Пограничники могут развернуть на границе, полиция – “забанить” внутри ЕС, а получить статус беженца в ЕС станет практически нереально
Уже с 11 июня в Украине заработает безвизовый режим с Евросоюзом. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что после введения безвиза границу Украины будут пересекать по 120 тысяч человек в день. Учитывая, как долго украинцы ждали этого дня, последние несколько недель в миграционной службе выдались очень жаркими – в преддверии безвиза все ринулись оформлять биометрические паспорта, чтобы как можно скорее воспользоваться правом въезда в Европу без визы.
Но, как оказалось, многие украинцы не вполне реалистично оценивают возможности, которые предоставляет им свободная граница с ЕС. Что на самом ждет украинцев по ту сторону Шенгена – разбиралась “Страна”.
Одинокие молодые девушки – в зоне риска
У пограничников нет четких рамок вопросов, которые они должны задавать туристам при въезде в Шенген. Но вопросы эти будут жесткими и специально сформулированы так, чтобы найти в словах туриста неправду и повод для отказа во въезде, уверяет “Страну” известный юрист Сергей Креймер, который большую часть жизни прожил в Германии. Эта страна среди всех европейских отличается чуть ли не самым жестким контролем за нелегальной миграцией.
“К пограничному контролю и отлову нелегалов там относятся очень серьезно. Ни одна европейская страна не хочет под видом туристов заполучить себе нелегалов и нахлебников”, – утверждает Сергей Креймер.
Юрист международной юридической группы “Leman” Владислав Чуприна согласен, что отказов во въезде украинцы будут получать много – ставя при этом в пример Молдову, которая получила безвизовый режим с ЕС в 2014 году.
“За три года после отмены шенгенских виз во въезде в Европу отказали около 5 тысячам молдаван. Отказов в случае с украинцами, думаю, тоже будет немало. Потому что, хоть официально это нигде не прописано, Европейский союз очень опасается наплыва нелегалов и беженцев со стороны Украины. К тому же, не секрет, что транзитом через нашу страну идет много контрабанды, и украинская власть должным образом не контролирует свои восточные и северные границы, так что в ЕС не хотят всплеска преступности. Так что если пограничник в чем-то усомнится, он вас развернет, и оспорить его решение будет невозможно”, – говорит Владислав Чуприна.
На границе вас попросят предъявить бронь отеля, билет в обратный конец с указанием точного местопребывания, документ удостоверяющий личность (паспорт), наличие достаточных денежных средств. Причем лучше всего иметь при себе наличные.
“Выписку со счета можно подделать. В правилах досмотра на границе прописано – учитывать только чеки или наличные. Если у вас карточка, могут попросить снять в банкомате определенную сумму. Но штука в том, что многие банкоматы в Германии не принимают украинские карточки или выдают только ограниченное количество средств. Я лично с этим сталкивался, когда мне нужно было снять 150 евро, а мне банкомат выдал только 50 евро – это максимальный лимит. Немецкие банки просто боятся, чтобы деньги не воровали из банкоматов. Поэтому надежнее всего – иметь при себе кэш”, – советует Креймер.
При этом, при планировании расходов нужно учитывать расходы на транспорт до гостиницы от аэропорта и от нее – до основных достопримечательностей, которые вы планируете посетить. Все это плюсуется к минимальной сумме, которую нужно иметь при себе при пересечении границы.
“Допустим, вы едете на два дня в Берлин, – приводит пример Сергей Креймер. – Офицер может спросить, например: а вы будете посещать зоопарк? Вы скажете, да. А офицер такой – ага, но ведь вход в зоопарк стоит 40 евро – а вам еще нужны деньги на еду, на дорогу, развлечения, а у вас всего с собой 200 евро. Где вы деньги возьмете? Э-э, нет, мы вас не пустим”.
Кроме этого, человек должен четко и внятно ответить на все вопросы полиции, объяснить цель своей поездки. Но даже это не гарантирует пересечения границы.
Особенно придирчиво будут допрашивать одиноких молодых девушек 18-25 лет и мужчин трудоспособного возраста. “Первых – потому что сразу возникнет подозрение, что они едут заниматься проституцией, либо же с целью удачно выйти замуж за гражданина ЕС. Особенно, если они едут по безвизу из стран – не членов ЕС. А вторых – потому что мужчины это рабочая сила, они всегда в зоне риска”, – говорит Креймер.
