Гонка форматов. Олег Игнатов

Предложения по расширению «нормандской четверки» (в основном за счет США), переходу к новым форматам переговоров, которые, тем не менее, приведут к достижению целей Минских соглашений, или даже по заключению других договоренностей периодически озвучиваются в качестве рецепта преодоления кризиса в мирном процессе на востоке Украины.

Как правило, большинство этих инициатив носят нереалистичный характер. Они исходят из того, что минский процесс находится в тупике, поскольку сила давления на Россию со стороны Франции и Германии как участников главного «нормандского формата» недостаточна. В этом смысле любое изменение состава участников переговоров рассматривается лишь с точки зрения кратного усиления давления на Кремль.

Так, весной глава МИД Польши Витольд Ващиковский выступил с инициативой перейти к формату переговоров с прямым участием американцев, который позволил бы «создать больше надежд на решение украинско-российского конфликта». В ходе контактов с западными партнерами Киев регулярно поднимает тему актуализации так называемого будапештского формата переговоров, в который наряду с Россией и Украиной войдут США и Великобритания.

Сильно выбивался из числа других предложений последний пробный шар со стороны Вашингтона. Американская администрация сигнализировала, что компромисс может быть достигнут в переговорах России и Украины, а не за счет ухудшения дипломатических условий для Москвы. 14 июня, выступая в Конгрессе, госсекретарь США Рекс Тиллерсон дал понять, что Соединенные Штаты окажут поддержку любым переговорам между Москвой и Киевом, которые приведут к прекращению конфликта на востоке Украины. Глава дипломатического ведомства не пояснил, идет ли речь исключительно об альтернативных форматах переговоров (например, двусторонних, при посредничестве Соединенных Штатов) или о формировании какого-либо нового пакета договоренностей взамен или наряду с Минскими соглашениями.

Реакция Порошенко на слова Тиллерсона составляла одну из интриг визита украинского лидера в Вашингтон. В итоге глава украинского государства ответил вежливым отказом. 21 июня, уже находясь в Европе, он заявил, что Украина не видит «необходимости менять «нормандский формат» и иметь какой-то параллельный тренд минского процесса». При этом он добавил, что Киев будет приветствовать более активное участие Соединенных Штатов в текущих переговорных площадках по урегулированию конфликта в Донбассе – в «нормандской четверке» и в Контактной группе.

Порошенко можно понять. Киев полностью устраивает текущая ситуация в переговорах, когда их европейские участники (Германия и Франция) и внешний наблюдатель (США) фактически занимают проукраинскую позицию в интерпретации причин конфликта и относительно очередности выполнения пунктов минского Комплекса мер. Подталкивание со стороны американской администрации к переговорам с Россией может потребовать от украинских властей подготовки уступок и встречных шагов и в целом, возможно, создаст риски потери комфортных условий для украинской дипломатии.

На протяжении всего конфликта в Кремле занимали последовательную позицию приверженности текущим переговорным форматам и настаивали на буквальной интерпретации всех зафиксированных на бумаге договоренностей. В рамках этой стратегии России игнорировала или прямо возражала против инициатив выйти за пределы действующих дипломатических форматов.

Однако вопрос о том, как преодолеть тупик и придать новую динамику мирному процессу остается для России столь же актуальным, как и для Запада. В этой связи Кремлю может быть выгодно появление новых форматов для обсуждения имплементации Минских соглашений и вовлечение в них Киева или государств, которые имеют рычаги давления на Украину.

Во-первых, Россия продолжает находиться в дипломатической изоляции со стороны Запада. Новые форматы позволили бы отчасти преодолеть эту изоляцию, начать более сложную дипломатическую игру вокруг Донбасса и открыли бы для Кремля возможности для маневрирования между интересами и позициями разных участников разных площадок. Именно поэтому российские официальные лица активно поддерживают создание двустороннего канала с Вашингтоном.

Во-вторых, три года конфликта показывают, что Запад рассматривает Минские соглашения как инструмент выдавливания России из Украины дипломатическим способом. Поэтому появление более нейтральных переговорщиков в текущих форматах или переход к форматам, в которые они могли бы быть включены, выгодно Кремлю. Здесь возможны различные варианты. Так, например, в качестве такого посредника мог бы выступить Казахстан, который давно предлагает более активно войти в переговоры. Россия в ответ могла бы согласиться на подключение соседей Украины, прежде всего Венгрии и Словакии (но не, например, Польши – из-за ее известной антироссийской позиции). В целом, вовлечение европейских стран, которые допускают другие подходы, кроме санкционного и политического давления на Кремль, безусловно, выгодны сейчас Москве.

Наконец, в-третьих, следует учитывать, что российская дипломатия сейчас готова обсуждать только выполнение Минских соглашений и больше ничего. Очевидно, что Россия наложит вето на попытки заключения каких-либо новых договоренностей. В Кремле считают зафиксированные в Минских соглашениях параметры урегулирования конфликта исчерпывающими и оптимальными. С этим согласны и западные партнеры. Различия между Россией и Западом состоит лишь в том, как истолковывать эти договоренности. Поэтому российские власти могут согласиться на новые форматы при условии, что в их рамках будет происходить обсуждение выполнения минского Комплекса мер и других действующих, но так до конца и не реализованных соглашений.

Олег Игнатов, «Актуальные комментарии»