Кинематограф чёрной дыры. Юрий Селиванов

По настоящему великое российское кино может быть только глубоко народным

Они сражались за Родину

Случайно увидел по ТВ рекламу фильма «28 панфиловцев». Сейчас ко Дню Победы – главная тема. И поймал себя на мысли, что уже практически не помню героев этой картины. То есть актеров, которые там снимались. И смотрел то совсем недавно – от силы полгода назад.

И тут же вспомнился другой фильм, тоже на военную тему и снятый практически в том же батальном ключе – «Они сражались за Родину». Вот подними меня сейчас среди ночи и я без запинки перечислю всех его главных героев – Юрий Никулин, Василий Шукшин, Сергей Бондарчук, Григорий Бурков, Вячеслав Тихонов. А ведь прошло 40 лет, как я его посмотрел! Сорок лет и всё помню! А здесь полгода не прошло и всё забыл!

Нет, фильм, конечно – это я про «28 панфиловцев», вполне правильный. И слова там говорят верные и подвиги совершают геройские. Но вот сейчас спроси меня хоть про одну фразу из этого кино – убей, не скажу. Кроме, конечно, хрестоматийного клочковского «Велика Россия, да отступать некуда, позади Москва!..»

А вот никулинское, про то, что он забыл, как пахнут у его жены подмышки – как будто это вчера было. И про бондарчуковские сапоги, которые он жалел больше собственных ног. И шукшинское – «Чем меньше блоха, тем злее кусает!»

Что-то с памятью моей стало? Или все-таки что-то с нынешним кино не так?

Похоже, что все-таки второе. Те мужики были настоящие мужики. Плоть от плоти и кровь от крови, как говорится. Укоренившиеся в русском народе по самую макушку. А эти….

Ну, как сказать? Вот переодень их в немцев или в каких-нибудь парижан – вполне сойдут. Такой себе унифицированный человеческий материал. Годятся всюду. Без особых национальных примет. Ну, типа, вроде и наши, или просто такими прикидываются. Поди их разбери….

Те были такие, что я печёнками чувствовал – они в эту землю вросли, как дубы – намертво. И отдать её могут только вместе со своим последним вздохом. Нынешние тоже вроде все делают правильно. И стреляют и попадают. Почти как в голливудской сказке про спасение рядового Райана. И смотрел я это кино почти также – с отстранённым любопытством. Как всегда смотрят на что-то тебя лично не касающееся.

Но, может быть, это только мне так показалось? Чувствительность темы побудила меня, прежде чем предлагать её редакции, обратиться с этим размышлением к своим собеседникам в социальных сетях. Их реакция подтвердила, что я отнюдь не одинок в своих наблюдениях.

 Наташа Милешко

Вот в точку написали. Какие-то лубочные, красивые одинаково, без изюминки, стали молодые актеры. Это уже некие космополитичные граждане мира, а не граждане страны. Редко,когда за душу берут. Думаю, что это результат обезличенной глобализации. Не может у мира быть только один центр. Иначе мир теряет свое многообразие.

Бутч Андреевич Архангельский

Вот это как с храмом Христа спасителя. Вроде и все правильно и красиво, а чего-то не хватает.

Ирина Цветкова

Тогда были артисты советской школы. а теперь – слепое подражание тупому Голливуду, куда берут не за талант и не по актёрскому образованию, а совсем по другим качествам. Им не нужна гениальная игра.

Андрей Шестаков

 Хорошее кино, хороший посыл, хорошая идея. Но, время что ли не то. Снимали ребята отличные. Но… реконструкторы. Как реконструкция – вполне классно. Вот как на профильных форумах вчерашние школьники со знанием дела рассуждают о ТТХ оружия 2-й мировой. И вроде всё умно и правильно. Но ты-ж, сцуко, из этой «мосинки» не целился в немца из окопчика. И портянки ты не мотал. Не говорю уж о обмотках. И … и… и… Ээх, да что там..

Александр Латвиненко

Разница между теми, советскими, АКТЕРАМИ и современными, российскими слишком велика. А все потому, что те АКТЕРЫ жили среди людей: как все ели, пили, ездили на работу, стояли в очередях. ОНИ знали, чем живут простые люди, потому что сами жили по тем же законам и правилам, и с теми же проблемами. И в фильмах, где снимались, вливали эту «бытовуху», которой жил весь народ. Они были с народом. А современные актеришки видят жизнь, как говорится «из окна персонального» лимузина. Эти мелкие не ездят на метро, не обременены проблемами простых людей: еда, коммунальные платежи, за какие деньги отдохнуть во время отпуска и т.д. Они живут в своей реальности, огороженной от народа стеной достатка и перенасыщенности. Они не в курсе проблем простых людей. Потому и проблемки, поднимаемые ими в шоу-картинах, почему-то называемыми ими же великим словом КИНО, не понятны простому люду.

Общение в соцсетях окончательно убедило меня в том, что дело отнюдь не в моих личных ощущениях. А сама затронутая тема, мало того, что вызывает острую общественную реакцию, но еще и воспринимается как болезненная и весьма проблемная. А это дает мне право перейти от частных наблюдений к некоторым обобщениям.