В зависимости от страны-члена ЕС, требования к путешественникам могут быть более или менее жесткими. Но найти формальную причину для того, чтобы депортировать человека, пограничникам не составит труда. Пристальнее всех, по мнению эксперта, будут допрашивать туристов из Украины немцы, австрийцы, бельгийцы, голландцы. Поляки будут более лояльными, потому что и сами живут на транзите – из Польши многие ездят на заработки в другие страны ЕС.
Впрочем, в пограничной службе Польши уже прогнозируют увеличение отказов во въезде украинцам с началом безвиза. Мол, безвизовым режимом попытаются воспользоваться лица, которым ранее могло быть отказано во въезде еще на этапе получения визы.
Кроме того, не секрет, что некоторые украинцы планировали по безвизу поехать в Европу, чтобы купить там машину и пригнать сюда. Но безвизовый режим действует только для частных целей: посмотреть город, пожить в отеле, погулять, отдохнуть. А покупка автомобиля – это коммерческая цель. И для этого нужна бизнес-виза.
“На этом погорели многие молдаване, и сейчас с этим сталкиваются грузины, которые массово стали летать в Литву за машинами. Поэтому они теперь, наученные опытом, делают себе бизнес-визы и летают по ним. Попробуй, докажи пограничнику что ты для себя купил машину, а не везешь ее на перепродажу. Два раза это еще может прокатить, а на третий тебе влепят 10-летний бан. При этом ты машину вывезти уже не сможешь – тебя выдворяют, а авто остается в ЕС”, – рассказывает Сергей Креймер.
Проблемы с путешествиями из одной страны ЕС в другую
“Когда только ввели безвиз с Грузией, мои знакомые попали в неудобную ситуацию. Они ехали в Чехию, у них были для нее все необходимые документы. И вдруг, находясь в Чехии, они решили съездить в Дрезден – просто погулять. Там ехать недалеко. И вот, в поезде из Чехию в Германию их остановила федеральная полиция. В итоге их сняли с поезда и отправили назад в Чехию, а оттуда их чешская полиция выдворила обратно в Грузию и поставила запрет на въезд на 15 лет. Вот и отдохнули”, – рассказывает историю из своей адвокатской практики Сергей Креймер.
Дело в том, что путешественники из Грузии не смогли объяснить цель своей поездки в Германию и внятно ответить на вопросы полицейского инспектора. Отель они не бронировали, потому что не планировали оставаться в Дрездене на ночь, и обратных билетов у них тоже не было. Этого оказалось достаточно, чтобы получить бан во всей Шенгенской информационной системе (SIS). Сейчас это решение обжалывается в первой инстанции в Чехии, и слушание назначено аж на 2018 год.
Граждане балканских стран, в которых уже давно действует безвизовый режим с ЕС, именно поэтому так массово не едут в Европу: у многих, кто сразу же на радостях бросился путешествовать по Европе, уже есть бан на пересечение границы с ЕС из-за таких же глупых недоразумений.
“Молдаване тоже через это проходили. Когда только ввели безвизовый режим с Молдовой, за первую неделю в нашу юридическую кампанию обратилось около 50 человек по причине того, что они получили бан”, – говорит Креймер.
Украинцы, по его мнению, тоже с этим столкнутся.
“Банов будет много. Даже граждане ЕС постоянно попадают в такие же неприятные ситуации, потому что не могут объяснить, для чего они приехали в соседнюю страну, – утверждает эксперт. – На самом деле, это только кажется, что Европа – это свобода передвижения. Но ты не можешь просто так поехать из Германии в ту же Латвию и месяц там жить. Нет, можешь конечно, но рано или поздно приедет полиция и спросит – а ты что здесь делаешь вообще? А за какие деньги ты тут живешь? И вышлет тебя из страны”.
К тому же, в таком случае украинцу еще и придется возместить стране-члену ЕС, из которой его выдворили, затраты на депортацию. И длиться взыскание этих средств через посольство может годами.
