Украинский парламент отложил голосование по двум законопроектам, которые дадут возможность властям, радикалам и раскольникам «выжить» Русскую православную церковь из страны.
«Сегодня, с раннего утра, по всей стране десятки тысяч верующих Украинской Православной Церкви молились о вразумлении депутатов Верховной Рады. Всего за несколько последних дней было собрано более трехсот тысяч подписей под обращениями к народным избранникам. Все потому, что в повестке дня сегодня, 18 мая, стояли два антицерковных — и можно с уверенностью сказать, антиукраинских — законопроекта, способных окончательно расколоть страну и ввергнуть ее в кровопролитное противостояние на религиозной почве… Уже вечер, заседание закончено, антиукраинские законопроекты так и не были поставлены на голосование. Сегодня катастрофа нас миновала», — написал в Facebook народный депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский.
Накануне украинские верующие направили 300 тысяч обращений депутатам против законопроектов, патриарх Кирилл обратился к властям Украины, лидерам «нормандской четверки», в ООН и другие международные и религиозные организации, включая Ватикан, не допустить их принятия, а в самом Киеве, у стен Верховной Рады, вчера прошло 10-тысячное молитвенное стояние.
Молитвенное стояние у стен украинского парламента собрало 10 тыс. верующих. Фото: church.ua
Лидеры Украины никак не отреагировали на них, однако «антицерковные» законопроекты так и не были рассмотрены. По данным украинских СМИ и мнению политологов, власти страны не решились нагнетать обстановку в обществе, но сугубо из тактических соображений, а не потому что поменяли свое желание избавиться от Русской православной церкви.
В стране ее представляет Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая является полностью самоуправляемой. Религиозная конфессия является крупнейшей в стране, к ней относится 60% верующих. Только в Киеве у УПЦ МП действуют приходы в 170 храмах. В законопроектах не идет речь конкретно о ней. Однако, по одному, конфессии, чьи центры находятся в «стране-агрессоре», будут согласовывать назначение митрополитов и епископов и визиты иностранных проповедников с властями, которые за связи с военно-террористическим организациями по версии Киева могут объявить конфессию вне закона.
Второй же законопроект, по сути, узаконивает уже то, что и происходит на Украине. Авторы от провластных Блока Петра Порошенко, «Народного фронта» и «Самопомощи» предложили ввести понятие «самоидентификация» верующего. Это значит, что любой человек может войти первый раз в храм, объявить себя верующим и, например, собрать собрание из таких же и принять решение перевести храм из одной конфессии в другую. Таким образом, появится официальная процедура по рейдерскому захвату храмов УПЦ МП, чем уже давно занимается Киевский патриархат патриарха-раскольника Филарета.
По данным начальника Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви со СМИ Владимира Легойды, за последние годы на Украине церковь лишилась более четырех десятков храмов. Суть захвата проста — представители радикальных движений наподобие «Правого сектора» или партии «Свобода» захватывают храм или провоцируют на это местных жителей и объявляют, что прихожане решили поменять конфессию. После этого во главе храма становится священник Киевского патриархата. Только в мае Украинская православная церковь Московского патриархата сообщила о захвате двух храмов в Тернопольской и Хмельницкой областях.
В первом случае сторонники Киевского патриархата пришли в Свято-Петро-Павловскую церковь и выгнали оттуда священника, в другом — депутат облсовета от партии «Свобода» под угрозой расправы забрал у настоятеля Свято-Успенского храма ключи и документы на церковь. В храме Иоанна Сочавского в Белгород-Днестровском Одесской области же попытка захвата не удалась. Настоятель и прихожане забаррикадировались и радикалы «Правого сектора» не смогли проникнуть внутрь. Новый закон дал бы право им беспрепятственно попасть в храм и легализовать захват. Тем более, что все акции проходят под патриотическими лозунгами — лишить «страну-агрессора» очередной «пропагандистской организации».
В этой ситуации, безусловно, выигрывает Украинская православная церковь Киевского патриархата патриарха-раскольника Филарета. Вчера она никак не комментировала ситуацию, а, по сути, занималась самопиаром. В день очередной годовщины депортации крымских татар в храмах Киевского патриархата организовали поминальный звон. При этом священники патриарха-раскольника занимаются в соцсетях сегодня не столько наставлением верующих, сколько откровенной пропагандой.
