Деградация производственной сферы отбросила Украину на несколько десятилетий назад
С Китаем не по пути
Украинцам сообщили о небольшой, но такой редкой по нынешним временам «перемоге». Украина и Китай договорились о реконструкции Шулявского путепровода в Киеве, который частично обрушился 27 февраля, а также о строительстве моста через Днепр в районе Кременчуга. Такая договоренность была достигнута в ходе встречи украинской делегации под председательством Степана Кубива с руководством China Road and Bridge Corporation (Китайской корпорации дорог и мостов), которая состоялась в Пекине, на полях масштабного международного форума «Один пояс, один путь».
Идея создания «Экономического пояса Шелкового пути» была выдвинута китайским правительством в 2013 году. Этот проект, бюджет которого составляет почти 80 миллиардов долларов, предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Европа), центрального (Китай — Центральная Азия — Персидский залив и Турция) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Индийский океан). В частности, речь идет о строительстве единой высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Пекин — Казахстан — Москва, благодаря которой железнодорожный путь между столицей РФ и Китаем сократится всего до двух суток, с повышением взаимного товарооборота.
В дальнейшем эту трассу планируется продлить до Минска и Санкт-Петербурга, и дальше — в Европу. Однако европейский Киев отсутствует на карте нового «Шелкового пути». Поэтому не стоит удивляться, что Украина была более чем скромно представлена на пекинском форуме на фоне высокопоставленных лидеров других стран, среди которых были руководители 29 государств из Европы, Азии и Латинской Америки — в том числе, Владимир Путин, президенты Турции и Чехии Реджеп Эрдоган и Милош Земан, премьер Греции Алексис Ципрас и президент Белоруссии Александр Лукашенко. В то время как Петр Порошенко остался в Киеве рассказывать о борьбе с тяжелым наследием Переяславской Рады. А представлявший Украину Степан Кубив договаривался с китайцами не о многомиллиардных инновационных проектах, а просил помощь в ремонте далеко не самого большого путепровода.
Цена деградации
Но можно ли назвать это помощью? Разумеется, нет. По словам Кубива, проектные предложения строительства мостового перехода возле Кременчуга и проект реконструкции Шулявского путепровода в Киеве предусматривают расходы на общую сумму 400 миллионов долларов, которые должны быть представлены китайской стороной. Потому что известно — ни в государственном, ни в столичном бюджете не хватает денег на элементарный ремонт инфраструктурных объектов и дорог, построенных в тоталитарные времена.
О какой благотворительности речь не идет — китайцы выгодно размещают свои инвестиции, предоставляя работу своим специалистам, и потом вернут себе кредит с процентами. Это является обычной прагматичной политикой Поднебесной, которая недавно пережила строительный бум, и теперь старается занять огромную армию квалифицированных строительных рабочих и инженеров в международных проектах.
Таким образом, несмотря на задекларированную правительством «перемогу» речь, в сущности, идет только о том, что Украина вынуждена расплачиваться с иностранцами за прогрессирующую деградацию строительной отрасли и разорение экономики, которое заставляет страну жить на иностранные кредиты, с вечно пустой казной. А то, что речь идет о Шулявском мосте, наглядно демонстрирует, как далеко зашел сегодня этот разрушительный процесс, который также явился одним из результатов политики тотальной «декоммунизации». Ведь это не Керченская переправа, а сравнительно небольшой и просто сконструированный объект, ремонт которого не стал бы раньше серьезной проблемой, решать которую, будто в насмешку, приглашают компанию из идеологической враждебной киевскому правительству страны. Потому что построенный коммунистами мост оказалось по силам отремонтировать только коммунистам — а не успешному правительству эффективных европейских реформаторов.
Впрочем, на Украине и в самом Киеве хватает других примеров, которые указывают на тот же самый процесс. Достаточно вспомнить замороженное строительство Подольского мостового перехода, или так и недостроенную до конца правобережную развязку Дарницкого моста, которая должна была заканчиваться подземным тоннелем. Или остановившееся строительство Киевского метрополитена, где за три года не появилось ни одной новой станции, вместе с кучей давно не ремонтированных и не реконструированных автострад, с ухабами, на которых скачут по всей территории страны Украина. Единственное, что процветает в столице, это сверхприбыльная точечная застройка, когда частные инвесторы врезают в сердце города гигантские бетонные здания, нагружая старые коммуникации и получая на этом огромную прибыль. Но объекты общественной инфраструктуры преимущественно простаивают, а рабочие массово отправляются на заработки в Россию или Европу.
«Шелковый путь» по-украински
Характерно и то, что украинское правительство даже не пытается предпринять серьезные попытки вписаться в проект нового «Шелкового пути» — потому что в Киеве, Пекине и Астане помнят о скандальном провале попытки объехать территорию России, которую также сравнивали с древним караванным маршрутом. В январе 2016 года Украина объявила о создании собственного железнодорожного транспортного коридора Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай, через Черное и Каспийское море.
«Этот маршрут является альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России… Благодаря новому маршруту Украина больше не зависит от решений российской стороны и сможет значительно увеличить объемы экспортных перевозок в страны Азии. Это настоящая экономическая и политическая победа», — заявил тогда вице-премьер Геннадий Зубко. Однако, в итоге, из этой истории получился сплошной анекдот. Украинский поезд несколько раз терялся на запасных путях глухих казахских станций, и вернулся на родину незагруженным, после рекордных 97 дней дороги, которую вполне можно было преодолеть за это же время на верблюдах.
Конечно, это не мешает украинским политикам периодически муссировать тему собственного пути в Китай, но в вполне очевидно, что их там никто не ждет. Как раз в этом году Пекин наладил прямое железнодорожное сообщение с Европой через Казахстан, Россию и Белоруссию. А украино-китайские отношения, похоже, сведутся к попыткам отстроить Великий Шулявский путь.
Игорь Сердюков, Ukraina.ru