Подсчет потерь. Продолжение. Colonel Cassad

В продолжении темы “Подсчет потерь” автор заметок отвечает на заданные в комментариях вопросы и уточняет ряд моментов, продолжая рассматривать блокировку российских интернет-ресурсов на Украине с практической и бытовой точки зрения.

Моё первое письмо вызвало достаточно активное обсуждение. Помимо стандартных мантр про “Путин, введи интернет-цензуру!” и “Хохлы – прочь из России!” было и несколько интересных комментов. Постараюсь ответить на возникшие вопросы и развернуть упомянутые ранние вскользь.

Я пою то, что вижу. Моё впечатление является исключительно моим и ни в коем случае не претендует на Всеобщую Истину.

Репрезентативность – под вопросом. Я даю узкий срез – то, что вижу я, общаясь с сотрудниками, со-работниками, знакомыми и родственниками. Из того, что я читал по теме за прошедшую неделю следует, что моя точка зрения хотя и смещена в сторону программистов, но при этом вполне адекватна проблемам обычных пользователей инета. Верить или не верить – на усмотрение читателя.

1.Доступ к сервисам – кроме авторизации через ВК/ОК/Мейлру/Яндекс, так же пропали доступы и к почте. Масштаб проблемы оценить затрудняюсь – в моём окружении мало кто использует Яндекс или, тем более, Мейлру. В основном у народа – гугль или корпоративная почта. Проблема, конечно, имеет место быть.

2. 1с. Не писал, потому что не знал ситуацию. Опросил специально знакомых 1с-ников – не слишком много, но ИМХО вполне достаточно. Общее настроение – настороженное. Не смотря на несколько снисходительное отношение к 1с-программистам, народ там в целом грамотный. Да и обычно либо организация имеет выделенного админа, либо 1с-ник является “эникейщиком” достаточно широкого профиля, что бы решить проблемы блокировки. Основная настороженность происходит из опасения, что 1с запретят использовать в бухучете и будет очень сложно достать апдейты законодательства – либо вообще прекратят официально выпускать патчи. Проблем с патчами к самой 1с или проблем с авторизацией ни один из респондентов не предвидит.

3. В комментах упомянули про игры мейлру. Фактов добавить не могу – в моём срезе в игры на мейлру никто не играет (или стыдяться в этом признаться).

4.По поводу платежеспособной аудитории. Интернет, в отличие от электричества, в кредит не отпускают. Можно, конечно, присосаться к “бесплатному” вайфаю соседа, но это исключение, а не правило. Так что если человек имеет доступ к инету дома/на мобиле – то значит у него хватает на него лишних денег. С другой стороны, анекдот про “нет, ты будешь меньше кушать” тоже имеет место. Знаю человека, у которого многотысячные счета за квартплату, зато сотовый – свежий Galaxy, а инет – покруче, чем у меня. Правда и здесь можно заметить, что такие люди как раз и тратят много денег, пусть даже живут “в долг” и формально неплатежеспособны.

4.1. Отдельно – вопрос доступа к инету с рабочих мест. Опять же – если есть рабочее место с доступом к инету – по меркам Украины это уже очень неплохо! Это как минимум значит – работа “в офисе”, а не сбор яблок в Польше и не разгрузка вагонов. Какой-никакой уровень – раз есть компьютеры и локалка в организации (например, в ларьке на рынке такого нет). И т.д. и т.п.

4.2. Кстати, прогнозирую, что массово в коммерческих организациях если и будут обходить блокировку – то в индивидуальном порядке или с очень ограниченным допуском: потому что стрёмно. Настучат или вычислят. Про бюджетников – вообще нет смысла говорить.

5.Я как-то забыл упомянуть про мобильные приложения. Просто вылетело из головы. А ситуация там ЕЩЕ хуже:

5.1. В отличии от сайта – мобильное приложение, завязанное на сервисах ЯД/Мейлру/ОК/ВК так просто не переделаешь. Это – просто сложнее. Цикл переделки – дольше. Программистов-мобильщиков – меньше, чем веб-программеров. А значит – всё это будет сильно дольше и дороже.

5.2. Очень вовремя напомнили в комментах – практически у всех мобильных операторов в популярных пакетах со сколь-нибудь заметным объёмом данных, траффик к ЯД/ОК/ВК обычно не учитывался! Из альтернатив – обычно, бесплатный доступ дают еще и к ФБ, а вот гуглослужбы типа ютуба – они уже идут довеском на более дорогих пакетах или не включены вообще.

6.Замена ВК/ОК на ФБ – слабая замена левой руке. ФБ проигрывает по юзабилити обоим альтернативным соцсетям. Реально активных аккаунтов выходцев из СССР в ФБ – меньше (погуглите статистику сами). Контента – меньше. Интеграция с другими сервисами – хуже. Почти всё можно поменять, кроме политики ФБ по модерации контента.

7.Согласен с высказанным в комментах мнением, что удар в основном пришелся по ядру майдана – хипстерам и планктону. Выстрел в ногу, как он есть.

8.Не стоит заблуждаться по поводу среднего уровня компьютерной грамотности. Не смотря на не очень репрезентативный срез, я могу достаточно уверенно утверждать, что средний пользователь просто впадает в ступор при отсутствии доступа к своему любимому ресурсу. ВПН-ы за 5 (ПЯТЬ БАКСОВ!), анонимайзеры, прокси, настройки в браузере – это всё звучит забавно, только когда знаешь о чём речь. Опрашивая же пользователей, нужно учитывать аудиторию опроса и смещенность результата. Результаты опроса в паблике ВК о блокировках ВК – это почти как “100% жителей страны пользуется инетом – как показал опрос, проведённый в инете”. Обычный, не продвинутый пользователь, запускаеть Ентернет буквочкой “е” с десктопа (да, у него – винда), затем вбивает в строку “вконтакте” и переходит по первой ссылке в выдаче. Обычный пользователь даже не знает о “Закладках”, не говоря уже о всяких впнах-шмпнах или “настройках браузера”. С мобильными устройствами всё ЕЩЕ хуже: контингент пользователей – шире, уровень владения – ниже.

Colonel Cassad