Корреспондент “Страны” послушала, о чем вчера говорили верующие под стенами парламента, протестуя против “церковных” законов
– Что такое депутат? Та же тварь божья, только дорвавшаяся до корыта! – машет кулаком в сторону парламента женщина в белой косынке…
– Тварь! – согласно кивает её собеседница.
– А на месте церквей “Рошены” свои поставит, – то ли шутят, то ли возмущаются двое мужчин.
– Страшные времена, – крестится седовласый старик.
Пробираясь через толпы собравшихся, я улавливаю обрывки разговоров.
Вчера у стен Верховной Рады был аншлаг. Напомним, депутаты намеревались принять законопроекты, которые позволили бы органам власти согласовывать назначение священнослужителей или вовсе запрещать религиозные организации, и легализовали бы своеобразную процедуру перехода церквей из одного патриархата в другой, которую в УПЦ уже окрестили “церковным рейдерством”.
Еще в начале недели УПЦ пообещала провести под стенами Рады “молебен о вразумлении депутатов”. И провела. Исход битвы оказался 1:0 в пользу верующих. Однако война, уверены прихожане, ещё не окончена.
“Страна” пообщалась с людьми, которые собрались вчера у стен парламента.
Военные, юристы, бухгалтера
Верующие начали собираться в парке с 7.30 утра, и уже к 10.00 заняли всю площадь перед парламентом и лужайки в Мариинском парке.
– У нас уже є розкол і політичний, і релігійний. Якщо вони приймуть цей законопроект, – то тоді вже справді буде розкол і велике кровопролиття. Згадайте 1917 рік. Православна віра – це останнє, що об’єднує людей, – делился своими рассуждениями священник из Житомира Димитрий Ильчук с несколькими женщинами в Мариинском парке.
Словно в подтверждение его слов у стен парламента стояли верующие из Одессы и Тернополя, Ивано-Франковска и Запорожья, Львова и Киева. Собрались тысячи людей (по оценкам УПЦ 10 000).
– Я служил в АТО в Луганской области. Помню, у нас еще там была информация, что КП хочет задействовать добробаты для участия в рейдерских захватах храмов. Слава богу, все обошлось, иначе это подняло бы волну протестов среди местного населения. Нельзя принимать законопроекты, которые дают преференции одной конфессии. Мы скатываемся в тоталитаризм, – рассуждает военный журналист, подполковник Ростислав Ткачук.
– Нашу церковь многие военные поддерживают, – кивает пожилой мужчина Александр, который пришел поддержать УПЦ. – Вот, в Дарнице, в парке Победы есть батюшка Вячеслав, бывший “афганец”. Пономарем у него – полковник, а жена полковника – лейтенант – на клиросе поёт. У меня у самого все в семье военные были. Дед был офицером царской армии, капитан артиллерии. Его в 1916 году ранили, он ушел в Киево-Печерскую Лавру, хотел принять монашество, но не успел – тогда как раз митрополита Владимира расстреляли в 1918 году. Дядьки мои, сыновья его, стали летчиками, полковниками авиации. Но всегда были верующими, даже при советской власти, когда за это расстрелять могли. И отец мой тоже верующим был. Он был минометчиком, был в плену. Три побега совершил, но все неудачно. Его освободили 9 мая 1945 года, и уже через неделю он продолжил службу в Чехословакии. Против него репрессий не было, иначе бы меня не было, – рассказывает Александр. – И он всегда был верующим человеком. И я 9 мая мая был на митинге в Брусиловском районе на братских могилах. Мы это чтим.
– А вообще, в нашей церкви самые разные люди, – продолжает Александр. – Вот на Лесном массиве служит батюшка: он раньше инженером был, закончил университет в Токио, открыл в Киеве исследовательский центр. Потом так получилось, что он пришел в церковь, стал пономарем. А сейчас сам служит. Но и мирскую службу не бросил. Все так же возглавляет свой центр. Словом, у нас тут есть люди разных сословий.
