На протяжении времени, прошедшего с момента февральского государственного переворота в Киеве 2014 года, украинский режим стремился сблизить свои позиции с Турцией. При этом главной целью внешней политики Киева стало выстраивание формальной видимости «поддержки» своего антироссийского курса.
Выбор Турции, как «союзника» для совместного противодействия России на южных рубежах, по замыслу киевских разработчиков этого сценария, основывался на таких факторах.
Во-первых, Турция – член НАТО, на её территории находится военная база Инджирлик, используемая США, следовательно, Вашингтон одобрит антироссийское взаимодействие Киева и Анкары.
Во-вторых, взрастив на территории Крыма нелегальную (с точки зрения формального украинского законодательства) группировку меджлис крымскотатарского народа*, украинские власти сделали все возможное для развития каналов финансирования этой структуры из Турции. Деньги официально были предназначены для строительства культовых объектов, поселков компактного проживания, налаживания инфраструктуры в них и т.п., однако фактически существенно пополняли бюджет меджлиса и, в первую очередь, М.Джемилева. Безусловно, руководство Украины в течение многих лет было в курсе происходящего, однако сознательно «закрывало на это глаза», надеясь, что меджлис и его экстремисты сумеют запугать русское большинство полуострова и снизят степень его общественно-политической активности.
Воссоединение Крыма с Россией привело к бегству с полуострова на Украину нескольких тысяч активистов «Хизб-ут-Тахрир»* и меджлиса, большая часть которых сосредоточилась в пограничной с Республикой Крым Херсонской области. Последовавшие за этим события наглядно демонстрировали желание киевского режима сделать Херсонскую область местом концентрации исламских радикалов для организации на постоянной основе провокаций против российского Крыма. Американский сценарий «управляемого хаоса» отводил Херсонщине одну из ключевых ролей в качестве территории, на которой организовывалась бы антироссийская подрывная деятельность. Именно территории, поскольку исполнителя сценария – евроатлантический марионеточный режим в Киеве не заботила судьба жителей региона, более того, из уст украинских националистов постоянно звучали утверждения о том, что-де среди херсонцев сильны пророссийские настроения и возможно, там потребуется проведение еще одной «АТО».
Кризис в российско-турецких отношениях, начавшийся в ноябре 2015 года со сбитого турецким пилотом российского СУ-24, вселил в окружении Порошенко уверенность в том, что Москва и Анкара уже не смогут вернуться к тесному сотрудничеству. При этом, Порошенко выбрал тактику привлечения турецкой стороны в качестве партнёра в деятельности по созданию всевозможных проблем для России.
Для маскировки главной цели такого сотрудничества в Киеве старательно говорилось об экономике, хотя успехов на этом поприще достигнуто не было.
Как большое «достижение» в украинской прессе было представлено начало полетов авиакомпании «Турецкие авиалинии» в аэропорт Херсона ввиду того, что эти самолеты не могли летать в российский Симферополь из-за наложенных США и Евросоюзом на Россию санкционных ограничений. Кроме того, украинский эксперт оценил договоренность между главой МИД Украины П.Климкиным и главой МИД Турции М.Чавушоглу о взаимных поездках граждан по внутренним паспортам, как «новость, что Турция как важный партнер Украины упрощает процедуру поездки, может быть воспринята как бальзам на душу украинцами, которые разочарованы политикой ЕС». Сам эксперт признает, что в «Турции сейчас ситуация неспокойная», но при этом надеется что упрощение правил въезда приведет к увеличению числа украинских туристов и росту турецкой экономики.
О росте украинской экономики – ни слова, сомнительно ожидать при этом массовости украинского туризма на турецкие курорты, учитывая стремительно девальвирующуюся гривну, резкий рост коммунальных платежей и общее снижение доходов жителей Украины. Общий посыл эксперта в том – что это шаг навстречу Турции и определённый политический «аванс» на будущее со стороны Украины. Ради чего украинское руководство раздает такие «авансы»?
Момент начала нормализации российско-турецких двусторонних отношений летом 2016 года застал П.Порошенко врасплох. Он попытался хотя бы на словах получить поддержку своей антироссийской позиции со стороны турецкого руководства. Во время телефонного разговора, состоявшегося 20 августа 2016 года, Р.Эрдоган заверил украинского президента, «в неизменности позиции Турции по поддержке территориальной целостности Украины в международно признанных границах».
