Русский тоталитаризм. Иван Охлобыстин

В последнее время я довольно часто сталкиваюсь с употреблением в общественных дискуссиях термина «тоталитаризм». Чаще всего, разумеется, термин используют в нарицательном смысле, а примером в той же «Википедии» приводят Советский Союз, фашистскую Германию, красных кхмеров, людоедские режимы в Африке и Московское царство.

Последнее заставило пристальнее присмотреться к термину, поскольку Московское царство вызывает у меня только симпатию — при всех противоречиях его долгого существования. Иначе бы получалось странно: я плоть от плоти, на уровне ДНК оттуда. Это моя Родина. Моя, как выясняется, беспощадно тоталитарная Родина.

Как же мне не усомниться в правильностях интерпретации термина «тоталитаризм»? Ведь, если рассуждать, тоталитаризм предполагает единство помыслов всей нации, во всех областях, включая личную жизнь. Чем, собственно, и отличается от демократии, где твоя личная жизнь, в идеале территория, неприкосновенна. Однако, опыт подсказывает, что таких «идеальных» территорий нет ни в одной политической архитектуре.

Так или иначе, каждое государство вынуждено влиять на приоритеты личной жизни своих граждан. На базовые ячейки общества. И уровень влияния демократических систем куда более ощутимый, нежели в системах, склонных к консерватизму.

Любая западная демократическая система существует на принципах монетаризма и социал-дарвинизма. Плати — и женись хоть на свинье. Плати — и твои адвокаты уничтожат любого, даже если ты не прав. В России всегда, кстати, относились к этому с грустным пониманием: закон что дышло, как повернул, так и вышло. Но не забывали намерения «жить по совести», что в современном европейском мире лишено смысла за невозможностью определить рентабельность данного намерения.

Продолжая анализировать смысл термина «тоталитаризм», я неизбежно упираюсь в незыблемую триаду идеального русского общественного устройства: соборность, державность и самодержавие. Под соборностью следует полагать понимание духовной природы любого общественного собрания, под державностью — ответственность каждого за всех и всех за каждого, под самодержавием — власть помазанника Божьего. Видимо, это и подвигло составителей словаря огульно, а может быть, и злонамеренно причислить Московское царство к тоталитарным режимам.

Во что же складывается мой аналитический пазл? Да, собственно, в очень несложный вывод: я не должен стесняться своих симпатий к тоталитаризму — русскому тоталитаризму, непонятному для большинства народов, гражданскому настроению — рабски служить часто неблагодарной, жестокой, но единственной Отчизне. Жить и умирать в сознании своей сопричастности этому чуду Божьему на земле, выраженному не только в бесконечных просторах, но и в бездонных источниках сердец людей.

И не искать большего счастья, потому что большего счастья нет.

Как нет азартней игры, чем русская рулетка.

P.S. Тем же, кому Родина поручила следить за собой, стоит обратить пристальное внимание на «Википедию». Искажённая информация наносит гораздо больший вред, чем экономические санкции. Со временем санкции закончатся, а неопровергнутая ложь лишь утвердится.

А если не получается следить за лукавым ресурсом, то просто заблокировать. Всё-таки, по их же словам, мы прямые наследники тоталитарного режима Московского царства, и нам никто не указ.

Иван Охлобыстин, RT