Итак – что же мы видим? А видим мы то, что даже один из лучших современных российских фильмов о Великой Отечественной войне (про худшие и говорить нечего), фатально не дотягивает до той планки, которая дает право считать его полностью аутентичным исторической правде того времени. И, тем паче – его особому, героическому духу.

Смею утверждать, что это не столько вина, сколько беда современного кинематографа. Нравится нам это или нет, но факт заключается в том, что нынешние режиссеры в принципе не могут раскрыть истинную правду о той войне во всей её полноте. Они её просто не чувствуют. Она ушла вместе с тем поколением.

Вы наверняка обращали внимание на то, что военные фильмы последних лет стали в некоторых отношениях намного более профессиональными, что ли. Их авторы, как правило, уделяют огромное, я бы даже сказал первостепенное внимание «исторической правде» в их специфическом понимании. То есть правдоподобию внешнего антуража. Проводится большая подготовительная работа, перелопачиваются тонны архивных документов. С разведывательной скрупулезностью устанавливаются детали формы одежды, вплоть до цвета и формы пуговиц, комплектность солдатской амуниции, знаки различия военнослужащих, типы и подтипы вооружения и техники –чтобы они в точности соответствовали заявленному историческому периоду. Режиссеры буквально соревнуются в том, кто изобразит картинку наиболее близкую к стопроцентному совпадению с исторической реальностью.

И все это было бы совершенно замечательно, если бы не одно очень существенное обстоятельство. Возникает стойкое ощущение, что все эти неимоверные усилия по доведению до самоварного блеска внешнего антуража, имеют одно и притом весьма прискорбное объяснение. А именно – стремление скрыть и всячески замаскировать от зрителя бедность внутреннего содержания, порой достигающую уровня полного вакуума.

В кино уже давно бытует такое определение – костюмный исторический фильм. Это когда картинка вроде бы точная, но изучать историю, или, тем более, внутренний мир людей иных эпох, по таким произведениям, мягко говоря, не рекомендуется. Правда, к периоду Великой Отечественной оно раньше не применялось. И это было естественно – тогдашним поколениям показалось бы дикостью снимать костюмные фильмы о том, что было частью их собственной жизни. Причем частью, пережитой на максимуме страданий и переживаний.

Но годы уходят, складываются в десятилетия и вот уже ушло почти все поколение живых свидетелей той эпохи. И костюмная волна докатилась уже и до военного прошлого нашей страны. Смотришь на экран и вроде бы всё как было тогда. И винтовки и патронташи и даже самокрутки. Желательно только не смотреть в глаза актерам. В эти зеркала человеческой души, в которых еще не остыли впечатления от недавнего развеселого тура в какой-нибудь заморский Таиланд, или еще круче – светятся предвкушения предстоящего круиза «все включено» вокруг Европы.

И что же нам со всем этим делать? Думаю, что самое правильное – это перестать биться головой об стенку, пытаясь решить заведомо нерешаемую задачу. И признать, наконец, что снять кино о той войне лучше, чем то, что было снято людьми того времени, в принципе невозможно. И отдать Богу богово!

То есть, не заниматься съемкой новых, заведомо провальных «версий» классических советских военных фильмов. И тем более не пытаться громоздить новые «бессмертные шедевры» на эту тему, не имея под рукой ничего, кроме танка Т-34 и за душой ничего, кроме бесстрастных боевых донесений армейских штабов. Из этого портрет эпохи не слепишь, как ни старайся. То время ушло насовсем!

А то, что от него осталось – по настоящему бессмертные советские киношедевры надо всячески поднимать из забвения и тщательно готовить к их восприятию новые поколения. Как это, собственно, принято в случае с любой художественной классикой. Никто ведь не пытается сегодня переплюнуть того же Винсента Ван Гога в его неподражаемой уникальности.

Что же касается современного российского кино, то у него есть свой, причем непочатый край работы. Нынешняя Россия дает никак не меньше поводов для художественного осмысления, чем Россия историческая. И об этом стоит задуматься тем деятелям нынешнего киноискусства, которые не находят ничего лучшего, как снимать за государственный счет «блокбастеры» про нападение инопланетян на Москву.

И это при том, что их страна уже почти два воюет в Сирии, где российские воины совершают выдающиеся подвиги во имя всего Человечества. А российский кинематограф, тем временем, не сподобился снять на эту тему ни одной полноформатной картины! Три года войны за Русскую цивилизацию на руинах захваченной врагом Украины, войны в которой сражаются лучше представители нашего народа, названные самим президентом России самоотверженными, благородными людьми, тоже не побудили московских кинопродюсеров прервать свое гробовое «элитное» молчание по этому поводу.

Конечно – с марсианами на средства минобороны сражаться куда комфортней. Но это тупик – нравственный и творческий. Из которого только за счет «креативных» ужимок и прыжков никогда выбраться. По настоящему востребованное народом кино могут делать только люди, которые сами есть часть его плоти, крови и самой его жизни. Такие, как незабвенные герои фильма «Они сражались за Родину».

Юрий Селиванов, специально для News Front
Юрий Селиванов