МВФ и Украина. Бесконечная игра без правил. Валентин Катасонов

Тема Украины появилась в моих книгах и статьях лишь после майдана и государственного переворота в феврале 2014 года, когда у страны сменились политический режим и вектор развития. А недавно я с удовлетворением узнал, что мои скромные публикации по Украине не пропадают зря: в Киеве опубликован список книг российских авторов, изданных в Российской Федерации и запрещённых для ввоза на Украину. В списке 74 названия, есть среди них и моя книга «Украина. Экономика смуты, или Деньги на крови» (М.: «Книжный мир», 2014). Расценив это как признание, я решил после некоторой паузы снова вернуться к Украине.

3 апреля Совет директоров Международного валютного фонда принял решение о выделении Украине очередного транша на сумму 1 млрд долл. Киев долго ждал этого транша, предыдущий (третий) был выделен более полугода назад, и с тех пор МВФ держал украинские власти в нервном напряжении.

Основной причиной задержки было невыполнение Киевом условий, сформулированных Фондом в сентябре 2016 года. Ещё одной причиной стала неопределённость, вызванная президентскими выборами в Америке. Дело в том, что Соединённые Штаты – главный акционер МВФ, им до сих пор принадлежит блокирующая доля в капитале и голосах Фонда. Короче говоря, отмашка от команды Трампа на принятие положительного решения о транше Украине была дана Фонду лишь в марте.

Я не раз писал о том, что МВФ принимал решения о кредитовании Украины, грубо нарушая собственные правила, которыми Фонд руководствовался на протяжении десятилетий. Делалось это всегда из-за политических целей, преследуемых главным акционером Фонда на Украине. Правила МВФ запрещают кредитование тех стран, на территории которых ведутся гражданские войны. Скоро уже три года, как Киев проводит военные операции на Донбассе, Фонд этого «не заметил», когда в 2015 году принял решение об одобрении четырёхлетней программы помощи Украине на общую сумму 17,5 млрд долл. Обратим внимание: за первые два года реализации программы Фонд успел выставить Украине более десятка больших и несколько десятков малых условий дальнейшего «сотрудничества», но при этом ни раз не заикнулся о том, чтобы Киев прекратил войну на востоке страны, которая обескровливает экономику Украины и приближает страну к дефолту. А может быть, МВФ негласно уже признал ДНР и ЛНР как суверенные юрисдикции? Тогда действительно никакой гражданской войны на территории Украины нет.

Другим нарушением со стороны Фонда было то, что с конца 2015 года Украина де-юре считается страной, объявившей суверенный дефолт. А с такими странами Фонд работать не имеет права (это правило существует чуть ли не с момента создания МВФ). Напомню, что в декабре 2013 года Российская Федерация предоставила Украине заём на сумму 3 млрд долл. сроком на два года. Это было в предпоследний месяц пребывания у власти Виктора Януковича. Через два года «революционное» правительство Арсения Яценюка категорически отказалось от исполнения обязательств по данному займу. Одним словом, в декабре на Украине по факту произошёл классический суверенный дефолт – самое страшное преступление с точки зрения канонов классического капитализма. Его тоже в Фонде «не заметили».

Чтобы программа МВФ по оказанию финансовой помощи Украине могла работать и далее, главный акционер Фонда вмешался во внутреннюю кухню этой международной финансовой организации. Вашингтон потребовал внести изменения в правила работы МВФ, которые позволили бы продолжить кредитование страны, объявившей суверенный дефолт. Поправки были сделаны в угоду Вашингтону аккурат накануне истечения срока действия российского займа Украине. Правда, ради приличия в поправках было предусмотрено, что страна, объявившая суверенный дефолт, должна демонстрировать «добросовестные попытки урегулировать вопросы суверенного долга» с государством-кредитором. Имелось в виду, что Киев должен был организовать спектакль под названием «Переговоры Киева с Москвой по вопросу трёхмиллиардного долга по займу». Однако Киев к тому времени уже распоясался и даже создавать видимость спектакля не пожелал. МВФ и этого «не заметил», когда в 2016 году принимал решение о выделении Украине третьего транша в 1 млрд долл.

В период между третьим и четвёртым траншами на Украине была проведена национализация одного из крупнейших банков – «Приватбанка», принадлежавшего украинскому олигарху Игорю Коломойскому. К удивлению специалистов решение правительства Украины о национализации данного банка (в декабре 2016 года) стало результатом рекомендаций МВФ. Удивительно здесь то, что с 1980-х годов Фонд продвигал по всему миру свою идеологию под названием «вашингтонский консенсус». Одним из членов этого символа веры в религии экономического либерализма является положение о том, что частная форма собственности «по определению» лучше, чем государственная. Фонд всегда давал зелёный свет приватизациям и красный свет национализациям. А тут всё наоборот! Кроме того, при национализации «Приватбанка» выяснилось, что в балансе этой депозитно-кредитной организации зияет «дыра» размером в 5,5 млрд долл. Докапитализацию и покрытие убытков банка придётся возлагать на налогоплательщиков – и вот тут МВФ никакими принципами поступаться не собирается, он будет жёстко требовать изыскать на Украине эти самые пять с половиной миллиардов.