“У меня был случай, когда в 2015 году человеку пришел счет за депортацию из Германии в 2011 году – на 4,5 тысячи евро одних только транспортных расходов, не считая того, что его полиция еще два дня кормила, пока он сидел в камере временного содержания в аэропорту”, – вспоминает Креймер.
Другими словами, если вы прилетели из Украины в Чехию, а затем переехали в Германию, то будьте готовы к тому, что в случае интереса к вам немецкой полиции вы должны будете пояснить, зачем вы приехали и что собираетесь делать дальше, предоставив все возможные доказательства ваших слов. В противном случае – “бан”.
“Загвоздка в том, что ты обязан убедительно обосновать своё прибывание. Необходима бронь гостиницы, приглашение от друзей и их контакты, обратные билеты, план дальнейшей поездки, наличие средств. То есть у полицейского не должно возникнуть никаких подозрений, что ты планируешь нелегально обосноваться в стране”, – говорит Креймер.
Беженцы на выход
Если украинец в данный момент уже получил статус беженца в Евросоюзе или подал документы и ожидает подтверждения этого статуса, теперь его вышлют обратно в Украину, утверждают эксперты.
“Больше всех “рады” безвизу беженцы из Украины, которые ещё не получили полную легализацию (таких 97,3%) либо не входят в первый список (получают этот статус по причине политического преследования или угрозы для жизни в своей стране, а таких лишь 9 человек из Украины на весь ЕС). Ибо их отправят домой, в Украину, как только заработает безвиз”, – утверждает Сергей Креймер.
Владислав Чуприна объясняет: “По логике евробюрократов, если стране предоставляют безвизовый режим с ЕС, она автоматически признается безопасной для жизни, а значит, и беженцев из нее быть не может. Поэтому те, кто сейчас находится в ЕС по статусу беженца, скорее всего, будет переведен в статус нелегала, если просрочит отведенный безвизом срок пребывания в ЕС (не более 90 дней за полгода). И в таком случае он будет депортирован на родину и получит запрет на въезд в ЕС”.
Весь процесс получения статуса беженца в Европе занимает, как правило, до трех лет. Подав на статус беженца, вы получаете документ, удостоверяющий законность вашего пребывания на территории ЕС, через 6 месяцев по этому документу у вас автоматически появляется право на работу. Пока длится поиск работы, выплачивается пособие, которое в некоторых странах (вроде Швейцарии) может доходить до 400 евро в месяц.
“А при получении статуса (беженца) сумма возрастает в 2,5 раза. И так ровно до того момента, как беженец найдет работу, сколько бы времени это ни заняло. Один беженец, по подсчетам, обходится казне ЕС в 20 тысяч евро в год”, – цитирует юриста Марка Линцевского издание “Коммерсант”.
Не удивительно поэтому, что волна отказов по заявкам на получение статуса беженца украинцам началась уже к концу 2016 года, когда договор о безвизовом режиме еще не был подписан. Уже тогда из более 7000 заявок из Украины целых 95% было отклонено, всех этих людей выслали обратно. Нетрудно представить, каковая будет тенденция после официального внедрения безвиза с 11 июня.
“Украинцев, которые рассчитывали на статус беженца, рано или поздно попросят покинуть Евросоюз и вернуться обратно к себе на родину. Это дело не одного года, может пройти до 5-ти лет, но их все равно выселят, это лишь вопрос времени, и скорость этого процесса зависит от желания властей конкретной страны ЕС. Сегодня то же самое происходит с жителями Балкан, боснийцами и албанцами, которые уже по 20-30 лет прожили в Европе по этому статусу. А сейчас их начинают выселять, причем вместе с детьми, которые родились уже в ЕС, и для которых страна их родителей – незнакомая и абсолютно чужая”, – сообщает Креймер.
Не даром Евросоюз не торопился признавать де-юре зону АТО, так как это значило бы признание самого вооруженного конфликта в Украине (как с Ливией и Сирией). В таком случае украинцам, как и сирийцам и ливанцам, в предоставлении статуса беженца нельзя было бы отказать. Сейчас Европе, переживающий крупнейший миграционный кризис со времен Второй Мировой войны, меньше всего нужны еще сотни тысяч беженцев из Украины.
