Проведение конституционного референдума в Турции не соответствовало стандартам Совета Европы, говорится в заявлении миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, распространенном в понедельник.
Конституционный референдум в воскресенье в Турции о переходе на президентскую форму правления с парламентской закончился победой его сторонников с незначительным перевесом. По предварительным данным, они набрали 51,2% голосов, что на 1,25 миллиона больше, чем у противников конституционной реформы. Конституционные изменения по переходу к президентской системе были ранее одобрены парламентом Турции и подписаны президентом Тайипом Эрдоганом.
По мнению наблюдателей ОБСЕ, конституционный референдум проходил в условиях, когда “две стороны кампании не имели равных возможностей”. “Избиратели не получили объективной информации о ключевых аспектов реформы”, — отмечается в документе.
При этом, по мнению наблюдателей, сам день голосования был организован хорошо.
Также наблюдатели отмечают недостатки законодательства, касающегося проведения референдума. “Хотя Высший избирательный совет утвердил правила и инструкции по решению некоторых аспектов процесса, нормативно-правовая база остается недостаточной для проведения подлинно демократического референдума”, — говорится в заявлении.
Отмечается, что действие конституции и соответствующего законодательства были еще более ограничены из-за чрезвычайного положения.
Говоря о предмете голосования, наблюдатели заявляют, что “18 предложенных поправок, затрагивающих 72 статьи Конституции”, вынесены на голосование, как один вопрос. По мнению БДИПЧ, такое пакетное голосования “противоречит международной практике для референдумов”. “Избиратели не имеют возможность сделать выбор о различных вопросах, фигурирующих в поправках”, — полагают в ОБСЕ.
Кроме того, наблюдатели считают, что работе избирательных комиссий в день выборов “не хватало прозрачности” – “заседания были закрыты для общественности и наблюдателей, и только ограниченное число решений были опубликованы”.
Одобренный на воскресном референдуме пакет изменений в 18 статей конституции Турции предполагает, что президент становится главой государственной системы, он будет наделен полномочиями по назначению вице-президентов, министров и высокопоставленных чиновников. Должность премьер-министра будет упразднена. Решения по созданию, расформированию, полномочиям, обязанностям и структуре министерств будут определяться в соответствии с указами президента.
Право на объявление режима чрезвычайного положения получит президент, утверждать решение главы государства по режиму ЧП будет парламент. Глава государства сможет издавать и другие имеющие силу закона указы, которые будут вступать в силу без предварительного одобрения парламента, но они могут быть аннулированы, если законодатели в дальнейшем их отклонят. Президент сможет не покидать ряды своей политической партии, как это предусмотрено ныне действующей конституцией.