В период подготовки решения по четвёртому траншу МВФ ещё одним событием стало перекрытие украинскими «патриотами» коммуникаций между Украиной, с одной стороны, и ДНР/ЛНР, с другой стороны. Это был удар по экономике не только Донбасса, но и самой Украины. По экспертным оценкам, разрыв производственно-экономических связей только с крупными предприятиями Донбасса (всего – 43) обернётся для Украины потерей 2,5% ВВП. Это помимо того, что бюджет Украины лишится почти 31,7 млрд гривен, или 1,3 млрд долларов, которые поступали в бюджет в виде налогов с предприятий, зарегистрированных на Украине, но находившихся в ДНР и ЛНР.

Я следил за ходом переговоров межу МВФ и Киевом. И что опять удивляет: Фонд не стал настаивать на том, чтобы блокада Донбасса была немедленно прекращена, в очередной раз притворившись глухим и слепым.

В конце марта сего года Высокий суд Лондона принял решение по иску России к Украине о погашении упомянутого выше займа на сумму 3 млрд долл. Британская инстанция признала эти обязательства суверенным, а не коммерческим долгом, поэтому его погашение не предусматривает никаких поблажек. Фактически Лондон ещё раз подтвердил, что Украина находится в состоянии суверенного дефолта. МВФ, однако, через несколько дней после решения суда Лондона как ни в чём не бывало вынес решение о четвёртом транше. Однако и это ещё не все. В последнем списке условий дальнейшего «сотрудничества» МВФ с Украиной погашение суверенного долга перед Россией вообще не фигурирует! Не предусматривается погашение долга России и в графиках Минфина Украины.

Да и как его предусмотреть, если даже не очень понятно, сколько денег дадут до конца года МВФ, Всемирный банк, Европейский союз. А вот сколько придётся выделить на погашение и обслуживание долгов перед «привилегированными» кредиторами, более понятно. Как сообщил замглавы Нацбанка Украины Олег Чурий, на обслуживание госдолга в 2017–2019 годах Украине потребуется почти 13 млрд долл. На обслуживание долга перед МВФ в текущем году потребуется примерно 1 млрд долл. Кстати, согласно полуофициальным заявлениям киевских чиновников, только что выделенный транш почти полностью вернётся назад в Фонд. Тут имеет место простая бухгалтерская операция, которая позволила Украине избежать ещё одного суверенного дефолта. Реально этот транш никак не улучшит положение Украины.

Ещё большим испытанием для страны станет следующий, пятый транш. Он запланирован на май в размере 1,9 млрд долл. В МВФ напомнили Киеву, что на момент выдачи четвёртого транша выполнено лишь три из одиннадцати главных условий: национализация «Приватбанка», введение электронного декларирования доходов государственных служащих и повышение тарифов на газ для населения.

Что там ещё за Киевом числится? Не буду говорить о постоянных обязательствах Украины перед МВФ по приватизации государственной собственности, по сокращению численности государственных служащих и т. п. В течение срока менее двух месяцев Киеву нужно принять новое пенсионное законодательство, а также большой комплекс мер по части борьбы с финансовыми преступлениями и налоговыми уклонениями. Налоговая милиция должна быть заменена на новую гражданскую службу под управлением министерства финансов для расследования финансовых преступлений против государства. Предстоит расширить полномочия Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), которое получит возможность следить за гражданами без специальных разрешений правоохранительных органов (через агентурную сеть, через контроль над электронной почтой и т. д.).

И, наверное, самое главное в списке условий – принять закон, легализующий продажу земли. Это гвоздь программы МВФ. Ведь только массовая продажа украинской земли является тем финансовым источником, с помощью которого можно будет покрыть гигантские обязательства Украины перед Международным валютным фондом и другими «привилегированными» кредиторами. Это последний и самый ценный актив «незалежной», больше ничего не осталось. Сейчас на Украине действует мораторий на продажу земли до конца года, и МВФ настаивает, чтобы больше его не продлевать.

Вокруг этого уже разворачиваются внутриполитические бои. Радикальная партия Олега Ляшко даже подала на правительство в суд с требованием опубликовать текст соглашения между Украиной и МВФ, скорректированного перед выдачей четвёртого транша. Ознакомившись с соглашением, Ляшко назвал его условия кабальными и написал в соцсети: «Это удавка на шее украинцев. Власть набирает этих кредитов, потому что знает, что не им возвращать. Надо не кредиты набирать, а радикально менять экономическую и денежно-кредитную политику. Ориентация – исключительно на национального производителя, рабочие места для украинцев. Политика власти – это полуголодное существование на периферии мирового развития и прогресса». Эту позицию разделяют «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Оппозиционный блок». Тимошенко заявила журналистам, что «высшее государственное руководство предложило МВФ сбалансировать разворованные государственные ресурсы» за счёт населения, а не за счёт закрытия офшорных счетов и налогообложения дивидендов богатых, добавив, что «власть предала интересы народа и работает на свои карманы».

Напомню, что в середине апреля правительство Владимира Гройсмана будет отчитываться об итогах работы за год. Многие депутаты решительно настроены на то, чтобы признать работу правительства неудовлетворительной и добиваться отставки Гройсмана и команды. Такие настроения для украинского политикума не новы, новой нотой является лишь критика нынешнего правительства за безропотное следование указаниям МВФ. С учётом возрастания этой критики перспективы получения Украиной пятого транша становятся довольно смутными. А без пятого транша страна опять оказывается у пропасти суверенного дефолта. Международному валютному фонду впору ещё раз переписать свои правила, чтобы продолжать кредитование даже тех стран, которые объявили дефолт по долгам перед самим Фондом. Что ж, такое вполне возможно – ведь Вашингтон по-прежнему видит в МВФ инструмент проведения своей политики на Украине.

Валентин Катасонов, ФСК