Официальный старт выхода Великобритании из ЕС показал, что несмотря на публичные обещания максимально жестких условий «развода» в высших эшелонах европейской власти, похоже, политика ЕС по этому вопросу еще не выработана. Это, в частности, подтверждают заявления президента Евросовета Туска, которые он сделал в пятницу.
Поскольку процедура «развода» Лондона и Брюсселя достаточно долгая и официально занимает как минимум два года, особую важность приобретает очередность проведения переговоров по тем или иным вопросам, существующим помимо главного договора о выходе.
В частности, в первые часы и дни после официального запуска процедуры брексита британским премьером Терезой Мэй подавляющее большинство европейских лидеров говорили об очень жесткой позиции на переговорах по собственно «разводу» и подчеркивали, что переговоры по торговому соглашению между ЕС и Соединенным Королевством начнутся лишь после заключения общего соглашения о выходе. Об этом, в частности, говорили и Ангела Меркель, и Франсуа Олланд и особенно Жан-Клод Юнкер, который, складывается впечатление, настроен к Лондону особенно воинственно.
Поэтому заявление Дональда Туска в пятницу о том, что переговоры по торговому соглашению между Брюсселем и Лондоном, о чем очень просила британская сторона, вполне могут начаться еще до подписания основного договора о выходе Великобритании из Евросоюза, стало небольшой сенсацией.
Для того, чтобы вести переговоры параллельно, от Британии просят лишь одного – показать «существенный прогресс» на первом этапе, после чего, на втором этапе могут начаться и торговые переговоры.
Понять колебания европейского руководства несложно. С одной стороны, в Брюсселе хотят показательно «наказать» британцев, чтобы другим неповадно было выходить из объединенной Европы. Но с другой, Великобритания все же ядерная держава и одна из крупнейших экономик планеты и отказываться от торговли с ней для Европы стало бы совершенно нерациональным решением, так называемым «выстрелом в ногу».
Не исключено, что европейские лидеры «на людях» занимают жесткую позицию, чтобы показать своим избирателям, как они защищают единство Евросоюза, а втайне и в кулуарах они уже давно смирились с выходом Лондона и сейчас хотят выторговать для континента приемлемые условия и при этом не потерять лицо.
Судя по всему такие «шараханья» будут проходить все два года брексита. Например, одновременно с заявлением о возможности ведения параллельных переговоров по выходу и по торговле европейские лидеры намекнули, что британцам несмотря на выход все равно придется согласиться на ряд правил ЕС, например, о взносах в бюджет и его мониторинге. При этом совершенно непонятно, как Лондон может согласиться на эти требования, потому что вышеупомянутые вопросы входили в число главных причин, заставивших большинство британцев проголосовать в июне 2016 года за выход из ЕС.
Если Британия даже какое-то время после официального «развода» будет входить в единый европейский рынок, то ей придется уважать все «четыре свободы», включая разрешение на приезд рабочих и иных мигрантов с континента.
Дональд Туск раздал правительствам 27 членов ЕС 8-страничный проект резолюции по брекситу, который наверняка с какими-то изменениями и дополнениями будет принят на следующем саммите 29 апреля. Кроме прочего, в документе подчеркивается необходимость прояснения всех юридических неясностей, связанных с европейцами и британцами, живущими по обе стороны от границы между Великобританией и Евросоюзом, которая скоро появится. Этот документ станет руководством для Мишеля Барнье, которому Брюссель поручил ведение переговоров.
Переговорный процесс откроется, надеется он, в начале июня. За 16 месяцев участникам переговоров необходимо составить устраивающий обе стороны договор, который должен быть утвержден парламентами ЕС и Британии до 29 марта 2019 г. В резолюции Евросовета также подчеркивается, что Евросоюз настроен конструктивно, но тем не менее подготовится к возможному провалу переговоров.
Конечно, для Лондона очень важна торговая составляющая дальнейших отношений с континентальной Европой. Поэтому в Британии все девять последних месяцев много говорили о скорейшем открытии торговых переговоров. В официальном письме Туску Тереза Мэй просит вести торговые переговоры параллельно с основными. Естественно, британцы надеются, что тарифы или будут нулевыми или, хотя бы, низкими.
В Брюсселе многие считают, что Великобритания должна первой показать стремление договариваться и искать компромиссы. Уже сейчас можно прогнозировать, что горячие споры вызовет счет, который ЕС выставит Лондону. Речь идет о солидной сумме, порядка 60 млрд евро. Придется договариваться и о возврате границ и прояснении прав британцев, живущих в объединенной Европе, и европейцев, проживающих на туманном Альбионе, и по множеству других вопросов. С юридической точки зрения, торговое соглашение не может быть подписано до формального выхода Британии из ЕС. И в Британии, и в ЕС преобладает мнение, что к весне 2019 года достичь соглашения едва ли удастся. Поэтому Дональд Туск предлагает, что если лидеры 27 членов Евросоюза увидят «достаточный прогресс» на переговорах, то можно будет начать и переговоры по торговому соглашению, не дожидаясь подписания главного договора.