Почему зарабатывающие большую часть денег в России владельцы брендов игнорируют откровенно враждебную политику официального Киева по отношению к России и всему российскому?
Украина, как известно, не Россия, однако на Украине есть многое из того, что есть в России. Общая история, понимаете ли, как бы не хотелось обратного тамошним нацистам, чувствующим себя хозяевами в стране вот уже более трех лет.
Несмотря на активно идущую дерусификацию, стыдливо называемую «декоммунизацией», на Украине по-прежнему активно работают многие представители российского бизнеса.
Как писал еще в 1860 году британский публицист Томас Джозеф Даннинг, «капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но при достаточной прибыли капитал становится очень смелым. Гарантируйте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Сложно сказать, какую прибыль приносят украинские проекты, или речь идет лишь о страхе «отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли». Но добровольно еще ни один крупный российский игрок с украинского рынка не ушел. На Украине продолжают работать носящие те же названия, что и в России, банки, мобильные операторы и средства массовой информации.
Почему украинцы пользуются брендами «государства-агрессора», как называют на Украине нашу страну из каждого утюга? Потому что большинство из них остаются адекватными людьми, не верящими антироссийской пропаганде.
А вот почему зарабатывающие большую часть денег в России владельцы брендов игнорируют откровенно враждебную политику официального Киева по отношению к России и всему российскому? Наверное, есть смысл перечитать Даннинга.
***
Американская авиакомпания «Юнайтед» в 2013 году сломала при перевозке в багаже принадлежащую музыканту Дэвиду Кэрроллу гитару. Расстроенный музыкант написал песню «United Breaks Guitars» – «Юнайтед ломает гитары». Песня стала хитом в интернете, акции компании после этого подешевели, акционеры потеряли около 180 миллионов долларов.
Прошло чуть более восьми лет, и «Юнайтед» влипла в более серьезный скандал – он у всех на слуху, поэтому перескажем вкратце – при освобождении места для сотрудников авиакомпании в переполненном самолете пострадал пассажир, которого грубо вытащили наружу.
Соответственно, расплата оказалась более серьезной – компания уже потеряла около 800 миллионов долларов, по всему миру раздаются призывы бойкотировать «Юнайтед», поэтому масштаб итоговых потерь пока что предсказать сложно.
Акции российской авиакомпании «Победа» не торгуются на рынке.
Но что-то подсказывает, что даже если бы торговались, то не было бы никаких серьезных падений после того, как этот перевозчик сдал в полицию желавших сидеть вместе с ребенком родителей или ссадил слишком длинноногого волейболиста, или незаконно заставил платить за дамскую сумочку ненадлежащей формы депутата Госдумы.
Проблема в том, что у нас институт репутации работает очень плохо – не сказать вообще не работает.
Хамят пассажирам авиакомпании, хамят клиентам владельцы кафе, хамят сотрудники банков, хамят кассирши в магазинах – без каких-либо последствий для них самих и для бизнесов, которые они представляют.
***
Представьте, крупный американский банк, акционерам которого принадлежит учреждение с таким же названием в России. И на сайте российского банка по итогам, скажем, бомбардировки в Сирии появляется следующее заявление на английском языке:
«Наш банк категорически осуждает варварский удар американской военщины по мирной сирийской авиабазе. Подчеркиваем, что наш главный акционер в детстве эмигрировал в США из России с родителями, его разрешения никто не спрашивал, а сейчас он большую часть времени проводит в Китае. Также напоминаем, что мы платим налоги в российский бюджет, и на эти деньги строятся детские сады и дома престарелых.
Мы – русские сотрудники русского банка с международными корнями, а не американский банк, как нас пытаются представить!»
Выглядит странно, не правда ли? Интересно, после того, как это заявление было бы опубликовано в американских СМИ, насколько упали бы акции «основного» банка? И сколько клиентов он потерял бы в первые же сутки?
Или представьте, если на сайте российского «Форбс» вдруг появится заявление:
«Наш журнал издается Artcom Media Group, принадлежащей российскому гражданину. Никакого отношения к пиндостанскому Forbes мы не имеем, считаем США государством-террористом и решительно осуждаем все нарушения международного права, которые они регулярно допускают!»
Тоже бред, не так ли? И если бы вдруг что-то такое появилось, в тот же день была бы отозвана лицензия на издание российского «Форбс» или на следующий?
А самое главное – стали бы вы лично держать деньги в банке, который публикует подобные политические заявления и доверяли бы средству массовой информации, которое называется так же, как американское, но решительно осуждает Америку?
