“Ждуны” на кордоне. К безвизу ожидается коллапс. «Страна», Украина

В очередях в ЕС уже сейчас украинцы стоят часами из-за новых правил Шенгена, контрабандистов и заминок на польской стороне. А после отмены виз прогнозируют многокилометровые пробки

К обещанному в июне безвизу, который сегодня, 26 апреля, одобрили послы ЕС, на западной границе ожидают массовый наплыв автомобилей и многокилометровые очереди в пунктах пропуска на полдня, а то и дольше. Эксперты говорят: инфраструктура пограничных КПП не готова к безвизовому режиму. В погранслужбе убеждают, что, мол, все под контролем.

На западной границе и без безвиза – ежегодный прирост транспортного потока на 10-15% (в том числе за счет контрабандистов).

“В 2016-м западную границу Украины пересекли 11 миллионов машин, а годом ранее – на миллион меньше”, – рассказал Владимир Шеремет, начальник пресс-бюро Западного регионального управления Госпогранслужбы. В этом году ждут прибавки еще на миллион-два автомобилей.

“Маринуют” на границе по 11 часов

И хоть безвиз еще не действует, народ уже жалуется на многочасовые пробки на границе и хаос.

“В этот понедельник простоял семь часов в пункте пропуска “Устилуг”, со мной в машине ехала больная жена и маленький ребенок. Просил полицию, которая контролирует въезд в пункт пропуска, пропустить нас – бесполезно”, – жалуется Анатолий Гвоздецкий.

Одесситку Богдану Токарук на днях тоже “мариновали” в очереди на выезд в Польшу. “Почему такой бардак на границе? За час двигается максимум десять машин при официальной пропускной способности в семь раз больше, – возмущается она. – При этом параллельно еще две очереди из “блатных”.

Франковчанка Наталья Гаева провела 11 часов в очереди на пункте пропуска Краковец. “Представляю, что будет твориться на границе после 11 июня, когда введут безвиз. Нужно будет брать с собой палатки, придется ночевать на КПП”, – ужасается львовянин Михаил Фурдычко.

В пограничной службе нынешние очереди объясняют праздникам – на прошлой неделе заробитчане возвращались в Европу после пасхальных каникул дома, часть украинцев уже отправилась на “майские”, а на следующей неделе из-за длинных выходных наплыв машин может еще вырасти. После майских на границе ждут еще одну волну – гостей на Евровидение, которое пройдет в Киеве с 9 по 13 мая.

Могут пропускать за секунды, но настраивают на часы

Расширять пункты пропуска к безвизу, как и нанимать больше сотрудников на границе не планируют, признались нам в Западном региональном управлении Госпрогранслужбы. Но уверяют, что, дескать, с помощью современной техники будут быстро пропускать путешественников.

“Если в 2012 году пограничник тратил около двух минут на оформление гражданина на пункте пропуска, то с начала этого года на оформление транспортного средства, в котором находится 4 человека, уходит 30 секунд, а на одного человека – 2-3 секунды, – хвалится начальник Львовского пограничного отряда Сергей Мельник. – Это делается техническим средством “Condor”, который считывает информацию с паспорта способом сканирования, эти данные проверяются по базам Интерпола”.

Неофициально, впрочем, “погранцы” признаются, что могут не справиться с выросшими в несколько раз потоками автомобилей.

“Летом, когда люди едут отдыхать, а заробитчане приезжают в отпуск домой, а потом возвращаются назад, очереди бывают по 6-8 часов, иногда больше. С введением безвиза и летними отпусками путешественников на автомобилях станет больше минимум процентов на 20-30. Для больших пунктов пропуска, вроде “Краковца”, это не критично, и то его нужно расширять и улучшать сервис. На КПП поменьше может быть ад”, – говорит “Стране” один из офицеров Мостисского погранотряда.

Чтобы не застрять в очереди, он советует приезжать на границу или поздно вечером-ночью в будний день, или в воскресенье, когда поток машин спадает. Час-пик – с 04.00 до 11.00. Желательно не попадать и на пересменку в 08.00 и 20.00.

Кстати, большинство предпочитает ехать на пункт пропуска “Краковец” – он и самый крупный, и трасса к нему в более-менее хорошем состоянии. К другим КПП ведут “убитые” дороги. “Не хочу разбивать машину, лучше подожду в очереди”, – говорит львовянин Сергей Домашовец. Другие, наоборот, готовы потрястись по колдобинам, но сэкономить время, поэтому едут на другие КПП во Львовской области (в Смильныцю, Грушев, Угринов).

