28 июня на Украине отмечается День Конституции. Отмечается уже третий десяток лет. Однако последние три года, прошедшие с момента государственного переворота, возникают серьезные сомнения в том, а действует ли до сих пор эта конституция.
Так же, как возникает вопрос, а существует ли государство Украина? Ведь согласно статье 133 систему административно-территориального устройства Украины составляют Автономная Республика Крым, а также области, среди которых упомянуты Донецкая и Луганская. Можно как угодно воспринимать события весны 2014 года, но глупо спорить с фактами: у Украины уже три года нет никакой Автономной Республики Крым, не считая виртуальных органов власти АРК, которые периодически изображают активность, например, регулярно можем наблюдать активность т.н. прокуратуры АРК, регулярно выписывающей ордера на аресты российских политиков в Крыму.
Что касается Донецкой и Луганской областей, то они фактически уже три года как разделены на “подконтрольную Киеву территорию” и некое ОРДЛО, которое в конституции никак не прописано, и более того, Киев не спешит это делать, равно как и принимать закон об особом статусе Донбасса и прочие шаги навстречу выполнению Минских соглашений. А пока ОРДЛО существует только в речах украинских политиков, не имея какого-либо юридического статуса, фактически на этой территории существуют Донецкая и Луганская народные республики, с собственными конституциями, в которых сказано, что они являются независимыми государствами, и ни слова об Украине, Минских соглашениях и т.д.
Но это я сейчас о тех статьях основного украинского закона, которые не действуют по не зависящим от Киева причинам, — хотя слово “не зависящим” тут надо взять в кавычки, ибо уход Крыма и Донбасса является самым что ни на есть прямым следствием политики Киева. Отмечу — политики незаконной власти (по Конституции Украины), пришедшей с помощью вооруженного переворота.
Так или иначе, конституция до 2014 года работала и обеспечивала жизнедеятельность государства, сдерживала его от распада, создавала хотя бы внешнюю видимость благополучия и незыблемости конституционного строя и политико-административного устройства.
При всем ее несовершенстве принятие новой конституции на Украине было неизбежным, как и во всех других постсоветских странах, которые первые годы после обретения независимости жили по обросшим многочисленными поправками конституциям советских республик.
Поправки эти были приняты еще в советские годы, и многие из них напрямую противоречили Конституции СССР, впрочем, тогда на это уже мало кто всерьез обращал внимание — ведь все стремились к суверенности, хотя бы даже и в составе обновленного Союза, который, согласно новому проекту ультра-децентрализации, предложенному Горбачевым, должен был превратиться едва ли не в конфедерацию с весьма непонятными правами и вообще предназначением центра.
После провозглашения независимости в августе 1991 года из Конституции УССР были исключены наименования “Украинская Советская Социалистическая Республика” и “Украинская ССР” и заменены названием “Украина”, что прямо противоречило ст. 71 на тот момент еще действующей Конституции СССР. В феврале 1992 года в связи с распадом СССР в ст. 68 Конституции было объявлено, что Украина — независимое государство. Из ст. 166 был исключен герб Советской Украины. Поправки, окончательно убирающие из текста основного закона упоминания об СССР, были приняты в июне 1992 года.
Поскольку поправок, исключающих упоминание СССР, меняющих название страны, ее герб, флаг и гимн, явно недостаточно — конституция в целом оставалась советской, социалистической, возникла необходимость менять ее полностью, писать новую с нуля. Что и было сделано.
Процесс этот, понятное дело, не быстрый. Сначала в июне 1995 года президент Леонид Кучма и действующий от имени парламента его спикер Александр Мороз подписали Конституционный договор, ставший прообразом будущей конституции, которая должна была отражать уже современные реалии.
Сама новая конституция появилась год спустя. 28 июня она была принята Верховной радой.
Новая украинская конституция, в отличие от новой российской, была принята без кровопролития. Зато единодушие президента и парламента фактически оградило население Украины от участия в разработке и принятии нового основного закона — в России по этому поводу хотя бы проводился референдум. Возможно, именно отсутствие всенародного обсуждения текста конституции позволило заложить в нее некоторые моменты, которые впоследствии оказались бомбой с часовым механизмом. Например, статья, где говорится об унитарности, и статья, определяющая единственным государственным языком украинский.
Тем не менее, это было хоть что-то, документ, определивший базовые принципы организации высших органов власти государства и местного самоуправления, их отношения, компетенцию, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также базовые координаты и ориентиры, общественные ценности — все то, что формирует политико-экономическую систему государства и вообще делает его государством, которое может на равных правах участвовать в мировых процессах.
