Ночной кошмар подлодок НАТО: секреты легендарного Ка-27

Ка-27ПЛ (по кодификации НАТО: Helix – «Спираль») – уникальный советский и российский вертолет, который уже много лет по праву считается грозой подводных лодок. Эта относительно небольшая винтокрылая машина наводит ужас на всех подводников США: ведь спрятаться от нее практически невозможно. Об истории создания, характеристиках и личных впечатлениях от Ка-27ПЛ для ТРК «Звезда» рассказывает военный летчик Дмитрий Дрозденко.

Ка-27

Подводные лодки, особенно атомные ракетоносцы, по праву считаются драгоценными жемчужинами в короне любой мировой державы. Огромные, страшные в своей разрушительной мощи и одновременно бесшумные и невидимые субмарины неслышно пробираются в темноте морских глубин к своим целям. Пробираются, чтобы внезапно нанести сокрушающий удар по противнику, который может стирать с лица земли целые города или отправлять на дно огромные корабли. С такой силой надо бороться, и чем тише и незаметнее становятся субмарины у одной страны, тем более чувствительные уши, зоркие глаза и более увесистые кулаки появляются у другой.

Вертолеты в этой игре работают совсем не в легком весе. Их скорее относят к бойцам среднего, если не тяжелого веса. На плечи винтокрылых бойцов ложится не только поиск, но и уничтожение подлодок противника. С нашей стороны таким бойцом является Ка-27ПЛ.  Это очень технологичная, надежная машина, обладающая целым рядом уникальных качеств. Не буду углубляться в скучные технические подробности, которые можно прочитать где угодно, я лучше расскажу о впечатлениях своих и моих сослуживцев, которые летали на этой машине.

Как это сделано

Я познакомился с этим вертолетом в конце далеких 80-х, когда проходил службу в Сызранском ВВАУЛ. Наш 484 учебно-вертолетный полк имел смешанный состав, и в него входили три эскадрильи Ми-24 и одна Ка-27ПЛ. На камовских машинах готовили будущих летчиков морской авиации. На полетах эта машина разительно отличалась от привычных мне Ми-8 и Ми-24. Вертолеты различались не только конструктивно, но и своим поведением в воздухе, особенно на режимах малых скоростей.

Сильный, порывистый боковой ветер при заходе на посадку чувствуешь кожей, особенно на Ми-24. Вертолет, как флюгер, постоянно хочет довернуться на ветер, сопротивляется управлению. Удержать точку висения при порывистом боковом ветре трудно, Ми-24 с каждым порывом «становится на дыбы». Что касается Ка-27, то есть ощущение, что он ветер просто не замечает. В режиме висения при сильных порывах он крутится как юла на своем острие, но не уходит с заданной точки. Причем огромную помощь летчику в этот момент оказывает бортовой пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), ну и, конечно, большую роль играет сама конструктивная схема вертолета.

Вертолет Ка-27 построен по двухвинтовой соосной схеме, с двумя газотурбинными двигателями ТВ3-117ВК и четырехопорным шасси. Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта дала машине  повышенную маневренность, повысила безопасность полетов с кораблей и придала вертолету максимальную компактность. Последнее особо важно для авиации палубного базирования.

Относительно высокий фюзеляж вертолета имеет длину всего 11,3 метра при диаметре соосных несущих винтов 15,9 метра. Лопасти несущих винтов складываются, что делает вертолет очень компактным, ведь он проектировался для использования на флоте, а здесь размер имеет значение. В передней его части находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом, а третий член экипажа — штурман-оператор — располагается за спиной штурмана.

Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, которая больше чем на половину заполнена аппаратурой и катушкой кабель-троса гидроакустической станции. Под полом грузовой кабины находится отсек для размещения противолодочного вооружения. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления.

На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты, заполняющиеся воздухом за 4–6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117ВК мощностью 2200 л.с. каждый и  ВСУ Аи-9. Главный редуктор Ка-27 ВР-252 сложнее, чем редуктора для вертолетов одновинтовой схемы, например Ми-8, и может передавать большую мощность.

Глаза, уши, мозг

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета Ка-27ПЛ имел по тем временам невиданные для вертолета возможности. Радионавигационное оборудование, кроме «стандартного» для вертолетов того времени, было представлено радиотехнической системой ближней навигации А-324 и РЛС кругового обзора «Осьминог-ПЛ» с хорошим разрешением. ПНК позволял выполнять полет в автоматическом режиме через 5 заранее запрограммированных точек маршрута, причем поворотные пункты маршрута (ППМ) можно было оперативно вводить или изменять в полете с пульта ввода данных. Имелась такая функция, как маркирование любой пролетаемой точки с последующим  автоматическим возвратом к ней и выполнением автоматического захода на посадку или зависания на высоте 15 метров. Это очень важная навигационная функция для поиска подводных лодок противника, а наши сызранские летчики успешно пользовались этим при выполнении упражнения «полет на площадку». После получения команды ПНК вертолета сам определял текущие параметры полета, в том числе и ветер, и самостоятельно строил заход с последующим зависанием. Для пилотов других типов вертолетов это была фантастика.

Такой полет в автоматическом режиме  реализуется с помощью поисково-прицельной системы (ППС)  «Осьминог» и системы «Привод-СВ-борт». ППС «Осьминог» включает в себя: радиолокационную станцию, опускаемую гидроакустическую станцию, прицельно-вычислительное устройство с  индикацией навигационно-тактической обстановки, радиогидроакустический буй (до 36 шт.) и магнитометр для поиска подлодок. ППС «Осьминог» сопряжена с аппаратурой «Привод-СВ-борт», бомбардировочным и торпедным вооружением и другими системами.

