C начала 2017 года Порошенко последовательно ужесточает свою политическую риторику, стремясь микшировать нарастающий вал проблем во всех сферах жизни Украины, став самым «патриотическим патриотом». Гражданам Украины подобный порошенковским кульбит не сулит ровным счетом ничего хорошего – ситуация идет к тому, что демократические права украинцев будут свернуты не только де-факто, но и де-юре.
Так, Порошенко с пометкой «неотложный» внес в Верховную Раду законопроект №6175, изменения в закон «О гражданстве Украины», предполагающий лишение гражданства Украины за наличие паспорта другого государства и нежелание выйти из иностранного гражданства при получении украинского. Примечательно, что вместе с тем в парламенте находится законопроект №6139 нардепа Артеменко (обладателя канадского паспорта), предложившего американцам план решения украинского кризиса, о возможности гражданам Украины иметь мультигражданство.
Возможно ли принятие порошенковского законопроекта Радой? Вполне, несмотря на то, что под парламентским куполом собраны обладатели различных паспортов – от панамских до израильских. «Слугам народа», помимо фрондирующих Порошенко, нечего опасаться по этому поводу – что позволено Юпитеру, не позволено быку.
Тут стоит оговориться, что институт гражданства – вовсе не «священная корова» для нынешнего украинского государства. Речь идет не только о его девальвации в связи с раздачей паспортов с трезубцем различным иностранным гастролерам и аферистам. Летом 2016 имел место беспрецедентный случай – Украина выдала Молдавии обладателя украинского паспорта Вячеслава Платона (Кобалева), тем самым грубо нарушив Конституцию и ряд международных норм, запрещающих выдавать собственных граждан третьим странам. Ранее мы уже упоминали об этом вопиющем случае – вполне вероятно, что Киев тем самым стремился повлиять на результаты президентских выборов в Республике Молдова, ведь Платон являлся одним из крупнейших молдавских бизнесменов и оппонентом «серого кардинала» республики Владимира Плахотнюка.
Другой пример – экс-нардеп Шепелев признался, что в 2006 году нынешний генпрокурор киевского режима Луценко, тогда возглавлявший МВД, требовал от него взятку в размере $150 тыс, угрожая в противном случае лишить того не только депутатской неприкосновенности, но и гражданства (!). Отметим, что Киев является подписантом Конвенции ООН о нераспространении лиц без гражданства, однако политическая целесообразность на Украине всегда брала верх над нормативно-правовыми актами. Впрочем, даже по украинским меркам, тотального правового нигилизма, угроза лишить гражданства выглядит дико.
Если же порошенковский закон будет принят, то он затронет интересы примерно 17% граждан Украины, успевших обзавестись дополнительным гражданством. Наибольшая концентрация обладателей двойного гражданства – в приграничных с Венгрией и Румынией районах Украины, где Будапешт и Бухарест продолжают неприкрытую паспортизацию этнически родственного населения. Понятно, что принятие законодательных изменений обострит и без того непростые отношения Киева с данными государствами. К слову, Будапешт после внесения в Раду законопроектов о тотальной украинизации предупредил киевских чиновников, что не допустит нарушение языковых прав венгерского меньшинства Украины.
Вместе с тем, вполне вероятно, что ряд бипатридов с принятием данного закона вздохнет с облегчением – ведь не секрет, что украинские чиновники как внутри страны, так и в консульских учреждениях за рубежом превратили выход из гражданства Украины в «кормушку», требуя за данную процедуру порядка $500.
В то же время, угроза лишения гражданства с принятием подобного закона может стать для Порошенко и его клиентеллы инструментом давления на строптивых чиновников, олигархов, депутатов. Видимо, одним из мотивов Порошенко внести подобный законопроект стало выявление у отстраненного с должности главы ГФС, «мнимого больного», Романа Насирова, у которого обнаружили британский и венгерский паспорта. Напомним, у видного порошенковского оппонента (бывшего?), «Бени» Коломойского, и вовсе тройное гражданство – Украины, Кипра, Израиля. Думается, многие помнят, как Игорь Валерьевич иронически заявил – мол, запрещено только двойное, но не тройное гражданство. Хотя даже за двойное ни малейшей административной либо уголовной ответственности действующее законодательство не предусматривает.
Стоит также обратить внимание, что инициатива Порошенко появилась после признания Москвой паспортов ЛДНР. То есть, можно рассматривать порошенковскую инициативу как своеобразный асимметричный ответ: лишать на «законных» основаниях украинского гражданства людей, получивших документы непризнанных республик – кто-то засветится в СМИ, другие данные могут «слить» из паспортных столов ЛДНР. Тем самым Киев окончательно сбросит с себя значительную часть социальных обязательств, а затем, если реинтеграция Донбасса все-таки состоится, обезопасит себя от нелояльного электората. Киевский режим население Донбасса не интересует от слова «совсем» – его интересуют лишь территория и в лучшем случае уголь.
А вообще, ситуация на Украине развивается в том ключе, что рано или поздно на повестке дня окажется вопрос о введении института неграждан по опыту постсоветских Латвии и Эстонии. Порошенковский законопроект – лишь «первая ласточка» к этому. «Хлеб» (можно и без кавычек) заканчивается – потому необходимо обеспечивать зрелища, политическое самосохранение для нынешнего правящего класса, а также потакать собственной социальной базе из числа ультранационалистов. Если не принявшие «идеалы майдана» граждане Украины вот уже три года как выкинуты из общественно-политического дискурса де-факто, то вскоре правящий режим сможет их выбросить и де-юре.
Когда вашингтонскую администрацию возглавил Трамп, ряд экспертов утверждал следующее – с утратой интереса Вашингтона к Украине исчезает предохранитель, удерживавший киевский режим от расширения конфликтного поля как со значительной частью собственного народа, так и с соседними странами. Покамест данный прогноз сбывается – непонятно только, где предел подобного расширения. Это выяснится лишь эмпирическим путем.