР Александр Захарченко. По его словам, на запуск предприятий уже новой, республиканской юрисдикции потребуется до двух месяцев — с учетом помощи российской стороны. «Вы знаете, что президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан указ, согласно которому признаются все документы республиканского образца, в том числе, подтверждающие качество нашей продукции. Это исключает двойное налогообложение, как это было ранее. Все необходимые условия для реализации также будут созданы. Наша продукция будет свободно поставляться на территорию России», — заявил Захарченко. Кроме того, он сообщил, что взятые под контроль активы смогут обеспечить до 70 процентов бюджета республики.
На самом деле, национализация в ДНР и ЛНР — это совсем не новая история. В течение предыдущих трех лет были национализированы рынки, крупнейшие торговые сети, большая топливная компания, объединявшая все бензозаправки Рината Ахметова, тепличные хозяйства, Донецкий цементный завод, крупнейшая шахта имени Засядько и многое другое. Так что опыт управления изъятой собственностью у Донецка и Луганска есть, и перспективы перевода во внешнее управление около 20 промышленных гигантов не выглядят стол плачевными, какими их пытаются представить пребывающие в панике собственники.
Те, кто предполагает, что происходящее — это что-то вроде популистской авантюры, должен одновременно допустить, что у руководителей ДНР и ЛНР внезапно проявились суицидальные склонности в паталогической форме — ни один чиновник в здравом уме и твердой памяти не решился бы пойти на шаг, который обрекал бы десятки тысяч людей на потерю рабочих мест, а с членами их семей речь уже шла о сотнях тысяч человек, чье положение стало бы нестерпимым. Эта ситуация чревата социальными потрясениями, которые способны взорвать не только республики, но и представлять угрозу для России, поскольку огромное количество потерявших работу, естественно, ринулись бы в поисках куска хлеба именно на российскую территорию. Очевидно, что Москва ни при каких условиях не допустила бы масштабной дестабилизации Донбасса и в основе принятых решений лежит хорошо продуманный план.
Это вовсе не значит, что перезапуск производств произойдет без единой помарки. Наверняка, предприятия, на которых будет введено госадминистрирование, пройдут через болезненный период перенастройки, но закрывать их или консервировать на долгий срок явно никто не собирается.
Национализация имеет еще и колоссальное политическое значение для республиканских властей. Донбасс поднимался в свое время на протест против госпереворота в Киеве, в том числе и под антиолигархическими лозунгами. Здесь не забыли о том, как гигантские промышленные активы оказались в руках нынешних владельцев. Не забыли грабительских залоговых аукционов, криминальных войн, в ходе которых менее удачливые короли криминального мира отправлялись в мир иной, а их собственность оказывалась в руках тех, кто, выстраивая свои империи, шел в буквальном смысле по человеческим головам.
Отъем собственности у олигархов, в первую очередь у Рината Ахметова, способен очень серьезно поднять рейтинг властей, поскольку антиолигархические настроения не просто никуда не ушли, но за три года войны, в ходе которой владельцы предприятий исправно платили налоги в украинский бюджет, лишь окрепли и стали еще более массовыми.