Действительно, пока я гуляю по стенами ВР, я знакомлюсь и с военными, и с юристами, и с бухгалтерами. Поэтому разговоры получаются религиозно-светского характера.
– Я без С1 работать не могу! Я все равно буду ее использовать. Я не знаю, я надеюсь, что они иски в суд попадут. Конечно, с учетом наших судов… Но даст бог, им все-таки хватит ума не злить людей. А эти законы – они просто противоречат Конституции!
– Как это взять назначить человека с улицы священником? Кто их будет назначать? Порошенко, Вятрович, Кириленко? Это же тогда ни таинства венчания, ни таинства крещения никакой силы иметь не будут! – недоумевает матушка Лукия из Киева.
– Они, конечно, глупость делают. Никто тут Москве не подчиняется. Церковь находится в каноническом единстве с Московским патриархатом, но она абсолютно независима в своем управлении. А вот если они примут эти законы, то тогда многие монастыри перейдут в непосредственное подчинение патриарха Кирилла, потому что они имеют такое право. Если власти примут эти законы, – то храмы будут стоять пустые, а верующие будут молиться в лесах и подвалах. И одному богу известно, к чему все это приведет, – рассуждает Ирина из Киева.
Всему виной Филарет
– Я вообще считаю, что вся эта ситуация: и Майдан, и война – все это началось с Филарета, – доносится до меня беседа людей на лужайке в Мариинском парке.
– Раскол начался ещё тогда, в 1991 году. Я смотрю на людей, который ходят в КП – это не вера, они туда по политическим мотивам ходят. А я думаю, пускай Россия и Украина на политическом уровне свои проблемы решают, а церковь в это вмешивать нельзя, – рассуждает Лариса. – Потому что быть беде.
– От тому ж люди і зібрались, щоб вони одумались. Щоб зберегти країну, – кивает ей в ответ священник из Житомира Димитрий Ильчук.
– Червоний колір – то знак, – доносится до меня разговор компании людей возле памятника Ватутину, который кто-то накануне облил красной краской. – Це ж символ крові. Правильно, він дивиться, що в країні коїться, і у нього серце кров’ю обливається.
– Мне вот только платежка за отопление пришла 3500 гривен, – компания пожилых женщин в парке ведет беседы за жизнь. – В Константиновке работы нет, заводы не работают, пенсионеры еле выживают. И куча военных. Молодежь, если кто хочет заработать, – все идут в армию на контракт. У меня внучка туда поваром пошла. А что делать? Если бы наше правительство хотело, – войну бы закончили сегодня. Но не хотят же.
– Вон Гройсман сказал, что с мая у тех, у кого 949 гривен пенсии, будет 1312 гривен. И где? Ничего не добавили! Мы в Одессе выживаем только за счет 4 соток с огорода. И то воду сейчас так подняли в цене, что и не знаешь поливать или не поливать, – возмущается пенсионерка Мария из Одессы.
– Нототения раньше стоила 12 гривен, а сразу как Янукович сбежал стала 54. Ну, и я стоя в очереди и говорю: “Ну вот, Янукович сбежал, и мне уже и есть нечего”. А мне одна женщина в очереди отвечает: “фашистка, вот и беги давай за ним”, – очередная компания людей обсуждает насущные вопросы повестки дня.
– Они так уже надоели со своей пропагандой. Сегодня же день вышиванки. Все детям в детском саду сказали прийти в вышиванках. В итоге, в вышиванке пришел только один ребенок, – говорит молодая мама. – Я сама сегодня цветы покупала: говорят, если только голубые астры берете – то по 25 гривен, а если голубые и желтые – то по 20. Я взяла за 25.
Зачем они людей дразнят?
Молебен длится весь день. Несколько тысяч верующих стоят на площади поближе к священникам, которые нараспев поют молитву. Те, кому стоять тяжело, сидят на бровках, лужайках и лавочках в парке.
