Пираты выкопанных морей. Александр Ростовцев

Три года собиралась с духом майданная Украина, чтобы начать конфискацию плавсредств, заходящих без её ведома в российский Крым. И вот – свершилось! Малиновский суд Одессы постановил забрать у владельцев судно «Sky Moon», ходящее под флагом Танзании.

Пираты выкопанных морей

Как сообщает военная прокуратура Южного округа Украины, судно везло из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты 3 тыс. тонн технической соды (напоминаем, что в Красноперекопске работает завод «Крымсода») и было задержано ещё в ноябре прошлого года украинскими пограничными судами при прохождении украинского участка Дуная.

Украинская военная прокуратура «пришила» капитану «Sky Moon» дело о неподчинении требованиям украинских властей через имитацию поломки судна, несмотря на которую арестованное судно было отбуксировано в порт Рени, что в Одесской области. В отношении капитана, гражданина Сирии, заведено уголовное дело по ч. 2 ст. 332-1 «нарушение порядка въезда и выезда на временно оккупированную территорию Украины», ч. 1 ст. 366 «служебный подлог» УК Украины.

Больше всего военную прокуратуру возмутил тот факт, что судно «Sky Moon» в особо циничной форме, выраженной в злостном игнорировании требований украинской стороны не заходить в Крым, только в 2016 году аж восемь раз швартовалось в крымских портах, перевозя кальцинированную и техническую соду, металлолом, семена льна в Турцию и Молдавию, и каждый раз мимо украинской таможни.

Но теперь, как говорится в официальных сообщениях, украинские силовики изъяли груз в 3 тыс. тонн соды, не считая судна, на общую сумму в 18.5 миллионов гривен (примерно 40 миллионов рублей), поставив, таким образом, своеобразный рекорд по конфискациям за нарушение таможенных правил за всю историю «Незалежной». Никогда раньше украинские власти в судебном порядке не забирали судно. Обычно это делалось в результате «отжимов» и всяческих теневых сделок.

Не менее интересно и то, что органы СБУ открывали уголовные дела по ст. 3321 УК «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее» по фактам совершения судозаходов в крымские порты и даже задерживали «суда-нарушители», однако ни одного обвинительного приговора по данным эпизодам до сих пор вынесено не было и другие страны также не применяли каких-либо жестких мер.

Теперь Украиной такой прецедент создан.

Семь членов команды судна – все граждане Сирии – отделались, можно сказать, лёгким испугом. По ст. 204-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, к коим относится «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее», на каждого наложен штраф в 1700 гривен. А вот на судовладельца, гражданина Румынии, грозит что-то посущественнее, поскольку за злостными посещениями Крыма украинская военная прокуратура видит предварительный сговор с капитаном, грузоотправителем и грузополучателем.

Кроме того, украинская сторона с наслаждением планирует настучать «куда следует» на власти Чехии о том, что зарегистрированное на ее территории юридическое лицо нарушило европейские санкции, касающиеся запрета торговли с Крымом.

Напомним, правительство ЕС еще в 2014 году запретило судам, ходящим под европейскими флагами, заходить в Крым. Аналогичные меры ввела и Украина. Приказом мининфраструктуры Украины № 255 от 16.06.2014 морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория были закрыты, а администрации этих портов – упразднены. Отдельным постановлением № 263 от апреля 2016 года украинское правительство спохватилось и запретило заход в рыбные порты.

За нарушениями запретов следит самозванная контора «Майдан иностранных дел», до сегодняшнего дня продолжающая отравлять воздух вокруг себя горелыми покрышками. Этой бдительной организацией только за два месяца 2017 года «зарегистрированы» заходы 74 судов под флагами 10 стран в крымские порты. Как известно, регистрационный флаг судна может не совпадать с «гражданством». Надзирающие майдауны выяснили,

что, на самом деле, все эти пароходики принадлежат судовладельцам четырёх стран: 62 судна – компаниям из России, семь судов – компаниям из Турции, четыре судна румынские, одно судно египетское.

Для тех, кто нарушает суровые украинские законы против «сепаратизма» и злостно заходит в крымские порты, у майдаунов заведена специальная тетрадочка под названием «База данных морских судов, которые в нарушение законодательства Украины и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова». На текущий момент в тетрадочку занесены данные на 631 судно. Неуёмные майданщики не теряют надежд, что когда-нибудь владельцев всех этих плавсредств они смогут взять за горло и что-нибудь конфисковать.

Воодушевлённые арестом танзанийско-румынского судна с сирийцами на борту, украинская военная прокуратура уже заочно арестовала судно «Викинг», курсирующее по маршруту Крым – Турция и зарегистрированное на одну из российских компаний в Петербурге. Но сказать – ещё не значить сделать. Случай арестовать де-факто российское судно украинским пограничным байдаркам вряд ли представится: его провожатыми частенько выступают корабли Черноморского флота России, регулярно патрулирующие морскую границу с неадекватным соседом.

Но самое сногсшибательное мы приберегли на закуску. Если какие суда и следует арестовывать, штрафовать и конфисковывать Украине, так это свои собственные. Как сообщают некоторые источники в СМИ, статистика, собранная за три года, говорит сама за себя:

В 2013-м – последнем году украинского Крыма – большинство судов, посещавших Евпаторию, Керчь, Севастополь, Феодосию и Ялту, ходили под флагом Украины – 547 судозаходов. На втором месте с небольшим отставанием Турция – 455 судозаходов, на третьем Россия – 211, на четвертом Греция – 173.

В 2014 году на первое место вышла Россия с 564 судозаходами. Украина сдулась на второе место с 511, третьей стала Турция с 331 посещением крымских портов.

В 2015 году Украина снова вырывается вперёд – 1013 судозаходов, что в два раза больше, чем в допутчевом 2013-м, когда большую часть грузов в Крым возили по суше. Россия также заметно увеличила активность – 896 судозаходов, параллельно выросла активность и турок (482), и греков (275).

Какая боль, какая боль…

В общем, пока майданная собачонка гавкает, дело делается, судооборот с Крымом нарастает и явно поплёвывает на санкции ЕС и Украины. Всё, чем смогли за три года похвастаться представители украинской «изоленты» – изъять жалкое судёнышко под танзанийским флагом с грузом соды. Да пусть той содой подавятся. Порошенко пригодится от изжоги. Серьёзно помешать морскому сообщению с Крымом Украина в принципе не способна. Интересно, что предпримут украинские пограничники с таможенниками, если возить грузы из Крыма в молдавские и турецкие порты станут с понедельника исключительно украинские суда? Сами у себя конфискуют и вновь отправят на прежний участок перевозок?

После закупок донецкого угля через Россию по цене вдвое выше и реверсного газа из Словакии задорого — уже ничто не удивляет. Есть ещё в мире любители вырезать гланды через дупу автогеном, как нормы жизни. И майданная Украина здесь впереди планеты всей.

Александр Ростовцев, ПолитНавигатор