ЕС жестче проверяет украинцев

Ситуация усугубляется еще и тем, что с 7 апреля путешественников стали проверять тщательнее. Ссылаясь на частые теракты, в Евросоюзе ужесточили правила пересечения Шенгенской зоны. Отныне европейские пограничники “пробивают” каждого въезжающего через Шенгенскую информационную систему и по базе данных Интерпола по украденным или потерянным проездным документам. Соответственно, процедура пересечения границы может затянуться.

Кстати, по мнению некоторых экспертов, это может быть “ход конем” для “отсева” украинцев после введения безвиза.

“С введением украинского безвиза в Европе опасаются наплыва нелегалов из Украины из-за низкого уровня жизни и конфликта на востоке страны, – признаются источники “Страны” в представительстве Евросоюза в Украине. – Кроме того, через украинскую границу могут проникать криминальные личности. Поэтому в Евросоюзе решили перестраховаться и ужесточить досмотр на внешних границах. Под предлогом защиты ЕС от террористов пограничники смогут чаще отказывать во въезде тем, кто показался им подозрительным или потенциальным нелегалом. Можно подавать апелляцию, но потраченное время, нервы и деньги не вернуть. Во избежание инцидентов нужно запасаться документами по максимуму: брони отелей, обратные билеты, наличка или выписки с банковского счета”.

Блокада “пересичныков”

Самый загруженный – украино-польский участок границы, который растянулся на полтысячи километров и включает в себя 12 пунктов пропуска, половина из которых автомобильные, остальные — железнодорожные.

Через границы с Венгрией, Румынией и Словакией едет значительно меньше машин, но и там часто бывают очереди.

Дополнительную нагрузку создадут тысячи украинцев на дешевых машинах с иностранными номерами, большинство из которых – “сигаретные” контрабандисты из окрестных сел.

“70% людей в очереди это участники малого приграничного движения, которые пересекают границу в упрощенном порядке”, – говорит Владимир Шеремет. Кстати, когда прошлым летом временно приостановили малое пограничное движение из-за саммита НАТО в Польше, очереди пропали.

В последнее время местные пункты пропуска периодически блокируют те самые владельцы “бэушных” машин на иностранных номерах, которых еще называют “пересичныки” – они каждые пять дней пересекают границу, чтобы не платить несколько тысяч долларов за растаможку (покупают за границей машины за $1,5-2 тыс. и ездят по доверенности). 26 апреля “пересичныки” устроили очередную акцию протеста, перекрыв пункт пропуска в Ужгороде, чем вызвали гнев обычных путешественников, которые едут в Европу по делам, на работу или на отдых.

“Хочешь по-быстрому – готовь бабло”

В последние несколько месяцев очереди для обычных украинцев и “пересечныков” начали разделять. Но путешественники жалуются, что этот метод малоэффективен. “За 200 грн “в фуражку” проезжают без очереди, “пересичныки” вклиниваются без очереди”, – жалуется львовский предприниматель Олег Рудницкий, который часто ездит в Польшу. В погранслужбе открещиваются от взяток, мол, за порядком у КПП и разделением очереди следит полиция.

Илья Кенингштейн, управляющий партнёр Creative Quarter и советник львовского мэра, тоже говорит о поборах за быстрый проезд границы. “Стандартная для нашей страны логика: честный – стой как лох. Хочешь, как все – езжай по встречке и нарушай. Хочешь по-быстрому – езжай по обочине и готовь бабло за ускорение, – написал он на своей странице в Facebook. – Машины “избранного” быдла пропускают без очереди, все остальные стоят в километровых очередях без какого-либо просвета”.

Украинский кордон Кенингштейн сравнил с границей Индии и Пакистана: “С кучей челноков, просящихся в машину теток с баулами, собаками и трущобами посреди куч мусора. На самой границе – бумажки из 90-х, беготня между будками, какие-то дурацкие правила, хмурые люди в окошках. И польские погранцы, устраивающие себе перерывы, когда захотят, накапливающие в отстойнике по 100 машин”.

В бурной дискуссии, которая развернулась после этого поста, пользователи соцсетей приводят и другие примеры.

Дмитрий Мицкевич, «Страна», Украина