Выдавая желаемое за действительное, в администрации П.Порошенко поспешили добавить к словам турецкого президента, что «Турецкая Республика не признает оккупацию Крыма и продолжать всячески поддерживать крымских татар».
В течение оставшегося времени контакты на уровне президентов двух стран так и проходили в телефонном режиме, носили дежурно-поздравительный характер. Даже личная встреча на полях 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметилась лишь навязчивыми предложениями со стороны П.Порошенко своему турецкому коллеге «скупить по дешевке», то есть приватизировать действующие остатки украинской промышленности.
Такой уровень отношений явно не устраивает П.Порошенко и его окружение. Видя явную заинтересованность Турции в углублении контактов с Россией и холодную вежливость в отношении Украины, украинская верхушка решила пойти в отношении турецкого руководства привычным путем шантажа и угроз.
В качестве инструмента давления была выбрана неправительственной организации «FETO», функционеров которой турецкие власти считают причастными к попытке летнего государственного переворота 2016 года.
Вообще украинская власть на протяжении всего периода независимости удивительно терпимо относилась нахождению на своей территории различных экстремистских исламистских группировок, запрещенных во многих странах мира. Помимо упомянутых выше меджлиса* и «Хизб-ут-Тахрир»*, широкую активность на Украине развернула «FETO».
Свою работу компания начала еще в далеких 90-х, сразу после развала СССР. С 2001 года действует под прикрытием «Международной школы «Меридиан», которая имеет 2 здания в Киеве и одно в Одессе. Все предоставляемые услуги платные и на английском языке.
Примечательно, что не только «образовательные услуги», как может показаться на первый взгляд. Школа привлекает для обучения детей известных политиков и общественных деятелей.
Действующий в Киеве с 2013 года «Украино-турецкий культурный центр «Işık» (Syaivo) является одним из ответвлений FETÖ. Как и других странах, и в Украине сфера СМИ незаменима для FETÖ. Террористическая организация выражает свое мнение по поводу событий в Турции и Украине через новостной портал Ukraynahaber.
После опубликования турецким новостным агентством «Anadolu» статьи о том, что «FETO» имеет широко разветвленную сеть филиалов на Украине, в некоторых украинских СМИ начали выпускать материалы, опровергающие связь перечисленных структур с «FETO».
В материале под заголовком «Враги Эрдогана в Украине: кто они и чем не угодили турецкому президенту»журналисты канала 1+1 опросили руководство и функционеров центров «влияния», перечисленных в материале «Anadolu». Естественно, все они отрицали всякую связь с Ф.Гюленом. При этом называли лидера «FETO» «философом» и даже привели такой экзотический аргумент, как «совпадение идей» Ф.Гюлена и Г.Сковороды.
Любопытно, что принадлежавший ранее И.Коломойскому телеканал 1+1, ныне, после схватки олигархов, перешел в собственность бизнес-структур П.Порошенко и осуществляет полную медийную поддержку украинскому президенту.
Официальная позиция Турции по поводу «украинского следа» «FETO» довольна однозначна. По словам Генерального консула Турецкой Республики, в Одессе У. Торгула, «В Турции все школы, связанные с Гюленом, была закрыты и мы требуем, чтобы Украина тоже закрыла эти школы».
Реакция украинских чиновников на турецкие требования основана на позиции не замечать очевидного и «спустить дело на тормозах».Заместитель министра образования и науки Украины Р.Греба сообщил агентству «Анадолу», что вопросы противодействия терроризму не входит в компетенцию ведомства, и этим вопросом занимается Служба безопасности страны (СБУ).
В самом же СБУ, непосредственно подчиненном П.Порошенко, не усмотрели угрозы в деятельности ячеек FETO под прикрытием на Украине для Турции: «Информация, которая указывала бы на социально опасную деятельность на территории Украины представителей этих организаций, распространение ими материалов с призывами к насильственным изменениям или свержению конституционного порядка или к захвату государственной власти в Украине или в Турции, на данный момент отсутствует».
Таким образом, правящий на Украине режим фактически занимается укрывательством на своей территории турецких антипрезидентских сил, причастных к попытке организации государственного переворота в Турции. Это даёт возможность П.Порошенко оказывать давление на Р. Эрдогана с целью вынудить его минимизировать контакты с российской стороной и активно присоединиться к антироссийскому курсу нынешнего украинского режима.
*Запрещенная в РФ организация
Марк Северин, специально для News Front