Продолжается первое заграничное турне нового президента США Дональда Трампа. После Саудовской Аравии он посетил Израиль, который наряду с Саудовской Аравией является главным союзником США на Ближнем Востоке.
Напомним, что во время предвыборной кампании Трамп обещал первый свой заграничный тур совершить в Израиль. Но обещание свое он нарушил, что с оттенком неудовольствия констатировали в Израиле. Последовательность визита Трампа — сначала в Эр-Рияд, а потом в Тель-Авив неформально отражает союзнические приоритеты США в регионе, в которых Саудовская Аравия с возглавляемой ею группой «консервативных» монархий Персидского залива в стратегических расчетах США играет более важную роль, чем Израиль.
Это и понятно — по всем ресурсным показателям и весу в мусульманском мире арабские страны Залива опережают Израиль. В 1960—1980-х годах, т. е. в период холодной войны, приоритет для США был обратный — с более важной ролью Израиля, который, действуя вместе с американцами, успешно раскалывал Арабский мир. Если бы арабы и персы, например, объединились, то Израиль не просуществовал бы долго. Также можно представить, что случилось бы с Израилем, если бы колоссальные ресурсы, сжигаемые сейчас арабами и персами в междоусобной войне мусульман в Сирии, были бы направлены конкретно против одного Израиля. Поэтому текущий конфликт в Сирии, инспирированный и поддерживаемый американцами, исключительно выгоден для Израиля. Это тот союзнический политический ресурс, который США предоставляет Израилю, способствуя дальнейшей стабилизации Израильского государства на землях Палестины.
До сих пор Израиль остается первым в мире военным союзником США по объемам предоставляемой ему ежегодной безвозмездной военной помощи. Кроме того, американские обязательства отягощаются еще и ключевым условием предоставления военной помощи Израилю — относительным уравновешиванием ее военной помощью Египту. Впрочем, на фоне последних военных контрактов американская помощь Израилю ежегодно на сумму примерно в $ 3 млрд выглядит более чем скромно в сравнении с Саудовской Аравией с ее разовым контрактом с американцами на сумму более $ 100 млрд.
Израиль не может соперничать по финансовым масштабам с Саудовской Аравией и союзными с ней «консервативными монархиями» зоны Персидского залива. Получается, что Эр-Рияд буквально платит США за свою безопасность, т. е. делает как раз то, чего Трамп публично добивается от союзников США по НАТО. Израиль же, наоборот, является крупнейшим «потребителем» в мире американских гарантий безопасности. При этом американцам приходится политически балансировать на грани между своими арабскими союзниками и израильтянами.
Как свидетельствует исторический опыт, после подобных сделок с арабами США всегда чем-то компенсирует их Израилю для сохранения статус-кво, при котором еврейское государство сохраняет военное превосходство в ближневосточном регионе. Например, Израиль может получить новейшие американские ударные самолеты, а Саудовская Аравия — нет. Правда и то, что на информационном ресурсе Министерства обороны Саудовской Аравии заранее сообщается, что развертывание саудовской армии в направлении Израиля невозможно, как по принципу, так и по причинам географии. Последнее обстоятельство является заведомо ложной отговоркой.
На фоне сообщений из Эр-Рияда и громких заявлений о нерушимом военно-политическом альянсе между США и Израилем многих израильские эксперты стали задаваться вопросом: а в чем состоит ценность для США союзнических отношений с их страной? Что может дать ценного Израиль американцам? Пока что найден единственный ответ: Израиль предоставляет США исключительно ценную разведывательную информацию по региону. «Союз США и Израиля не следует оценивать только в долларах. Ведь это и сотрудничество в области разведки». Израильская разведка Моссад остается наиболее эффективной разведывательной службой в мире. Она работает не только на Израиль, но и на американцев.
Уже можно признать, что визит Трампа в Израиль, в целом, прошел успешно, хотя и без каких-либо «прорывов». Впрочем, последних особо и не ждали. Как и в случае с Саудовской Аравией, посещение Трампом Израиля было хорошо подготовлено предварительными переговорами в Вашингтоне на самом высоком уровне. В Израиле надеются, что отношения с администрацией Трампа по сравнению с предшествующей — Обамы «будут на порядок теснее и качественнее». Здесь заметим, что «порядок» — это слишком большая величина. Биньямин Нетаньяху подверг косвенной критике предшественника Трампа, когда он благодарил последнего «за возвращение Соединенных Штатов на Ближний Восток». Однако при Обаме США не уходили из региона, а решали свои проблемы, усложненные последствиями интервенции в Ираке. В свою очередь, Трамп подчеркнул солидарность Соединенных Штатов с Израилем, когда сказал: «Мое правительство всегда будет стоять на стороне Израиля».
