В Палату представителей и Сенат США внесены идентичные резолюции за авторством конгрессмена Хальтгрена и сенатора Ленкфорда, ссылающихся на недавний доклад Комиссии по международной религиозной свободе США, в котором российским властям фактически предлагается полностью капитулировать перед требованиями американских госорганов – в противном случае к чиновникам, ответственным за “нарушения религиозных свобод”, могут быть применены санкции, причём в рамках Акта Магнитского от 2012 года.
Следует отметить, что под “репрессивным религиозным законодательством в России” американские чиновники понимают антиэкстремистские меры в рамках так называемого “пакета Яровой”, которые существенно осложнили деятельность на территории России ряда религиозных сект и течений, не традиционных для нашей страны и, как отмечают эксперты-религиоведы, зачастую используемых в качестве прикрытия для работы иностранных спецслужб.
Особое внимание уделяется осуждению России за притеснение религиозных групп, причём наша страна ставится в одну позицию в плане оценок репрессивности законодательства со странами экваториальной Африки. При этом положение с религиозной свободой в России признаётся “угрозой национальным интересам” Соединённых Штатов и, по мнению американских официальных лиц, ответственные за применение не понравившегося США антиэкстремистского законодательства российские чиновники фактически могут быть подвергнуты санкциям.
Резолюции №№ 162 и 319, представленные в Палату представителей и Сенат Конгресса США республиканцами Джеймсом Ленкфордом и Ренди Хальтгреном, направлены на то, чтобы продавить идею учреждения специального “религиозного” посла, который бы занимался вопросами продвижения религиозных свобод во всём мире, а также назначить специального советника по этим вопросам в Совет нацбезопасности США и инкорпорировать вопросы религиозной свободы за рубежом в стратегию национальной безопасности США.
Помимо общих слов о необходимости для спецпосла по религиозным вопросам теснее взаимодействовать с Госдепартаментом, Минобороны и Агентством США по международному развитию, имеется и одна существенно важная деталь, касающаяся вопросов преодоления национального законодательства в сфере блокировки запрещённого контента. В проекте резолюции отмечается, что государственное американское ведомство — Совет управляющих по вопросам вещания BBG (руководящий деятельностью, в частности, “Голоса Америки” и “Радио Свобода”) должен разработать механизмы обхода национальных ограничений в Интернете, а на “разработку соответствующего файерволла” необходимо направлять не менее 5% бюджета пропагандистского агентства BBG.
Американские чиновники предлагают потребовать от Москвы заключить обязывающее соглашение, в котором российские власти возьмут на себя официальные обязательства по выходу из так называемого списка “стран пристального беспокойства”, что выражается в первую очередь именно в отказе от антиэкстремистского пакета. В случае если эти переговоры потерпят неудачу, предлагается в соответствии с Актом Магнитского (который может быть теперь применён вообще по любым причинам, а не только по конкретному уголовному делу экс-сотрудника Hermitage) определить должностных лиц российского правительства, которые, по мнению американских чиновников, ответственны за серьёзные нарушения религиозных свобод и прав меньшинств, и заморозить их активы, а также закрыть въезд в США.
Как отмечают профильные эксперты, открытие “второго фронта” санкционной войны против России и конкретных чиновников, неугодных американским борцам за “религиозную свободу”, вполне вероятен, особенно на фоне того, как Государственный департамент защищает свидетелей Иеговы, чья деятельность была в этом году окончательно запрещена на территории России, а литература их региональных филиалов многократно признавалась российскими судами экстремистской и подлежащей запрету и уничтожению. Даже при нежелании администрации Трампа особенно актуализировать эту тему вопрос, поднятый в конгрессе, особенно с учётом упора на обход интернет-блокировок и задействование пропагандистского аппарата агентства BBG, позволяет сделать вывод о том, что сторонники конфронтационного курса в отношении России попытаются провести эти меры через конгресс и навязать администрации в качестве предмета торга при рассмотрении других вопросов внутриполитической повестки.
Евгений Емельянов, LIFE