Но вернемся к самой конституции, к ее, так сказать, родимым пятнам, главным из которых является отсутствие процедуры всенародного участия. Как отмечается в книге Л.П. Гарчева и А.Н. Ярмыш “Конституционное право Украины”, правоведами в тексте украинской конституции обнаружено 176 ошибок, ведущих к нескончаемым правовым коллизиям и требующим незамедлительного разрешения.
Разумеется, все эти противоречия с самого начала стали основой для политических кризисов, в ходе которых различные политические силы или искали лазейки в конституции, или пытались ее изменить под себя. За 20 лет существования конституции президентами Украины были предприняты пять попыток ее изменения, лишь три из которых имели успех: в 2004-м, 2010-м и 2011-м годах. Принятые в 2011-м изменения были ликвидированы после государственного переворота 2014-го.
Сначала усилить свою власть за счет введения двухпалатного парламента, лишения депутатов неприкосновенности и уменьшения их количества, а также за счет права президента распускать парламент пытался в 2000 году Леонид Кучма. Однако, несмотря на утверждение изменений на референдуме (одном из двух в истории Украины), они были проигнорированы Радой. Следующая попытка Кучмы в 2004-м уже пыталась ослабить будущего президента, превратив Украину в парламентскую республику, в которой правительство будет формироваться парламентом, и она оказалась успешной, явившись фактически условием согласия уходящего президента на “третий тур” выборов.
В середине 2010 года депутаты фракции Партии регионов и их союзники смогли “продавить” через Конституционный суд запрос с требованием отмены реформы 2004 года. С этого момента требование вернуть все как было стало одним из основных требований оппозиции.
Когда еще полыхали костры Майдана, 21 февраля 2014 года Верховная рада Украины проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 года. Согласно конституции, если президент в течение 15 дней не возвратил закон для повторного рассмотрения, то он считается одобренным президентом. Однако председатель Верховной рады Александр Турчинов подписал документ уже 23 февраля, проигнорировав положенную законом процедуру.
Днем ранее Верховная рада также незаконно лишила Януковича президентских полномочий на основании его якобы “неконституционным образом самоустранения от осуществления конституционных полномочий”.
В принципе, на этом можно было бы смело ставить точку. Конституция Украины была грубо нарушена 23 февраля 2014 года, и на этом на ней, равно как и на существовании Украины как цивилизованного демократического государства, где законы регламентируют отношения государства и гражданина, их права и взаимные обязанности, устанавливают пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельной личности, можно было бы ставить точку. Но…
Следует всегда отделять де-юре от де-факто.
Некоторые эксперты и сегодня говорят, что власть на Украине нелегитимна. Но история не знает сослагательного наклонения, 25 мая 2014-го состоялись выборы нового президента, которого Москва признала. Просто дальше началась уже другая история. Де-факто Украина никуда не делась, не прекратила свое существование, как это многие предсказывали, даже несмотря на значительную потерю территории. И с этим фактом надо как-то жить.
Причем жить не только нам — ее ближайшим соседям, стране, для которой украинцы были и остаются самым близким братским народом, связанным с нами миллионами родственных уз, — но и странам Запада, которые заварили всю эту кашу. Они надеялись превратить Украину в мощный русофобский форпост, продвинуться вплотную к нашим границам, а теперь буквально не знают, что делать с последствиями того, что натворили.
А еще с этим жить жителям Украины, главным образом, областей Юго-Востока, которые никогда не поддерживали Майдан. Я уж молчу о жителях Донбасса. Их эта власть лишила права на жизнь. В нарушение статьи 27 Конституции Украины (Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства — защищать жизнь человека).
Между тем новая украинская действительность диктует необходимость изменений, связанных в основном с теми причинами, что породили гражданскую войну.
В первую очередь речь идет о децентрализации, которой Киев всю весну 2014-го отчаянно пытался избежать, однако под давлением танков ополченцев и всего мирового сообщества после подписания обоих “Минсков” новым властям пришлось пойти на уступки. Или сделать вид.
Согласно пункту 11 Минских соглашений украинские власти должны были до конца 2015 года провести конституционную реформу, ключевым элементом которой должна была стать децентрализация, а “отдельные районы Донбасса” должны были получить особый статус, детали которого должны были быть согласованы с местными властями.
Как мы знаем, всего этого нет, хотя на дворе уже 2017-й.
Ситуация с так и не измененной конституцией чем-то напоминает начало 90-х, когда страна давно живет в другой реальности, но действует старая конституция, в которой прописаны давно не работающие вещи.
