Трамп роет окопы в торговой войне с Китаем

6 апреля начался двухдневный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. Дональд Трамп принимает его в своём поместье «Мар-а-Лаго». Встреча «по-домашнему» не снимает остроту проблем, которые требуется обсудить во Флориде лидерам двух экономических гигантов.

В качестве «домашней заготовки» к переговорам Трамп подписал два указа, направленные на ликвидацию торгового дефицита США, половина которого падает на Поднебесную. Это важнейшая, но далеко не единственная проблема, которую надо решить президенту США, обещавшему стране «вернуть производство на родину». Как пишет Reuters, Трамп заранее «задает тон там, где может быть напряжение на встрече в «Мар-а-Лаго»… заявляя в четверг, что Соединенные Штаты не могут более мириться с масштабным торговым дефицитом и безработицей». На этой долгожданной, по словам Трампа, встрече будет обсуждаться также различие в подходах к Северной Корее и «стратегические амбиции» Китая в Южно-Китайском море.

И без комментариев очевидно, что и Трамп, и его команда остаются слепы к тому, что уже не только доллар и Вашингтон определяют политическую погоду в мире. И даже в самих Соединённых Штатах китайское присутствие давно не ограничивается чайно-таунами в крупных американских городах. 5 апреля «Жэньминь жибао» сообщила о том, что два дня назад на площади Government Center plaza в Бостоне появился первый поезд метро производства китайской вагоностроительной корпорации China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC). Была тут и церемония открытия, и перерезанная ленточка. А в городе Спрингфилд штата Массачусетс – том самом, который входил в «ржавый пояс Америки» и умирал от безработицы и где китайцы построили вагоностроительный завод, пожилой американец по имени Майк повесил на стене своего бара плакат «Добро пожаловать, CRRC!».

Увы, новая администрации США, равно как и старая, не видит – или старается не замечать, – что Китай стал главным двигателем мировой экономики. Как бы ни потирали руки западные экономисты, отмечая замедление темпов роста в Китае, рост производства там в 6 и более процентов в год для США и Европы абсолютно недостижим. И именно это обстоятельство делает Пекин самым неудобным переговорщиком для Вашингтона.

За три года то же китайское вагоностроение внедрилось в Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес и Филадельфию. Только за последние полгода в Бостоне и Лос-Анджелесе CRRC получила заказы на 184 поезда метро, в Филадельфии – на 45 пригородных автобусов. «Большое спасибо компании CRRC за то, что она вернула производственный проект метро обратно в Чикаго!» – сказал мэр Чикаго Рам Эммануэль, открывая 16 марта производство на заводе компании «Циндао Сыфан»…

Сегодня китайская CRRC набирает и обучает американских рабочих, она потянула за собой в США предприятия по производству железнодорожного транспортного оборудования из Гуанчжоу, Шэньчжэня и других китайских городов – всю промышленную цепочку в сфере экспорта железнодорожной продукции Китая. Эти китайские предприятия продают отопительное, вентиляционное, осветительное и другое оборудование для железнодорожного транспорта и создают рабочие места по всей Америке. А американцы при этом почёсывают затылки и без конца повторяют, что промышленная политика Китая и финансовая поддержка китайской сталелитейной и алюминиевой промышленности привели к перепроизводству и уменьшению американского экспорта, «что деформирует мировой рынок и подрывает конкуренцию компаний».

Понятно, что, если бы всё вдруг стало наоборот, в Белом доме и пальцем бы не пошевельнули, чтобы ограничить зону своих экономических интересов. Поэтому по ходу подготовки к торговой войне, масштабы которой станут понятны в самое ближайшее после встречи Си Цзыньпина с Дональдом Трампом, Белый дом всячески нагнетал атмосферу переговоров в «Мар-а-Лаго».

Reuters сообщало, что «администрация Трампа не обязательно ищет способ уменьшить торговый дефицит через удешевление доллара. Но у нее есть твердое намерение сделать это и использовать слабый доллар как инструмент в торговых переговорах».

Не только угроза ослабить доллар и обвинения в манипуляции курсом юаня, которые Трамп сделал в первые дни его пребывания в Белом доме, но и обвинения в пиратском использовании технологий китайскими предприятиями, кража иностранной интеллектуальной собственности, включая фильмы, книги, музыку, видеоигры и программное обеспечение, как утверждает доклад USTR (United States Trade Representative), – всё это уже стало фоном встречи лидеров двух крупнейших экономических держав современности.

Точную диспозицию в будущей торговой войне мы едва ли узнаем сразу – встреча Трампа и Си Цзиньпина пройдёт за закрытыми дверями. Однако «первые раскаты грома» уже прозвучали.

Китайцы тоже сложа руки не сидят. Они чутко воспринимают «сигналы со стороны Белого дома, которые свидетельствуют, что США в полной мере признают необходимость китайской поддержки в вопросах двусторонней торговли и международной повестки»,  сообщил корреспонденту ТАСС профессор Центра американских исследований Фуданьского университета (Шанхай) Сун Юй. И американский рынок для Пекина – вопрос критически важный. Прошлогодний объём двусторонней торговли достиг 519 миллиардов долларов. Даже небольшое его сокращение ударит по китайским производителям.

«Жэньминь жибао» приоткрывает позиции, с которых выступает Си Цзиньпин. Изложено это по-восточному мягко: Китай и США – крупнейшие в мире торговые партнёры, объём двусторонней торговли с момента установления между двумя государствами дипломатических отношений в 1979 году увеличился в 207 раз. Китай покупает в США 26 процентов «Боингов», больше половины сои, 16 процентов автомобилей, 15 интегральных схем. Разве это плохо? А положительное сальдо торговли с Соединёнными Штатами есть следствие различий в экономических структурах двух стран. И давайте внесём ясность: отрицательное торговое сальдо у США есть со 101 страной – это раз. И американские потребители китайских товаров экономят своим семьям более 850 долларов в год – это два.

Плюс к тому в китайском сальдо торгового баланса около 40 процентов создано американскими компаниями, работающими в Китае. А китайские предприятия внешней торговли более 90 процентов прибыли отдают американским компаниям.

Никто не станет рубить голову курице, несущей золотые яйца. Однако сделать эти яйца потяжелее Трамп попытается. Результат скоро узнаем.

Елена Пустовойтова, ФСК