Меморандум МВФ: фитиль для пороховой бочки. Андрей Манчук

Станет ли день публикации засекреченных требований с Международного валютного фонда катастрофой для украинской власти

Украинский лес

Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко заявил о том, что обратился в суд с требованием обнародовать полный текст меморандума между Украиной и Международным валютным фондом. Он заявил об этом в ходе заседания Согласительного совета Верховной Рады, в очередной раз отметив, что украинские власти скрывают от общества неприемлемые, грабительские требования иностранных финансовых организаций, на условиях которых у Гройсмана планируют получить очередной миллиардный кредит.

Позицию Ляшко недвусмысленно поддержала Юлия Тимошенко, которая заявила, что Украина окончательно перешла под управление внешних сил — причем, несмотря на туманность этого заявления, было очевидно, что Юлия Владимировна имеет в виду отнюдь не Россию.

Больше того, на официальном сайте партии «Батькивщина» немедленно опубликовали очередную апокрифическую версию меморандума. Причем, в правительстве даже не стали делать попытки опровергать подлинность этого документа. Во многом, потому, что, несмотря на беспомощные, а в чем-то даже комичные попытки спрятать его от украинского общества с помощью механизма государственной цензуры, иностранные чиновники уже неоднократно публиковали ключевые условия секретного соглашения, которое больше всего напоминает унизительный для страны ультиматум, выдвинутый МВФ официальному Киеву.

Соглашение о кабале

Судя по последним версиям скандального документа, его текст дополнительно ужесточает прежние требования международных кредиторов, а главное — устанавливает конкретные временные рамки, чтобы президент, правительство и парламент не смогли уклониться от выполнения этих условий.

Во-первых, МВФ требует от Кабмина принципиального решения по монетизации субсидий и масштабному увольнению бюджетников, а также, навязывает повсеместный переход на общую систему налогообложения (ликвидация так называемой «упрощенки») и отмену налоговых льгот — что означает окончательный приговор малому и среднему бизнесу. Во-вторых, текст меморандума устанавливает новые сроки принятия закона о пенсионной реформе, ультимативно обязывая утвердить ее до конца марта.

Стоит напомнить, что условия этой реформы предусматривают ежегодное повышение пенсионного возраста для мужчин на четыре месяца — начиная с июля 2017-го. В свою очередь, пенсионный возраст для женщин должен ежегодно повышаться на шесть месяцев начиная с 2021 года — и это повышение планируется непрерывно продолжать вплоть до 2027 года, когда общая планка пенсионного возраста поднимется до 63 лет. Одновременно с этим меморандум предусматривается повышение рабочего стажа до 25 лет с января 2017 года с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет. Минимальный рабочий стаж составляет сегодня в Украине 15 лет — однако, согласно условиям кредиторов, к 2036 году его необходимо будет поднять до 35 лет, при одновременном введении шестнадцатилетнего минимального страхового стажа. А это может лишить права на пенсии более миллиона украинцев.

Кроме того, среди пунктов меморандума обозначена крайне непопулярная в стране приватизация земель сельскохозяйственного назначения, которую должны начать буквально со дня на день — еще до конца текущего месяца. Несмотря на то, что, согласно данным исследования Института Горшенина, две трети опрошенных жителей Украины выступают против того, чтоб земля стала товаром. Поскольку селяне вполне обоснованно опасаются, что в условиях нынешнего правового нигилизма земельная приватизация приобретет вид массового отъема земельных участков. Подтверждением этого стали акции протеста фермеров, которые пикетировали 13-14 марта органы государственной власти, жалуясь на то, что адвокаты латифундистов уже сегодня начали оспаривать их право на владение земельными участками.

Даже сторонники земельной реформы признают, что международные финансисты требуют провести ее в совершенно нереальные сроки, без инвентаризации земельных участков — хотя хорошо известно, что значительная часть земельных угодий находится сейчас в незаконном пользовании, эта поспешность на руку тем, кто хочет воспользоваться кадастровой неразберихой, захватив себе как можно больше земель. Впрочем, это обстоятельство как раз на руку президенту, который давно выказывал заинтересованность в земельной приватизации. Согласно источникам Ukraina.ru, украинское правительство заверило кредиторов, что оно готово к окончательному решению земельного вопроса. А группа депутатов из Блока Петра Порошенко еще в конце февраля оспорили в Конституционном суде продление моратория на куплю-продажу сельхозземль.

«Невидимая» рука МВФ

Впрочем, черноземами дело явно не ограничиться — поскольку МВФ требует приватизировать немногие ценные производственные активы, которые еще остаются в собственности украинского государства — включая Одесский припортовый завод, Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины, Турбоатом, Укрспирт и оставшиеся в госсобственности облэнерго. И можно не сомневаться, что у Порошенко охотно выполняет это требование, распределив предприятия в свою пользу — вместе с частью энергетических активов, которые прямо или опосредованно контролировал Ринат Ахметов.

А требование отмены запрета на импорт украинских лесов, которое формально вынесено за пределы «секретного меморандума», тоже остается принципиальным условием МВФ и Евросоюза.

Вполне очевидно, что попытка провести в жизнь эту повестку вызовет серьезное недовольство, на котором определенно рассчитывает сыграть оппозиция в лице Тимошенко, Ляшко и ослабленного внутренним расколом «Оппозиционного блока». Они имеют на это шансы — ведь условия МВФ больше всего напоминают циничный грабеж, да и, по сути являются таковым.

В обществе понимают, что полученные на таких условиях деньги преимущественно будут потрачены на погашение процентов по прежним внешним заимствованиям — в том числе, и по долгам перед Международным валютным фондом. И Порошенко с Гройсманом просто-напросто рассчитывают продлить свое правление за счет большинства украинских граждан, с которыми даже не советуются насчет приемлемости выдвинутых стране условий.

Сегодня, когда в стране очевидно набирают силу центробежные тенденции дестабилизации, это может привести власть к полному коллапсу. И пока что не ясно, осознают ли это в Кабмине и Администрации президента — потому что судный день, когда чиновникам придется публично озвучить условия меморандума, попытавшись провести их через парламент, уже очень близко. И к нему готовятся все основные политические игроки Украины.

Андрей Манчук, Ukraina.ru