Я не только про Донбасс или тем более — Крым, который уже точно Украиной потерян навсегда. Я не только о государственном устройстве, децентрализации, острой необходимости дать больше полномочий регионам (их уж даже Западэнщина требует, не волен час, отвалится от Украины оплот “украинства”).
Я про простейшие общечеловеческие нормы, которые недоступны практически всем жителям страны, вне зависимости от региона.
Статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.
Независимое — это, наверное, от Вашингтона, который давно взял Украину на ручное управление.
Правовое — это, наверное, про Одессу 2 мая, или про Олеся Бузину, Олега Калашникова и прочих убитых за “неправильные” взгляды, сидящих за репосты в соцсетях.
Социальное — это, наверное, рост тарифов за последние три года, отказ платить пенсии в Донбассе, обещания повысить пенсионный возраст за подачки МВФ, сокращение рабочих мест из-за разрыва производственных связей с Россией и т.д.
Демократия — это когда половина населения против, но побеждает хунта, устроившая переворот.
В общем, было бы смешно, если бы не было так горько.
Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью.
Опять же не знаю, смеяться или плакать. Жители Донбасса точно оценят этот пункт “родной” украинской конституции!
Статья 5. Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.
А это, видимо, про запрет идеологий и политических партий, отсутствие выбора для огромного числа жителей страны, главным образом — Юго-Востока.
Статья 8. В Украине признается и действует принцип верховенства права.
Ну, в общем, после 23 февраля… все понятно…
Статья 10. Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.
Ну, со всесторонним развитием и функционированием украинского языка получается, в общем, неплохо, а вот с защитой русского и других языков нацменьшинств (венгерского, например, за который в Закарпатье есть кому постоять) — нет!
Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.
Под консолидацией исторического сознания, видимо, имеются в виду декоммунизация, переписывание истории, навязывание культа Бандеры и Шухевича, “отжим” храмов у УПЦ МП. Ну, а также запрет на ношение георгиевской ленты, нападения нацистов на ветеранов и прочее подобное.
Статья 15. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Ни одна идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины.
Это просто до слез! Даже слов подобрать не могу…
Статья 16. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.
Ну, про то, как государство обеспечивает экологическую безопасность, мы можем каждый день узнавать из донбасских сводок, где только чудом пока не произошло масштабной техногенной катастрофы из-за попадания снарядов в химические заводы или затопления, или взрыва шахт.
Статья 17. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа.
Странное только дело, почему-то украинский народ массово уклоняется от мобилизации, на фронте пьянствует, разлагается, самоубивается, дезертирует или и вовсе переходит на сторону республик.
Из той же статьи:
Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, смещения органов власти или препятствования их деятельности.
Без комментариев! Донбасс аплодирует стоя.
Это только первый раздел (основные положения). Можно было бы пойти дальше — во второй раздел (Права, свободы и обязанности человека и гражданина). Только смысла не вижу. И так очевидно, что конституция на Украине НЕ РАБОТАЕТ!
Поэтому я всегда спорю с теми, кто считает, что на Украине правят наследники Гитлера — нацистская хунта. Гитлер, как к нему ни относись, все же построил государство (которое сам же и погубил, но это другая история). Эти же государство уничтожают. В рейхе была идеология и сильная власть. На Украине — фактически феодализм, при котором каждый удельный князек содержит собственную армию и плюет на центральную власть и ее законы. То, что происходит на Украине, это практически анархия, при которой человек с ружьем — это и есть власть. Бывало в истории, в том числе в истории Украины, и такое. Причем не раз. И заканчивалось всегда одинаково.
Конечно, с нынешней конституцией можно и нужно спорить, как минимум — с пунктами об унитарности и государственном языке, которые, если мы вообще хотим сохранить Украину хоть в каком-то виде, неизбежно придется убирать или корректировать.
По сути, Украине нужна будет новая конституция, которая закрепит новую реальность, ибо старой, надо честно признать, нет и не будет никогда. Но прежде нужно поменять страну. Кто-то это называет сменой власти, кто-то денацификацией. Вот только после этого можно будет говорить об объединении с Донбассом в уже новом государственном образовании (если все еще будет такое желание с обеих сторон), о государственном устройстве этого нового образования. Но все это еще только предстоит.
А пока хочу поздравить жителей Украины, для кого сегодня праздник. Хотя праздник со слезами на глазах, конечно. Как и весь бесконечный украинский цирк, который длится уже больше четверти века и конца которому не видать…