Благодаря Эрдогану приемлемый для всех сторон «предвыборный» турецко-европейский конфликт перерос в самый настоящий дипломатический скандал. От которого пострадает прежде всего сам турецкий президент.
Нынешний год является важнейшим электоральным годом как в Турции, так и в Евросоюзе. От того, как проголосуют жители, зависит будущее этих образований — и именно поэтому нынешние элиты не гнушаются ничем ради набора внутриполитических очков.
Так, 16 апреля в Турции должен пройти конституционный референдум по превращению страны из демократической республики в суперпрезидентскую. Изменение конституции предполагает отмену поста премьер-министра, запрет военным (хранителям республиканских традиций Ататюрка) участвовать в выборах, переход судебной власти под контроль правительства и т.п. Если большинство населения проголосует «за», Турция фактически превратится в султанат с пожизненным нахождением Эрдогана у власти.
Но если же ответ граждан будет отрицательным, то это станет серьезнейшим поражением президента, промахом турецкого Акелы. А такой вариант более чем возможен, ведь на сегодняшний день население страны разделилось примерно пополам. Даже часть сторонников Эрдогана собираются голосовать против, потому что они в принципе выступают против «султанизации» Турции. Поэтому президент пытается бороться за каждый голос, в том числе турецкой диаспоры за рубежом. А поскольку многомиллионная диаспора турок в Европе тоже разделилась пополам в вопросе референдума, Анкара засылает в европейские страны министров для агитации среди соотечественников.
Теоретически, с точки зрения европейских норм и законов, в этой кампании нет ничего предосудительного. «Например, в Великобритании проживает более 900 тысяч поляков, и польские политики посещают основные города Великобритании в рамках предвыборных туров», — поясняет РИА Новости доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский. Однако практически для ЕС Польша — это не Турция.
Польские политики не собирают стадионы и не призывают местных поляков сохранять собственную идентичность и не интегрироваться, например, в немецкое общество (как призывал турок Реджеп Эрдоган). «Очевидно, что страны ЕС с большими турецкими общинами не хотят усиления влияния турецких властей на эти общины», — поясняет РИА Новости программный директор Валдайского клуба Олег Барабанов.
Кроме того, при всех претензиях к внутренней политике премьер-министра Беаты Шидло, султанат в Варшаве не создается, и свободы прессы, судебной системы и простых граждан не нарушаются. «В ЕС, страны которой, по Лиссабонскому договору, обязаны проводить ценностно-ориентированную политику, началась выраженная антитурецкая кампания. Брюссель раздражен жесткими действиями Эрдогана после прошлогодней неудачной попытки переворота, раздражен демонстративными нарушениями прав человека в стране», — продолжает Олег Барабанов. В результате лидер Евросоюза — Германия — запретила проведение митингов с участием министра юстиции Турции Бекира Боздага и министра экономики Нихата Зайбекчи. Аналогичный срыв мероприятий произошел и в Швеции.
Не стали исключением и Нидерланды, запретившие министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу прилетать в страну и проводить агитационные мероприятия в турецком консульстве. «Турецким министрам не запрещено находиться в Нидерландах, — пояснил премьер-министр Марк Рютте. — Вопрос заключается в том, что мы не хотим, чтобы они выступали перед турецким сообществом».
При этом у господина Рютте были свои внутриполитические мотивы для такого решения. 15 марта в стране пройдут парламентские выборы, и из-за серьезных антииммигрантских настроений в обществе первое место может занять праворадикальная «Партия свободы» Гирта Вилдерса (предлагающая, например, запретить хождение Корана на территории Нидерландов). Правительство Вилдерс, конечно, не сформирует (он наберет порядка 30% голосов, и никто из традиционных партий с ним в коалицию не войдет), однако сам факт победы на выборах праворадикалов в демократической европейской стране станет серьезным ударом по европейской системной политике. Именно поэтому голландский премьер Марк Рютте пытается оттянуть в пользу своей правой «Народной партии за свободу и демократию» часть «вилдерсковского» электората, в том числе и за счет турецких министров.
Собственно, турок европейское поведение тоже устраивало, поскольку публичные отказы принимать министров мобилизовывали население и увеличивали шансы президента на нужный для него исход референдума. «Эрдоган нуждается в сенсационных, прорывных моментах, где он был бы защитником Турции и турок, а были внешние враги, мешающие консолидации великого турецкого общества под властью великого Кормчего», — говорит РИА Новости доцент Дипломатической академии, директор Центра востоковедных исследований Владимир Аватков. При этом президенту особенно важно, чтобы этими врагами стали члены Евросоюза, которые дискредитировали бы таким образом европейские ценности и снижали число турок, стремящихся в ЕС (а тезис о том, что султанат в Евросоюз однозначно не примут, является одним из аргументов противников референдума).
Однако Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы не заигрался. Президенту показалось мало собственной критики дискриминационных действий ЕС, де-факто объявления персоной нон грата посла Нидерландов в Турции (на данный момент посол находится в отпуске, и Анкара заявила, что «не желает его возвращения к своим обязанностям в течение некоторого времени»). Его не удовлетворили даже косвенные ответы, когда, по словам Владимира Аваткова, турецкие граждане при недогляде властей нападают на европейские посольства и консульства, а потом пресса пишет об этом в восторженных тонах.
Президенту была нужна более демонстративная оплеуха ЕС, и вечером 11 марта в Нидерланды на автомобиле из Германии прибыла министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатмы Бетюль Сайян Кайя (зная турецкие внутриполитические реалии, сложно поверить в то, что она это сделала без санкции президента). Госпожа министр собиралась фактически подменить главу МИД и выступить перед местными турками. Поставленный перед выбором между капитуляцией и жестким ответом, Рютте выбрал второй вариант. Власти заблокировали вход в консульство, заставили турецкого министра выйти из машины, разоружили ее охрану, объявили члена кабмина Турции нежелательным иностранцем и под конвоем выпроводили ее назад на территорию Германии.
Именно поэтому эскалация скандала между Анкарой и Брюсселем не является безусловным благом для Москвы. Кремль доволен тем, что Турция постоянно на кинжалах с Евросоюзом, однако (вопреки разговорам некоторых политических фантазеров о том, что Путин спит и видит Турецкую Республику в составе Евразийского союза) Россия прекрасно понимает степень скрытых противоречий с Турцией по Сирии и Кавказу, которые проявились, в частности, в ходе последнего визита Эрдогана. Москва рассматривает Анкару как пусть и важного, но временного попутчика, стратегического партнера, с которым недавно были заключены важные, но очень хрупкие рамочные соглашения по Сирии, был достигнут еще более важный, но еще более хрупкий компромисс интересов в рамках оси Россия — Турция — Иран. И активизация политики Турции на Ближнем Востоке, попытки Эрдогана доказать свою силу всем внешним и внутренним наблюдателям за счет соседей — последнее, что сейчас нужно России.
Геворг Мирзаян,
доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, для РИА Новости