Евровидение 2017 как зеркало архаичного национального сознания. «Хвиля», Украина

В Киеве полным ходом идет подготовка к Евровидению 2017, которая словно под микроскопом показывает нашу национальную дурь и комплексы. Вот о них и поговорим.

Евровидение 2017

Начнем с того, что Евровидение воспринимает как нечто космическое по своему масштабу, хотя это всего лишь третьестепенный песенный конкурс. Однако, в силу специфического восприятия мира нашими многими соотечественниками Евровидение воспринимается как событие галактического масштаба, которое нужно использовать для того, чтобы поведать всему миру нашу уникальную историю.

Эта уникальная история имеет приблизительно такой сюжет. Журналистов Джона из Лондона, Анри из Парижа и, конечно же, Зигмунда из Берлина связывало одно общее увлечение — всю жизнь они мечтали познать украинскую технику вышивания крестиком, низинкой, стебельковым швом. И вот благодаря Евровидению 2017 они получат такую возможность. Приехав в Киев они не будут бегать по столице Украины в поисках хорошего ресторана с вкусной едой, компании симпатичных и желательно слегка развратных украинских женщин и не будут искать встреч с участниками Евровидения. Нет, они пойдут вышивать крестиком, дабы познать украинские «этничні надбання». Когда ты посещаешь 55-ю страну, то ты мечтаешь окунуться в увлекательный мир орнаментов. Нет сомнений, это стремление будет усиливаться раскрашенными пасхальными яйцами разложенными возле странных конструкций а-ля «свадьба лучшего друга» разукрашенных искусственными цветами и металлическими конструкциями по сторонам в обрамлении транспортного коллапса в центре украинской столицы.

Евровидение 2017

Вы думаете я придумываю? Нет. Сегодня мне на почту пришло вот такое гениальное сообщение:

“Для аккредитованных на “Евровидении-2017″ журналистов в нашем ArtHub создано комфортную локацию для работы, отдыха и знакомства с Украиной. С 1 по 14 мая вас ждут творческие встречи с музыкантами, дизайнерами, коллегами-журналистами и фотографами.

4 мая в 13.00 состоится ивент под названием «Ukrainian Embroidery. Step in Time ». В рамках ивента пройдет показ уникальных 10 древних и современных украинских костюмов украшенных вышивкой.

Цель мероприятия: популяризация украинских этнических, исторических и культурных ценностей среди мирового сообщества. У журналистов из разных стран будет возможность увидеть уникальные костюмы из Закарпатья, Полтавщины, Буковины, Восточного Подолья, Западного Полесья, собиравшихся в многократных экспедициях и новые интерпретации вышивки и орнаментов, которые сейчас популярны среди украинской молодежи.

На костюмах можно будет рассмотреть техники вышивки гладью, крестиком, наличником, вырезанием, стеблевым швом, низинкой и другими.

Проект осуществляется волонтерами и общественными организациями, чтобы иностранные журналисты, посетив мероприятие, нашли вдохновение познавать Украину более глубоко.

Мероприятие будет сопровождаться традиционными вокально-инструментальными композициями”.

(перевод с украинского News Front)

Круто? Я тоже так думаю. Шароварщина наше все.

А теперь давайте поговорим о барахле серьезно. Некоторых задевает издевательский тон моих текстов относительно орнаментов, вышиваночек, глечиков на тинах и прочих элементов нашей могучей национальной культуры. Многие считают, что эти элементы должны каким-то образом драйвить нашу нацию в сложном мире и поднимать нас к высотам модернизации. Все эти наивные утопические взгляды связаны с тем, что большинство наших людей никогда не выезжали за пределы Украины, потому им сложно понять, что все эти черепки не являются чем то уникальным, что действительно вызывает восхищение

Я вам расскажу по себе. Когда я прилетаю в страну N первый раз, я никогда не стараюсь идти смотреть мегасайты расписанные в туристических путеводителях. Я никогда не покупаю всякое аутентичное барахло, которое мне пытаются впарить за сумасшедшие деньги под видом уникальности. Все эти крестики, рушнички, они везде одинаковые, вся эта hand made продукция…. Что в Польше тебе впаривают кожухи, что в Словакии такие же кожухи, что в Закарпатье. Нет никакой разницы, разве что там красный цвет на ободке рукава, а там зеленый или синий. Вот и вся разница. Все разрисованные рубашки в Германии такие же по своей сути как и наши, отличаются только орнаменты. Все сделано в Китае при том. И какой они смысл несут эти орнаменты? Ну несут какой-то смысл, интересный этнографам, но зрелая личность не будет впадать в восторг от этого барахла.

Когда ты приезжаешь в 40- ю, 50-ю, 60-ю страну, то понимаешь, что нет никакого смысла тащить домой очередной вид наливки, какой-то рушник или варенье, которое делают особым образом. Тупо нет никакого смысла!

Ты понимаешь, что ты никогда это не будешь использовать и оно будет валяться дома с тоннами другого барахла, которое ты привез раньше.

Когда ты взрослеешь, то понимаешь, что единственное, что имеет значение — это чистая голова, которую ты привезешь домой; или опыт других народов, который делает их счастливыми и понимание того, как ты это можешь применить это дома и чему ты можешь научиться. Не менее, а, может быть, более ценной вещью является эмоция, которую ты ловишь в турецкой кафешке на краю обрыва, где тебе дают пережаренного барашка с чаем и ты сидишь в копании турецких традиционных семей, которые таращатся на твою белокурую голубоглазую жену и тебя, потому что ты для них экзотика, а они для тебя. Потом ты спустя 10 лет будешь вспоминать этот момент вместе с той самой женой и это вас будет держать вместе еще долгие годы, потому что вы пережили нечто приятное, что осознаете только вы. Или вы вспоминаете того муравья что ползал по тебе, пока ты лежишь в палатке высоко в горах и ты понимаешь, что ты ничем не отличаешься от этого муравья, только масштабом своих метаний.

Так вот, зрелость от юности и детства отличает то, что ты понимаешь, что никакое барахло не имеет значения, но имеет значение только ощущение гармонии с окружающим миром плюс люди и события, которые тебе это ощущение дарят.

Потому наша нация в основной массе — дети. Наши люди живут в барахле, их поглощает барахло, так что они им наиграться не могут и многие таким барахлом являются. Потому, когда им предлагают очередное барахло, они с удовольствием его выбирают. Они ничего не видели кроме барахла, потому его так истово любят, дорожат, молятся на него, на эти сундуки, что передаются из поколения в поколение, где лежат никому не нужные вещи на крайний случай. Отсюда золотые батоны в гостиных, джипы у молодых янтарщиков на которых гоняют по убитым селам, где сами же и живут, идиотские конструкции в центре Киева в духе «свадьба лучшего друга» с пасхальными яйцами, с нависающими на киевских холмах уродливыми многоэтажными колоннами, куда бывшие аграрии, перебравшиеся в Киев тащат тонны барахла. Занавес.

Юрий Романенко, “Хвиля”, Украина