Нелегалом на клубнику
“Важно понимать, что безвизовый режим, вопреки распространенному мифу, не дает право на официальное трудоустройство в ЕС, – отмечает Владислав Чуприна. – Единственный вариант – это уже находясь в ЕС, если вы понимаете, что задержитесь здесь более 90 дней, обратиться в консульство и миграционную службу страны-члена ЕС и запросить визу – в том числе, рабочую. Шанс получить визу, уже находясь в желаемой стране, гораздо выше, чем если оформлять визу, находясь в Украине. Тогда, если вам дадут визу, вы сможете устроиться на работу в ЕС. Но для этого в Европу еще нужно попасть”, – добавляет эксперт, напоминая о тщательных проверках на границе.
Если раньше многие украинцы уезжали в ЕС нелегально с планом “как-нибудь потом там зацепиться”, то теперь, когда Украина получила безвизовый режим, задача усложняется.
Евросоюз уже с начала этого года ужесточил правила трудоустройства сезонных работников из-за рубежа. Например, раньше украинцы могли работать в Польше и ряде других стран ЕС в течение шести месяцев без соответствующих документов, лишь по заявлению работодателя о намерении поручить работу иностранцу. Теперь же, чтобы устроиться даже на сезонный сбор клубники, придется получать разрешение на работу. В Польше таких разрешений за 2015 год было выдано чуть менее 70 тысяч, что составляет лишь 9% от всех зарегистрированных заявлений.
Несмотря на это, социальные сети уже несколько месяцев пестрят рекламой вроде “Работа в Европе”: украинцам обещают легальную работу и вид на жительство в ЕС, причем чуть ли не в день начала безвиза. Люди массово оставляют свои номера телефонов и даже оплачивают услуги посредников. Эксперты предупреждают: это мошенники.
“Реклама об оформлении вида на жительства (ВНЖ) в ЕС за месяц и 2,5 тысячи евро – это сказки, не верьте. Срок ожидания только лишь рассмотрения (!) заявления на получение ВНЖ от иностранца – от 27 месяцев. А люди, которые поверили мошенникам, уже здесь все распродали, уехали и сидят там, ждут. Сняли квартиру, деньги уходят, а работать-то без ВНЖ они не имеют права”, – говорит Сергей Креймер.
В Европе уже обожглись на либеральном отношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира, которая привела ЕС к миграционному кризису. Поэтому теперь за попытками нелегального трудоустройства будут следить очень жестко.
“В ЕС сейчас и так нелегалов хватает из Польши, Румынии, Болгарии, Балкан, Сирии, Сенегала. Их постоянно гоняет полиция и специальное подразделение по поиску нелегалов. Добавьте к этому румын и болгар, которые попрошайничают на улицах, а девушки из этих стран едут в ЕС торговать собой – как после этого будут относиться к приезжим из Украины? – задается вопросом Сергей Креймер. – Так что я сильно сомневаюсь, что фермеры будут брать наших нелегалов даже на сборы клубники без документов, потому что за это они по новым правилам могут понести уголовную ответственность, вплоть до 3 лет тюремного заключения, плюс штрафы”.
Единично украинцы, конечно, будут пытаться устраиваться на работу нелегально, но это не будет массовым явлением, считают эксперты. “В Италии по-прежнему будет много сиделок и сотрудниц коммерческого секса, родом из Украины. Я знаю массу итальянцев, которые держат клубы, где наши барышни работают. Там уже сложился соответствующий стереотип приезжего украинца. И перебить эту картинку вряд ли скоро получится, потому что наши нелегалы ее постоянно подтверждают. Вот недавно поймали две фуры, загруженные ворованными электроинструментами, более 100 краж по всей Германии. Кто оказался виноват? Украинцы. Думаете, немцы после этого нас будут с распростертыми объятиями ждать?”, – задается вопросом Креймер.
У украинских заробитчан все же есть шанс найти работу в соседней Польше, где уже сложился достаточно большой анклав украинских нелегалов. Кому удастся добраться до Франции или Бельгии, сможет устроиться там, к примеру, на тяжелую работу в доки – потому что сами граждане этих стран там работать не хотят. Но все это – дело удачи.