Особенностью ППС «Осьминог» является информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) (150 000 элементарных операций), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт» совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с навигацией и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»). Основная задача Ка-27ПЛ — это поиск и уничтожение подводных лодок противника и защита от них наших морских соединений. Компактные размеры позволяли размещать вертолет на различных, в том числе и малых, типах судов. К слову, для стран НАТО это было проблемой, так как у них не было компактного и одновременно мощного вертолета.

Игра в четыре руки

Боевое применение Ка-27 имело две основных концепции – одиночный поиск и уничтожение подводных лодок противника и боевая работа в группе до четырех вертолетов. В бортовой боевой комплекс вертолета Ка-27ПЛ впервые была интегрирована аппаратура передачи данных, которая позволяла производить обмен навигационно-тактическими данными между вертолетами боевой группы и кораблем-носителем. Можно сказать, что Ка-27 уже в тех далекие годы был готов к современным, сетецентрическим войнам. К слову, подобный подход был реализован американцами только на вертолете АН-64 «Apache Longbow». Конечно,  не сразу удалось реализовать такую концепцию, наших конструкторов подстерегали серьезные трудности. Например, были сложности с обменом данными между вертолетами и авианесущим кораблем. Из-за того, что тогда корабли простаивали у причала, многие тесты приходилось проводить в береговой зоне, т.е. в отрыве от реальной боевой обстановки. В результате перечисленных факторов эффективность доработки систем вертолета была снижена. Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают», и в итоге все заработало.

КА-27ПЛ имеет впечатляющий арсенал применяемого вооружения: противолодочные глубинные бомбы, авиационные торпеды, ракетные торпеды. Про это редко говорят и мало где пишут, но Ка-27ПЛ — вертолет-носитель тактического ядерного оружия.

Предназначалось оно для уничтожения подводных лодок противника в условия глобального ядерного конфликта, хотя, конечно, понятно, что в такой ситуации это был бы полет в один конец, но война есть война…

Кроме поисково-ударной функции, вертолет мог выполнять и поисково-спасательные операции. Для этого была разработана модификация Ка-27ПС, в результате модернизации которой и появился известный всему миру вертолет Ка-32.

Машина действительно во многом уникальна. Силовая установка (2хТВ3-117ВК) позволяла продолжить выполнение полета в течение 1,5 часов с одним отказавшим двигателем.

Реальные истории

С вертолетом, конечно, случались различные инциденты, в том числе и по вине экипажа. После одного из них для исключения подобных случаев в дальнейшем «наверху» было принято беспрецедентное решение —  всех пилотов полка, летающих на Ка-27, обучить реальному выполнению полетов с отсоединенным валом регулятора оборотов и посадке на режиме авторотации с реальным отключением обоих двигателей.

В качестве инструктора был приглашен летчик-испытатель ОКБ «Камов», заслуженный летчик-испытатель СССР Георгий Николаевич Шишкин. Это внесло определенное разнообразие и оживление в «рутинную» инструкторскую работу. Инженерный отдел ВВС и КБ дали «добро» на выполнение полетов с отсоединенным гибким валом регулятора оборотов. Градус напряжения на полетах был крайне высок. Главный инженер ВВС звонил каждые полчаса с одним и тем же вопросом: «Они еще летают?»

Каково было изумление пилотов, когда они увидели, что вертолет при посадке на режиме авторотации, на H=30 м, Vпр. =100–120 км/ч, при энергичном увеличении общего шага несущего винта на 2/3 полного хода, не просто гасил вертикальную скорость при достижении H=5 м до нуля, но и имел тенденцию к увеличению ее положительной составляющей.  Как сказал тогда один шутник-пилот: «Я чуть на второй круг без движков не ушел!» Сколько уверенности в полетах придало это мероприятие пилотам – просто не измерить, а уж как благодарили Георгия Николаевича за бесценный опыт…

Что? Где? Когда?

В настоящее время в строю авиации ВМФ России находится более восьмидесяти вертолетов Ка-27. Сам по себе вертолет как машина – великолепен. Сейчас идет модернизация машины. На вертолете Ка-27М установят новейшие цифровые ПНК, разработанные на основе ПНК-37, которые эксплуатируются на вертолете Ка-52 «Аллигатор».  В новом ПНК реализован принцип «стеклянной кабины», позволяющий пилотам обрабатывать существенно больший объем информации. В концепцию создания новых ПНК также заложен принцип открытой архитектуры, благодаря которому бортовая радиоэлектроника вертолета может быть легко модифицирована для решения любых задач. На модернизированной машине внедрены современные виды передачи информации в реальном времени как на наземные или корабельные командные пункты, так и на другие вертолеты.

Вертолет Ка-27М оснащен разработанной АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» новой радиолокационной командно-тактической системой, включающей новые акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки, информационно-вычислительную систему и бортовую радиолокационную станцию «Копье-А» с активной фазированной антенной решеткой.

Подобная программа модернизации была запущена для другого стража наших морских границ – Ил-38. Модернизированные Ил-38Н «Новелла», оснащенные новейшей прицельно-поисковой системой «Новелла-П-38», уже потоком поступают в нашу армию. Первый Ка-27М был передан в распоряжение морской авиации ВМФ РФ в декабре прошлого года. Будем надеяться, что модернизация Ка-27М встанет на поток и тогда «жемчужины» морской короны супостата будут вести себя тише или их станет меньше.

Дмитрий Дрозденко, телеканал «Звезда»