Нет для человека большего врага, чем он сам. Чтобы и как бы вокруг вас не происходило, вы всегда будете смотреть по сторонам в поисках виноватого, и никогда не на себя самого. Вот так и с Украиной, точнее – с продвинутой украинской властью.
Решение Высокого суда Лондона по «долгу Януковича» и угроза наказать Киев за дискриминационное проведение конкурса Евровидение не являются случайными пробуждениями совести у европейских партнеров. Это элемент общего разворота партнеров в отношении Украины.
Новый тренд
Какое-то время назад украинские СМИ сочинили очередную сенсацию: якобы в недрах ФСБ (многие в Киеве до сих пор не выучили, что спецоперациями за пределами границ РФ занимается СВР) придуман план по развалу украинского государства, названный «Шатун». И реализуется он силами русских агентов в Киеве.
Последние события на Украине показали, что «Шатун» действительно реализуется, правда, не русскими агентами, а украинскими политиками.
Точкой запуска «Шатуна» стал отказ Киева менять свою деструктивную стратегию в отношении России и гражданской войны на Донбассе в конце 2016 года, когда стало ясно, что «вашингтонская крыша» потекла.
Наоборот, украинские власти усилили накал русофобии, создавая дополнительные проблемы не только для Москвы, но и для Европы (уставшей от «украинского дела» и не готовой его продолжать без прямой поддержки и давления со стороны США).
Эксперты не раз писали о том, что если бы руководство стран ЕС было чуть мудрее, оно бы (предвидя отказ Трампа от поддержки как минимум нынешнего режима в Киеве, а как максимум – и всего украинского эксперимента) уже сейчас, до раскачки американской администрации, стало бы сбрасывать украинские активы и занимать более трезвую позицию в обмен на различные уступки со стороны Путина. Ведь если они начнут это делать после Трампа, то размер российских уступок будет в разы меньше.
И, судя по всему, в умы европейцев наконец-то начинает проникать эта мудрость. За последние несколько недель произошел целый ряд кризисов в отношениях Украины и Запада, четко демонстрирующих новый тренд поведения. Среди них и отсрочка МВФ в выделении денег, и нежелание Меркель на встрече с Трампом обвинять Путина в «нарушениях Минска», и молчаливое согласие Евросоюза на признание Россией паспортов ЛНР и ДНР, а также переориентацию экономик непризнанных республик на Россию.
Троечка по корпусу
В последних числах марта добавились еще три пункта.
Во-первых, проект «Северный поток-2» (лишающий Украину доходов от транзита, а также рычага давления на Россию и ЕС) поддержала уже не только Германия, но и Еврокомиссия. Брюссель по факту порекомендовал отдельным странам Евросоюза (типа Польши), протестующим против СП-2, думать о европейских, а не об украинских интересах.
Во-вторых, организаторы Евровидения поддержали российскую участницу Юлию Самойлову, которую Киев не допустил до участия в доверенном ему международном конкурсе по политическим причинам. «Я глубоко сожалению, что Евровидение используется в политических целях, — заявила Ингрид Делтенре, генеральный директор Европейского вещательного союза. — Евровидение должно радовать миллионы людей и объединять их, а не использовать для того, чтобы разжигать политические скандалы и направлять их друг против друга». В итоге Украине уже грозят санкции в случае, если Петр Порошенко лично не разрешит Юлии Самойловой приехать в Киев. Некоторые эксперты не исключают вообще переноса Евровидения – конкурса, проведение которого имело важнейшее имиджевое значение для нынешней украинской власти, – в другую страну. По логике это должна быть Австралия (занявшая на Евровидении-2016 второе место), а если австралийцы откажутся или европейцы не захотят ехать так далеко, то Россия (чей представитель Сергей Лазарев стал год назад третьим).
Однако самый серьезный удар прилетел из вроде как русофобской Великобритании. Высокий суд Лондона отклонил украинское предложение затянуть дело – за очевидностью ситуации, и вынес ускоренное решение по т.н. «долгу Януковича» (первому траншу российского кредита, выданному Киеву в конце 2013 года). Судья Уильям Блэр отверг аргументы Киева о том, что «деньги были выданы президенту Януковичу и до Украины не дошли», что «Россия своими агрессивными действиями уничтожила украинскую экономику и лишила ее платежеспособности», и решил, что это все-таки долг Украины, который Киев обязан выплатить Москве.
Украинская логика
С точки зрения элементарной логики, Украине выгодно было бы подчиниться решению Высокого суда и выплатить долг плюс проценты в несколько сотен миллионов долларов. Да, это создаст дыру в и без того похожем на решето бюджете. Да, если Киев пойдет на полную выплату Москве, это вызовет серьезные проблемы с кредиторами, согласившимися на украинские условия по реструктуризации долга в 13 миллиардов долларов при условии, что Украина не будет выплачивать России долг в полном объеме.
Однако платить все равно будет нужно, и лучше сейчас много, чем потом еще больше, поскольку с процентами. К тому же у Украины есть прекрасный шанс повысить свою репутацию среди западных партнеров, доказать способность вести себя ответственно и адекватно. Возможно, тогда и МВФ изменит свое впечатление об украинском руководстве, а Россия пойдет на какое-то компромиссное решение (и тем самым не вынудит Украину выплачивать пресловутые 13 миллиардов другим кредиторам).
Проблема в том, что все эти важнейшие стратегические цели являются для нынешнего Киева вторичными. На первом месте стоит вопрос сохранения власти Петром Порошенко в краткосрочный период, и сейчас украинские радикалы (которых Порошенко может лишь направлять, но не контролировать) представляют для него куда большую опасность, чем МВФ и Трамп с их средне- и долгосрочными угрозами. Эти радикалы будут рассматривать начало выплаты долга «агрессору, захватившему украинские земли и нанесшему ущерб украинской экономике», как полное капитулянство Банковой перед Кремлем. Со всеми вытекающими для Банковой последствиями в виде новых «профилактических бесед с губернаторами» (как радикалы называли недавние захваты ОГА во время разгона блокады в Кривом Торце), стояниями на Майдане и маршами на Киев.
Именно поэтому украинские власти пошли по пути затягивания выплаты. Министр финансов Украины Александр Данилюк назвал решение суда «первым этапом» и заявил о намерении подать апелляцию, то есть де-факто отложить итоговое решение до конца 2017-го – начала 2018 года.
Судя по всему, в этой же самой логике Украина будет и дальше отвечать на новый европейский тренд, тем самым не нивелируя его, а лишь усиливая. Поэтому Кремлю не надо ничего делать для трансформации нынешнего украинского режима – он ушатывает себя самостоятельно.
Геворг Мирзаян,
доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