Трамп был открыт для внешних выражений симпатий к Израилю. В этом плане президент в ходе своего визита отдал все необходимые реверансы уважения в адрес израильской и шире — иудейской идентичности. Так, например, Трамп стал первым действующим президентом США, посетившим религиозную святыню иудеев в Старом городе Иерусалима — известную Стену Плача. Потом он посетил мемориал холокоста Яд Вашем и находился в нем вместо запланированных 15 минут целых полчаса.
В стратегическом плане президент США в очередной раз, пообещав жесткую позицию своего правительства по отношению к Ирану, заверил израильтян: «Мы говорим им здесь и сейчас, что Иран не будет иметь ядерное оружие». На переговорах Трамп сообщил Нетаньяху, что главная угроза Израилю исходит прежде всего от Ирана. Здесь для нас очевидно, что главная угроза Израилю исходит от единства его противников. В этом свете Иран является лишь одной из угроз Израилю, при этом пока угроз ограниченных и сдерживаемых. Обладание Ираном ядерным оружием создает стратегическую угрозу этой стране. Но пока она парируется по различным направлениям сдерживания Ирана.
Первая поездка Трампа за границу подчеркнула, насколько противодействие Ирану на риторическом уровне в настоящее время служит организующим принципом по укреплению позиций американцев на Ближнем Востоке при условии балансирования между интересами арабских союзников и Израилем. В известном смысле Иран является легкой политической мишенью, но как будет обстоять дело на практике? Непонятно, насколько тщательно в Вашингтоне продумано, как будет выглядеть конфронтационная политика США против Ирана. В свете последних шагов Трампа сомнительным представляется, что его администрация в ближайшее время пойдет на разрыв международного соглашения по ядерной программе Ирана — т. н. Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA).
Главной проблемой американо-израильских отношений остается мирное урегулирование. Модель создания суверенного Палестинского государства по соседству с Израилем по формуле «два государства» была краеугольным камнем мирных переговоров и американской политики в регионе на протяжении двух десятилетий и больше. В конечном итоге, мирные переговоры застопорились из-за разногласий вокруг строительства израильских поселений и деятельности палестинской группировки Хамас. Сейчас Трамп вновь заверил, что он будет работать в направлении мира на Ближнем Востоке. «Конфликты никогда не длятся вечно», — сказал он.
Главным препятствием для продвижения в мирном процессе остаются израильские поселения на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. В феврале 2017 года парламент Израиля «забетонировал» проблему, узаконив поселения израильтян на палестинских землях. Мягкая критика в адрес израильской политики поселений из администрации Трампа прозвучала уже в феврале. Правда, Трамп во время визита подтвердил претензии израильтян на землю, на которой был построен современный Израиль, но не более того. Уже замечено, что в ходе визита Трампа американцы «титуловали» главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса «президентом Палестины», т. е. использовали термин, который правительство Соединенных Штатов обычно применяет, когда подразумевает существующее государство. «Я сделаю все возможное, чтобы достичь мирного договора» — пообещал Трамп на встрече с Аббасом. Глава Палестинский автономии, в свою очередь, вновь потребовал независимого Палестинского государства в границах до 1967 года и с Восточным Иерусалимом в качестве столицы.
На церемонии торжественной встречи Трампа в аэропорту имени Бен-Гуриона президент Израиля Реувен Ривлин заявил, что Израиль никогда не откажется от Иерусалима. Подобная формула подразумевает владение Восточным Иерусалимом, на обладание которым претендуют палестинские арабы. Из-за подобных принципиальных противоположных позиций предвыборное обещание Дональда Трампа перевести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим пока идет по разряду «невыполненных». Похоже, что при текущей ситуации Трамп не пойдет на этот шаг. Очевидно, что президент вопреки приписываемой ему «спонтанности» все-таки прислушивается к мнению своих советников по внешней политике. В результате вырисовывается в большей степени никак не разрыв, а преемственность американской внешней политики по отношению к Израилю и палестинскому вопросу. Следует признать, что во время визита Трамп фактически дал косвенный отказ признать Иерусалим столицей Израиля.
Израиль до сих пор достаточно твердо отвергал давление со стороны предыдущих американских администраций с требованиями пойти на уступки по отношению к палестинцам. Оснований ожидать прогресса в израильско-палестинском мирном процессе нет и сейчас. Более того, идущий распад Сирии усиливает позиции крайних в израильском руководстве, выступающих против создания независимого Палестинского государства. За сутки до визита Трампа израильский кабинет по вопросам безопасности и внешней политики утвердил ряд мер, призванных оказать экономическую помощь администрации Палестинской автономии. Это был намеренный шаг — жест доброй воли на случай, если Трамп захочет реанимировать мирные переговоры между израильтянами и палестинцами. Но это и был тот максимум, на который согласны были пойти израильтяне в отношении палестинцев. Очевидно, что Израиль согласен вести безрезультатные переговоры с палестинцами, но только в том случае, если Вашингтон будет оказывать на него давление.