«Служил 8 мая заупокойную литию и присутствовал на митинге в селе Бугаевка Изюмского района. Все прекрасно. Культурно и организованно. Все школьники в вышиванках с маками. Украинские песни и стихотворения. Ни одного пьяного или хулигана. После концерта — полевая кухня и поминальный стол. А 9-го в Балаклее с утра какое-то непонятное движение у Вечного огня. Российские песни и стихотворения. Школьники в странной форме: девочки в черных кожаных юбочках, белых сорочках с тонкими красными галстуками… В селе Петровское в парке по дороге с утра группа пожилых людей вывесила красные флаги с серпом и молотом. И советские песни… В Барвенково также красные флаги, совковые песни на русском, странные наряды и какое-то гуляние… Под охраной полиции… До обеда проезд в центр был перекрыт. Изюм — это вообще апогей российского советского союза и мира. Что происходит? Нас уже захватила Россия? Из трех больших районных центров ни в одном не было нормальных украинских мероприятий. Только маленькие села сохраняют дух Украины, да и то не всегда», — написал в Facebook, например, священник Киевского патриархата в Харьковской области Илья Зеленский.
Для радикалов захваты православных храмов становятся не только самопиаром их борьбы со «страной-агрессором», но и осуществлением их идеи о Единой поместной церкви в стране. Власти при этом закрывают глаза на происходящее, а дела в судах искусственно затягиваются или их решение не выполняется.
Главное научно-экспертное управление украинского парламента сделало заключение о том, что законопроекты необходимо отклонить, так как они нарушают Конституцию и действующие законы. При этом то, что Верховная Рада вчера не рассматривала их, в украинских СМИ и экспертном сообществе связывают с иными причинами.
По данным источника издания «Страна.юа», накануне силовые ведомства провели совещание и выступили против принятия законопроектов: «И их можно понять. Представьте, если в каждом селе и городе начнется война за переход храма из одной церкви в другую — так весь личный состав полиции, Нацгвардии и „Альфы“ в придачу целыми днями только тем и будет заниматься, что разруливать эти конфликты. И не факт, кстати, что смогут разрулить. Ситуация запросто может выйти из-под контроля и привести к столкновениям по всей стране».
«По всей стране будут ездить бригады с людьми в камуфляже и балаклавах, которые будут заходить в храм, ставить свечку, после чего требовать созвать собрание прихода и на этом собрании принимать решение о переходе храма под юрисдикцию Киевского патриархата. В каждом селе и городе будет бойня за это», — ранее заявил народный депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский.
Еще одной причиной украинский политический эксперт Руслан Бортник назвал нежелание Петра Порошенко брать весь удар на себя. «За этими законопроектами стоит партия войны из „Народного фронта“. Они же стояли и за решением СНБО по запрету российских сайтов. И в окружении Петра Порошенко, видимо, решили, что подыграть „ястребам“ еще и по церковному вопросу — это уже будет перебор. И так президент оказался крайним в скандальной истории с блокированием „ВКонтакте“ и „Яндекса“. А если бы приняты эти законопроекты по церкви, то возмущения от закрытия „ВКонтакте“ показались бы цветочками. И виноват был бы снова Порошенко», — заявил политолог.
Впрочем, авторы законопроекта могли и не набрать достаточного количества голосов и голосование стало бы провалом партий власти. Против выступали не только оппозиционные силы, но и часть провластных депутатов. Поэтому дальнейшая судьба «антицерковных» законопроектов пока не ясна. С одной стороны, против их принятия выступили даже международные религиозные организации. Например, генсек Всемирного совета церквей пастор Олаф Фюксе Твейт обратился украинскому президенту и председателю парламента с призывом отозвать законопроекты, а Ватикан вызвал к себе украинского посла, чтобы выразить недовольство. С другой, как показывает практика, даже реакция мировых лидеров, кроме США, если она не связана с выделением денег, не может служить для Киева командой к действию.
«Сегодня дойти до решения этих вопросов помешало время. Так часто бывает, потому что повестка дня составляется без учета времени. И пустой болтовни всегда много. Поэтому ни победы, ни предательства не произошло, но теперь мы знаем мобилизационные и информационные возможности УПЦ МП. Откровенно, довольно скромные», — написал в Facebook народный депутат от Блока Петра Порошенко Игорь Артюшенко.
Украинский политолог Вадим Карасев предполагает, что Петр Порошенко колеблется, но все равно будет продвигать идею выдавливания Украинской православной церкви Московского патриархата: «Порошенко — бывший прихожанин УМПЦ, многих знает, он же дьяконом был. Сейчас, правда, он уже в украинскую перешел православную, это Киевский патриархат, но раньше он там был. Я думаю, что он сам колеблется, нужно это делать или нет. Видимо, сейчас пока отложили, но это будут делать дальше, потому что это в русле создания Единой поместной церкви. Это когда-то Ющенко хотел сделать, не получилось, теперь, очевидно, Порошенко пытается как-то ко второму сроку, к президентским выборам, эту проблему решить».