Азербайджан в ЕАЭС — будет ли Ереван возражать?

Тема вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз в последнее время вновь стала предметом обсуждений в медиапространстве и экспертном сообществе. Поводом стало недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что Москва будет только приветствовать желание Баку принять участие в евразийской интеграции.

Высказалась по этому поводу и армянская сторона, находящаяся в конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Посол Армении в Москве Вардан Тоганян недавно в одном из интервью заявил, что у Армении будет «своя особая позиция», если Азербайджан решит вступить в ЕАЭС.

Как известно, решения в ЕАЭС принимаются на основе консенсуса между пятью странами-участницами организации. Исключением не станет и вопрос принятия Азербайджана. В этом смысле, остается открытым вопрос, воспользуется ли Ереван своим правом вето на случай обсуждения участия Азербайджана в интеграционном объединении.

На фоне неурегулированного конфликта вокруг Карабаха, многие в Армении считают, что вступление Азербайджана в ЕАЭС будет происходить в обмен на территориальные уступки с армянской стороны, якобы под давлением России. К слову, аналогичные обвинения в адрес Москвы звучат и в самом Азербайджане, где также уверены, что членство Баку в ЕАЭС навсегда похоронит шансы на возвращение Карабаха.

По мнению директора Института права и политики (Ереван) Ларисы Алавердян, тема Карабаха в контексте потенциального участия Азербайджана в ЕАЭС излишне педалируется. «Азербайджан является членом большого количества политических организаций, куда входит и Армения, начиная с ООН и заканчивая Содружеством независимых государств. И наличие карабахского конфликта вроде не является препятствием для этого», — отметила эксперт в интервью EADaily. «Серьезные противоречия между Грецией и Турцией, к примеру, не мешают им находиться в одной военно-политической организации», — добавила она.

По ее словам, конечно, в случае вступления Азербайджана в ЕАЭС, могут возникнуть проблемы исполнительньго характера. Наличие двух конфликтующих государств в одной интеграционной структуре не может не быть препятствием для свободного передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. «Однако, как мне кажется, Россия как ведущая страна, как локомотив ЕАЭС вполне способна решить возникающие проблемы», — считает Алавердян. Но можно ли считать высказывания Лаврова предтечей каких-то возможных переговоров, Алавердян затрудняется сказать.

То, что устранение барьеров на пути реализации «четырех свобод» ЕАЭС вовсе не обязательно должно предполагать окончательное урегулирование карабахского конфликта, косвенно подтверждает хотя бы и то обстоятельство, что продукция, произведенная на территории Карабаха, беспрепятственно экспортируется Арменией под соответствующей маркировкой.

Участие Армении и Азербайджана в ЕАЭС вполне возможно без изменения существующего статус-кво в Карабахе. Но при этом Союз с течением времени вполне мог бы стать эффективной площадкой для урегулирования одного из сложнейших конфликтов на постсоветском пространстве. В этом смысле заинтересованность Москвы во вступлении Баку в ЕАЭС вполне можно понять.

Обвинения же по поводу намерений Москвы «сдать интересы Армении» Алавердян считает неуместными и необоснованными. «У России есть свои четкие приоритеты сегодня, и ослабление союзной Армении, подрыв ее военно-политических позиций никак не входит в число приоритетов России», — отметила аналитик.

EADaily