***
Украина – не Россия, и приведенные выше гипотетические примеры там вполне возможны.
На сайте украинского «Альфа-банка» (юридически не имеющего отношения к российскому, но состав акционеров и российского, и украинского банка с этим названием очень похожи. Разница, которая бросается в глаза – на российском сайте говорится, что Фридман, Хан, Кузьмичев, Авен и Косогов – граждане России, а в на украинском – указано их же место жительства, без гражданства) опубликовано заявление, в котором, в частности, говорится:
«Альфа-Банк Украина не имеет никакого отношения к размещению рекламы с лицами боевиков ОРДЛО и резко осуждает грязные провокации, к которым прибегают неустановленные лица в попытке подорвать доверие к международному банку в Украине.
Альфа-Банк одним из первых международных банков прекратил работу на оккупированных территориях в полном соответствии с законодательством Украины: как в Крыму, так и на Донбассе.
Если целью авторов провокации было создать видимость связи банка с оккупантами Донбасса, то это смехотворно: основным акционером банка является львовянин Михаил Фридман, имеющий гражданство Израиля и проживающий в Лондоне, а 9,9% акций холдинга АВНН – конечного бенефициара украинского Альфа-Банка Украина со штаб-квартирой в Люксембурге – принадлежат итальянскому финансовому гиганту UniCredit.
Нашему банку, который только за 9 месяцев 2016 года уплатил в украинский бюджет 467 млн грн, ушедшие на выплаты пенсий, стипендий, ремонт дорог и другие социальные нужды, уже который месяц приходится держать ответ за необоснованные обвинения в том, что банк является российским.
Мы – украинские сотрудники украинского банка с международными корнями…» ну и так далее.
Про поддержку АТО в заявлении не сказано, как говорится, и на том спасибо.
Но еще раз подчеркнем – украинский банк в полном соответствии с законами Украины называет Крым – оккупированной территорией, а повстанцев Донбасса – оккупантами. Законы России, в частности, статью 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» украинский банк соблюдать не обязан.
Российский «Альфа-Банк», в свою очередь, соблюдает российские законы и никаких заявлений, подвергающих сомнению то, что Крым – регион России, себе не позволяет. В Крыму он при этом, как и Сбербанк, и многие другие банки, не работает. И это тоже не нарушает никаких российских законов.
А вот сайт украинского Русского радио. Заявление на сайте сделано на государственном языке, для невладеющих мовой переведем:
«Русское Радио Украина» входит в группу радиостанций «ТАВР МЕДИА», которая была основана украинскими гражданами на территории Украины. Никакого отношения к компании «Русская Медиа Группа», которая находится на территории государства-агрессора, наша радиостанция не имеет. Также никаких хозяйственных и юридических отношений с «Русским Радио» в Москве мы не имеем, и любые действия, направленные на поддержку ими террористической деятельности России на территории Украины, резко осуждаем!»
«Террористическая деятельность России». «Государство-агрессор». Тут уж добавить нечего.
Есть только вопрос к «Русской Медиа Группе» и ее акционерам. Почему украинское «ТАВР МЕДИА», у которого с вами нет никаких хозяйственных и юридических отношений, использует ваш самый популярный бренд, а также крайне похожий логотип, названия передач и т.п и т.д., а вы до сих пор не подали на них в суд?
Да и музыкантов, чьи песни крутятся в эфире украинского «Русского радио» хочется спросить – а вы тоже считаете, что наша страна – государство-агрессор, занимающееся террористической деятельностью на территории Украины?
***
Юридически «Юнайтед» ничего не нарушила, когда потребовала от пассажира покинуть самолет. Юридически украинский «Альфа-банк» никак не связан с российским «Альфа-банком», а украинское «Русское радио» – с российским «Русским радио».
Просто очень хочется, чтобы в России слово «репутация» перестало быть пустым звуком.
Чтобы авиакомпанией, которая хамит пассажирам – не летали. Чтобы из банка, принадлежащего людям с теми же именами и носящего то же название, что и банк, называющий Крым оккупированным – забирали деньги. Чтобы владельцы бренда, использующего прилагательное «русский» не закрывали глаза на то, что кто-то под тем же названием называет нашу страну агрессором и террористом.
Ведь если бы капиталисты, которые получают основную прибыль в России, знали о том, что удар по репутации лишит их денег, ничего подобного мы бы не увидели.
Антон Крылов, ВЗГЛЯД