Я гуляю по Мариинскому парку, прислушиваясь к разговорам людей. С площади под стенами Рады доносятся слова “тёмное полчище”, “изнемогающие от уныния и печали”, “покрый нас ото всякого зла”, “избави нас, Отце Боже”.
Справа и слева от меня разные группки людей обсуждают происходящее.
– Господь создал человека, и дал ему свободную волю. А наши правители хотят поставить себя выше господа.
– Историю они не знают. И не понимают, к чему подобные законы могут привести. Потому же и говорят, что у людей, которые не знают своего прошлого, нет и будущего, – рассуждают двое мужчин среднего возраста.
– Это все Господь допустил по грехам нашим, – рассуждают двое седовласых стариков. – Вот у Серафима Вырецкого в пророчествах есть слова: “А если не покаяться – то и братоубийственная война будет”. Он при царе богат был, занимался пушниной. А как большевики пришли, так ушел в монастырь. В войну его немцы расстрелять хотели, но не решились. А он каждый день молился о победе Советской армии.
– Я не понимаю, зачем они это творят, – сам заводит со мной разговор мужчина средних лет, который представляется Владимиром Ивановичем. – Вот вы слышали, как владыка сказал? Когда мы голодные, – мы не выходим на Майдан, и не просим хлеба. Мы молимся. Но за веру свою мы на Майдан выйдем. Зачем они людей дразнят? Да еще в такое время, когда, кажется, еще немного, и страну порвет на части.
В действительности, еще в обед стало ясно, что закон принимать не будут. На него просто нет голосов.
Даже в БПП не было единодушия на этот счет. Нардеп Алексей Гончаренко еще утром сказал, что проекты сняты с рассмотрения и заявил, что перед голосованием за такие законы нужно много раз подумать, чтоб не навредить государству.
Не вредить государству, по информации “Страны”, просили и силовики, понимая, что после принятия закона в каждом селе могут разгореться войны за храмы.
Однако верующие и не думали расходиться.
– Это такие лукавые люди. Они сегодня сняли, завтра снова поставят. С них станется.
– Да, сюда придется еще приходить и приходить. Вразумлять их.
– Ой, не думают они о последствиях… – рассуждали трое женщин из Винницы.
К чему мироточат кресты
Днем по толпе пронеслось известие, что крест, установленный на лужайке под Верховной Радой, замироточил. Вскоре, крест из облаков заметили и над собравшимися.
Знамение истолковали по разному. Кто-то увидел в этом знак того, что “Господь услышал наши молитвы”. Другие полагали, что такие сигналы даются людям перед испытаниями.
– Господь просто так чудеса не являет. Он же не фокусник. Это перед гонениями, – рассуждал отец Виктор, настоятель храма Димитрия Солонского в Винницкой области. – Господь укрепляет верных. Во времена гонений церковь очищается.
О том, что битва будет будет затяжной, говорили решительно все. Даже вечером, когда депутаты разошлись по домам, отложив законопроект в долгий ящик.
– Они не остановятся. Не это – так следующее. Они еще что-нибудь придумают. Смотрите, как они людей из Кировограда обманули с переименованием города. Люди протестовали, протестовали, а они дождались, пока все успокоится, да и приняли. Но мы, если надо, – станем тут жить под стенами их Содома, – рассуждал, собираясь уходить, киевлянин Кирилл.
– Раз они уже начали, то они не остановятся. Смотрите, что творится: на Западной Украине храмы отбирают. В Киеве храмы горят. Они будут наступать и дальше, – сворачивая транспарант, делился рассуждениями верующий из Запорожья.
– Золото очищается когда проходит через огонь. Кто не умеет падать – не научится ходить, – рассуждал, стоя у креста священник отец Виктор из Винницкой области. – Никто не знает наперед, что будет. Но мы все равно будем отстаивать свою веру. Наша вера самая крепкая. Пускай одумаются.
Анастасия Рафал, «Страна», Украина