“Жизнь нелегала – это жизнь на постоянном стреме. Когда ты едешь с визой, ты спокоен. Пока ты не совершишь преступление, не нарушишь закон, к тебе вопросов быть не может. А едешь без визы, тут малейшее подозрение – и бан с депортацией. К тебе будет применяться принцип, что ты уже заведомо виноват. Тем более, нельзя исключать, что на тебя могут настучать все те, с кем ты будешь работать. Я понимаю, что наши будут ехать и пытаться всеми правдами и неправдами там легализоваться, чтоб потом устроиться на работу, но чем это все закончится, большой вопрос”, – сообщает Креймер.
К тому же, на самом деле, высокие европейские зарплаты, о которых мечтают рядовые украинцы, по безвизу им не светят. Нелегалы всегда получают меньше, чем официально трудоустроенные, и работают больше них, чаще всего на тяжелой физической работе.
“В той же Польше строитель получает 700-800 евро. Минимальная зарплата в Германии – 7 евро в час “грязными”, с них еще нужно заплатить налоги. Зарплата у среднестатистического укладчика плитки в Германии, который работает по 16 часов в день, 2600 евро “чистыми”. Но это 16 часов в день, тяжелый физический труд. Люди на такой же работе из Москвы привозят по 4-5 тысяч долларов в месяц. Плюс, никто не учитывает, что в Европе действительно нужно платить налоги. Ты можешь человека убить и получить 3 года условно, а не заплатишь налоги – посадят на 15 лет. Наши поедут, посмотрят на эту жизнь, а потом вернутся обратно на заработки в Москву”, – считает Сергей Креймер.
Эксперт утверждает, что Европа сама сейчас переживает не лучшие времена в плане обеспеченности работой, поэтому украинских зарбитчан там не ждут.
“Никто не хочет понять одну простую истину: никому украинцы в Европе не нужны. Кроме как на черную работу, на которой свои граждане работать не хотят. Люди верят в сказки о том, что приехал в ЕС и через месяц уже машину купил. Все эти европейские мечты разобьются о первого же пограничника. К тому же, сейчас в самом ЕС проблемы с работой. Не могут устроиться даже люди с высшим образованием, которые родились и выросли в Германии. Работы нет”, – говорит Креймер.
Имидж – все
Но, естественно, безвизовый режим открывает возможности для украинцев по другим направлениям, не связанным с трудоустройством или с оформлением статуса беженца.
Во-первых, это экономия на туристических поездках. По экспертным подсчетам, украинцы совокупно тратили около 60 миллионов долларов на оформление проездных документов в европейские страны ежегодно.
Сергей Креймер указывает, что больше всего от безвиза выиграют жители Западной Украины. “Им будет удобно из Львова, например, съездить в Польшу на день-два, пошопиться и обратно, с собой привезти сумку одежды. Заядлым путешественникам от безвиза действительно будет польза”, – считает он.
Кроме того, по мнению эксперта-международника Александра Сушко, безвиз дает сигнал европейским перевозчикам, в том числе лоукостам, овладевать украинским рынком. “Безвиз влечет за собой устранение также транспортных преград и удешевление билетов. Как раз сейчас идет активный процесс захода в Украину дешевых авиаперевозчиков из Европы”, – заявил он.
К тому же, безвиз – это большое имиджевое преимущество.
“Безвизовый режим существенно облегчит жизнь украинским туристам. Сегодня решили сьездить в Чехию, например – забронировали отель, купили билеты, взяли и поехали, не платя за визу и не дожидаясь ее. И конечно, безвизовый режим – это в имиджевом плане очень хорошо для Украины. Это индикатор того, что есть прогресс, что есть доверие. Теперь задача Украины – его оправдать. В первую очередь, это касается контроля за восточными границами с нашей стороны, чтобы не допускать преступности и контрабанды в ЕС”, – считает Владислав Чуприна.
Напомним, что Европа оставляет за собой право отобрать безвизовый режим у Украины, в случае большого наплыва нелегалов и беженцев. Это – так называемый механизм приостановления безвиза, которым евробюрократы подстраховали себя как раз на случай таких рисков. Предоставление безвизового режима Украине оттягивали до того момента, пока этот механизм не был принят.
Анастасия Пасютина, «Страна», Украина