В июне на Украине вдруг возобладала голубая тема: Порошенко читал стихи о голубых мундирах, в Киеве прошёл праздник голубой любви, а недобитые в 2014-м самостийные ВВС провели командно-штабные учения под названием «Голубой трезубец-2017». «Голубые учения» украинских летунов стали ещё одним звеном в цепи усилий по «возрождению украинской авиации».
В мае 2017 года в Виннице заместитель начальника авиации Воздушных сил ВСУ полковник Александр Кулибаба и представитель штаба Королевских Военно-воздушных сил Дании подполковник Якоб Анкер подвели итоги совместных украинско-датских учений транспортной авиации «Северный сокол-2017».
Затем в Генштабе ВСУ доложили, что лётный состав 831-й бригады тактической авиации Воздушного командования «Центр» Воздушных сил ВСУ (Миргород) успешно отработал тактические приёмы ведения воздушных боёв. Потом в Миргороде прошли командирские полёты (с руководящим составом) на боевых истребителях Су-27. Причём комбриг Владимир Кравченко не раз намекал, что обучение пилотов проходит с учётом опыта авиации «вероятного противника», каковым для Украины является Россия.
В конце апреля – начале мая в Луцке проходили сборы лётного состава 7-й бригады тактической авиации имени Петра Франко ВСУ. В пресс-службе Министерства обороны Украины указали: «Основная цель сборов — подготовка лётного состава к боевым действиям днём и ночью на фронтовых бомбардировщиках и самолётах-разведчиках при различных погодных условиях и в разное время суток. Лётчики учатся выполнять сложные виды манёвров в воздухе и поражать наземные цели бомбами и ракетами». Сами лётчики отмечали, что экипажи отрабатывали приёмы борьбы с ПВО противника в условиях работы средств вражеских РЭБ, с учётом тактической обстановки, дальности и радиуса действия отдельных образцов средств ПВО и РЭБ, погодных факторов, аварийных ситуаций.
Кстати, в конце мая в Международном центре безопасности в Старычах украинский спецназ отрабатывал помимо прочих задач методику эвакуации сбитых экипажей ВВС.
Заметно усилилась также лётная подготовка курсантов единственного военного вуза на Украине. Выпускники лётного факультета Харьковского национального университета Воздушных сил им. Ивана Кожедуба начали обучаться на МиГ-29 и Су-25 и даже осуществили вылеты на боевое применение. В Минобороны обещают, что в 2017 году по окончании летней практики налёт курсантов составит 240 часов. Это рекорд незалежной Украины.
Подготовку ВВС для действий в боевом режиме подтвердила поступившая 16 июня информация о переброске авиации с западных баз к границам Крыма.
И, наконец, состоялись масштабные (разумеется, по украинским меркам) учения «Голубой тризуб» с задействованием всех видов авиации, ПВО и РТВ (радиотехнические войска), за которыми наблюдали начальник Генштаба Виктор Муженко и командующий Воздушными силами Украины Сергей Дроздов. Украинские СМИ отметили, что Муженко после учений пребывал в совершенном восторге, а разнообразные «аналитики и эксперты» тут же заговорили о готовности украинской авиации содействовать разгрому Новороссии в рамках новой стратегии Порошенко по «реинтеграции Донбасса» – даже в случае возможного применения Россией Воздушно-космических сил.
Уже описавшие в своих блогах «грядующую украинскую победу» Доник и Арестович сообщают о срочной модернизации ПВО, «потому что у России есть авиация». Кстати, судя по робким замечаниям отдельных фигур агрессивного украинского политикума, больше всего они боятся именно российских ВКС. Так, во время недавнего прямого эфира на 5 канале депутат Рады от Блока Петра Порошенко Иван Винник заметил, что ВСУ могут рассчитывать на освобождение Донецкой и Луганской областей только в том случае, если Россия не будет применять авиацию.
Ну а если посмотреть на усилия Порошенко и «партии войны» по поднятию уровня боевой подготовки ВВС Украины трезво? Тут ведь нужно не только время на подготовку (научить лётчика воевать куда сложнее, чем научить сельского забулдыгу стрелять из миномёта по школам), требуются ещё и огромные средства.
В 2015 году главком ВВС Дроздов, будучи, видимо, нетрезвым, сообщил, что Украина закупит в ближайшее время сотни (!!!) боевых самолётов.
Потом заговорили о покупке подержанных F-16 Fighting Falcon и каких-то турецких самолётов. Что вышло из этой болтовни известно: в прошлом месяце спикер Минобороны Украины Оксана Гаврилюк сообщила, что в 2017 году ВВС Украины получат около 60 отремонтированных и модернизированных истребителей МиГ-29, Су-27, штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24 и учебно-боевых самолетов Л-39. Обратим внимание на слова «получат» (ещё не получили) и «около» (ничего точно неизвестно).
Так же обстоят дела и с разрекламированным созданием собственного украинского истребителя. Оптимистам-идиотам из информационной группы Jane`s (IHS Jane’s Defence Weekly), распространяющимся о создании «истребительного укролёта», невдомёк, что самолёт – это не переделанный из полевой кухни броневик и не самодвижущаяся тачанка «Азовец». Конструкторской школы – нет, производственной линии – нет, опыта работы – нет. Отсутствует даже техническое задание, а они уже говорят о ЛБС (лёгком боевом самолете), который будут делать по аналогии с МиГ-29, но который будет «сопоставим с тайваньским истребителем AIDC F-CK-1». Это как делали магнитофон, а получили яйцерезку.
Конечно, с учётом невменяемости киевских вождей исключить применение авиации против вооружённых сил ЛДНР и для провокаций против России нельзя. Однако надо также понимать, что и ПВО республик, и возможности России позволяют свести боеспособность украинских ВСУ к нулю за один день – ещё до вмешательства «международного сообщества».