Долгая дорога домой. Юрий Селиванов

Историю многострадальных российских «Мистралей» на сегодняшний день нельзя считать завершенной

«Мистраль»

Поездка российской военно-технической делегации в дружественный Египет, где планируется обсудить оснащение египетских десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» российским радиотехническим оборудованием, на первый взгляд носит вполне рутинный характер. РФ, на выгодных для себя коммерческих условиях, помогает Египту дооборудовать купленные во Франции корабли необходимыми системами управления и связи. Тем более, что изначально они там и стояли, а затем были демонтированы российской стороной, после того, как президент Олланд, под давлением Вашингтона, позорно отказался отдать России построенные по её заказу корабли.

Кроме того, Россия уже приступила к реализации египетского заказа на поставку палубных вертолетов-штурмовиков Ка-52, которыми будут укомплектованы указанные ДВКД.

Строящийся на ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина» для Египта боевой вертолет Ка-52, оснащенный оптико-электронной прицельной системой ОЭС-52. Арсеньев (Приморский край), 07.03.2017
Строящийся на ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина» для Египта боевой вертолет Ка-52, оснащенный оптико-электронной прицельной системой ОЭС-52. Арсеньев (Приморский край), 07.03.2017

Однако не все так просто. Египту, по большому счету эти огромные десантные вертолетоносцы не очень то и нужны. Сфера их оперативно-тактического применения с учетом нынешнего геополитического положения и военно-морской стратегии Египта стремится к нулю. Какие морские десанты и куда будет высаживать Египет? В соседнюю Ливию, с которой он граничит по суше? На гиблую сирийскую войну? Тоже очень сомнительно. Охранять подходы к Суэцкому каналу с обеих сторон, как было официально заявлено? Так для этого больше подходят ракетные катера и подводные лодки, а не такие гигантские и весьма уязвимые посудины.

Между тем, одно только дооборудование «Мистралей» до уровня полностью боеготовых единиц флота потянет, как минимум, на миллиард долларов. Далеко не лишних, надо сказать для Египта денег, которые будут фактически бесцельно потрачены на эти по сути ненужные ему корабли.

В общем, вся эта сделка, с точки зрения самого Египта, выглядит какой-то уж очень натужной и даже противоестественной. Пусть даже деньги на оплату этой покупки дали аравийские монархии.

В этой связи обращает на себя внимание не столько даже активность российских оборонщиков в плане дальнейшего сотрудничества по «Мистралям», сколько готовность Египта ориентироваться именно на военное оборудование из России. Что внешне выглядит даже парадоксально – ведь корабли то французские! И все оборудование, тем более уже установленное на других французских кораблях этого типа, в том числе и вертолеты, логичней было бы купить в той же Франции.

Но Египет, как ранее сообщалось, уже отказался от приобретения соответствующей техники американского и европейского производства. И логика, которой он при этом руководствовался, вызывает особый интерес. Потому что едва ли не единственной рациональной мотивацией такого решения, может быть намерение Каира в недалеком будущем избавиться от этой военно-морской обузы. Но избавляться от неё, так сказать – в западном направлении точно не получится. Там и своего такого добра хватает. Всякой пузатой мелочи из «третьего мира» такие дорогостоящие плавсредства тоже сбыть трудновато. Остаются, разве что, Китай, Индия и Россия. Интерес всех трех стран к десантным вертолетоносцам вполне мотивированный и средствами для такой покупки они располагают.

Однако нельзя исключать, что предпочтение будет все-таки отдано именно России. Если уже не отдано. Москва очень заинтересована в скорейшем включении в состав своего флота столь мощных десантно-транспортных единиц. О чем можно уверенно судить хотя бы по тому факту, что для организации экстренных перебросок в Сирию военных грузов пришлось даже срочно арендовать в Турции восемь подержанных и весьма ненадежных сухогрузов. Большегрузные и быстроходные «Мистрали» с такой задачей справились бы наверняка лучше.

Интерес к возвращению этих кораблей в РФ может объясняться еще и тем, что крайняя загруженность российских верфей военными заказами не позволяет в сжатые сроки взяться за реализацию подобных проектов. Кроме того, возврат «Мистралей» может быть оплачен на основе бартера, что России куда выгодней, чем платить за них звонкой монетой. Россия уже сегодня начала поставки в Египет крупной партии истребителей МиГ-29, которые вполне могут стать стоимостным эквивалентом «Севастополя» и «Владивостока».

Первый истребитель МиГ-29М2, изготовленный для ВВС Египта (бортовой номер "811"), 31.03.2017
Первый истребитель МиГ-29М2, изготовленный для ВВС Египта (бортовой номер “811”), 31.03.2017

Конечно же, главным рифом на пути «Мистралей» в Россию остается непримиримая позиция нынешнего проамериканского руководства Франции. Но как раз это особой проблемой уже не является. Потому что дни Олланда и его приспешников уже сочтены и в ближайшее время у Франции будет новый лидер. Который, кто бы им не стал, будет занимать по отношению к России куда более лояльную позицию, чем нынешний «подпиндосник». И, соответственно, пресловутый сертификат конечного пользователя, запрещающий Египту передавать эти корабли третьей стране. вполне может быть аннулирован.

Юрий Селиванов, специально для News Front