Ведущее американское издание The Wall Street Journal сообщило, что Саудовская Аравия и страны Персидского залива готовы пойти на частичную нормализацию отношений с Израилем, на установление экономических связей и даже разрешение полетов израильской гражданской авиации над их территорией, но только в обмен на отказ от расширения поселений. Т. е. саудиты и их союзники согласны сохранить уже имеющиеся поселения израильтян. Из окружения премьер-министра Нетаньяху сообщили, что президент Трамп проинформировал израильского лидера о том, что руководители Саудовской Аравии и других арабских стран готовы сотрудничать с Израилем, если будет дан ход израильско-палестинскому мирному процессу.
Саудовская Аравия и союзные ей страны Персидского залива готовы пойти на улучшение отношений с Израилем. Они заинтересованы и в координации политики безопасности с Израилем на антииранской основе. Но им нужны для «общественного мнения» видимые внешние уступки в палестинском вопросе со стороны Израиля. Израиль же, как стоял, так и стоит на своих позициях в отказе американским администрациям пойти на уступки по отношению к палестинцам. Кроме того, в тактическом плане какие-либо уступки палестинцам в текущей ситуации в Израиле невозможны. Они сразу же приведут к правительственному кризису и падению кабинета Нетаньяху. Пока израильское большинство не согласно идти на уступки палестинцам даже в обмен на улучшение отношений с богатыми арабскими «консервативными монархиями». Оно выступает с завоеванных позиций силы.
Пикантным моментом визита Трампа в Израиль стало одно протокольное мероприятие — это официальный ужин в доме премьер-министра Израиля Нетаньяху. На нем, помимо хозяина дома с супругой, присутствовали американский президент с первой леди, а также его дочь Иванка и зять президента ее муж Джаред Кушнер. Политическое мероприятие явно получило семейный характер, но с тем обстоятельством, что Трамп сразу же после инаугурации назначил Кушнера своим старшим советником. Президент поручил 36-летнему зятю вести работу в направлении установления мира между Израилем и палестинцами. По случаю упомянутого то ли семейного, то ли «политического» ужина израильские СМИ в своих комментариях недоумевали, задаваясь вопросом: почему премьер Нетаньяху не пригласил на него еще и компетентных в вопросе урегулирования членов своего кабинета.
Особый статус Кушнера как члена семейства Трампа и главного советника президента стал особенно очевидным во время поездки в Саудовскую Аравию и Израиль. Но эпизод с официальным ужином у Нетаньяху позволил дополнительно поставить в СМИ вопрос о компетентности Кушнера в вопросе мирного урегулирования. Если у Джареда Кушнера и есть план по разрешению арабо-израильского конфликта, то он его держит в секрете, иронизировал Reuters. Кушнер собирается с наскока разрешить конфликт, который, по крайней мере, старше его в два раза.
Поручение поставило бы в тупик самого опытного дипломата, но не молодого юриста. Дело в том, что Кушнер, обладая огромным влиянием в Белом доме по широкому кругу вопросов, не является полноправным посланником-миротворцем в традиционной модели, которую применяли предыдущие администрации США. Кушнер явно не подходит и для челночной дипломатии. И хотя Кушнер посетил Ирак, а теперь Саудовскую Аравию и имеет давние деловые связи с Израилем, несколько высокопоставленных чиновников с израильской и палестинской сторон подтвердили, что они встречались с Кушнером без какого-либо известного результата. Так, например, администрация Трампа пригласила главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса в Белый дом за несколько недель до поездки президента в Израиль. Прежде чем Аббас встретился с Трампом, у Кушнера в Вашингтоне был двухчасовой завтрак с Аббасом. По этому пункту также не отмечено каких-либо результатов.
Кушнер внимательно слушает, изучает вопрос, но внешне ничего не предпринимает. Самое плохое — это то, что, с точки зрения палестинцев, Кушнер не может действовать как нейтральный посредник. Он — практикующий ортодоксальный иудей, которого нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху знал с детства по связям с его отцом. Кроме того, Кушнер имеет личные связи с Роном Дермером — послом Израиля в Соединенных Штатах. Тем не менее, как выясняется, к Кушнеру нет особого доверия и у израильской стороны. Подобные выяснившиеся в ходе визита Трампа в Израиль дополнительные обстоятельства, скорее, свидетельствуют о том, что тупик в израильско-палестинских договоренностях непреодолим, и фигура Кушнера лишь подтверждает это обстоятельство. В конечном счете, подобное состояние дел выгодно Израилю. Каждый последующий год существования израильского государства при условии раскола в мусульманском мире и продолжающейся военной поддержке США лишь укрепляет его позиции в Палестине, включая и оккупированные в 1967 году территории.