Прекратив выплату членских взносов в Совет Европы, мы вроде бы признали поражение в короткой по историческом меркам схватке с США за Старый Свет. Чего, впрочем, следовало ожидать — в то время как Россия после исчезновения СССР с любопытством подростка, впервые попавшего на взрослую вечеринку, оглядывалась по сторонам и робко улыбалась незнакомцам, опытные американцы под шумок строили стену между ядерной державой и экономически развитыми странами. И, наконец, построили.
Однако так выглядит ситуация лишь на первый взгляд, при поверхностном мировосприятии. В действительности глобальные процессы — экономические, политические, военные гораздо глубже и серьезнее. После событий на Украине и в Сирии Россия вступила в новую для себя фазу развития — начался период самоидентификации государства как географического центра Евразии, моста между древними цивилизациями Востока и Запада. Если смотреть на ситуацию стратегически, то, что происходит сегодня на европейском субконтиненте, выглядит мелко и не может повлечь за собой катастрофических последствий, как было раньше.
В этом смысле постепенный выход из сравнительно небольшого регионального проекта — Совета Европы с одновременным усилением Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят такие мощные и перспективные экономики, как Китай и Индия, представляется логичным и последовательным. Россия просто воспользовались ситуацией, чтобы не терять время и деньги на участие в партнерстве, которое перестало быть центром силы, потому что ничего не решает. Да и экономически куда слабее азиатских игроков.
Поворот на Восток, начавшийся в 2011 – 2012 гг. и ставший интенсивнее после киевского Майдана и реакции Запада на «крымскую весну», уже приносит плоды, которые пока, возможно, не так заметны. Однако Сибирь и Дальний Восток скоро нельзя будет назвать глухой провинцией, которая всегда требовалась нам лишь как глубокий тыл в противостоянии с Западом и кладовая полезных ископаемых. Здесь действует полтора десятка территорий опережающего развития со льготным режимом налогообложения, идут инвестиции, строятся заводы. Сопряжение китайской концепции «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом позволит радикально улучшить инфраструктуру, а значит, и связь с европейским центром России.
Те, кто участвует в переговорах с Поднебесной, интенсивно ведущимся уже несколько лет, отмечают положительную динамику. Китайцы для нас как экономические партнеры до известной степени были сложны. Но и мы казались китайцам загадочными. Однако постепенно переговорщики гораздо лучше узнали друг друга, напряжение ослабло, совместная работа стала гораздо эффективнее, чем при первых контактах, когда ни о чем договориться почти не удавалось.
Разумеется, поворот на Восток вовсе не означает «спиной к Западу» — совместные проекты вроде «Северного потока» будут по-прежнему действовать. Да и культурные связи с Европой вряд ли прекратятся. Но экономически и даже политически юго-восток и юг Азии представляют несомненный интерес.
У всех на глазах практически утратила актуальность концепция коллективной безопасности от Лиссабона до Владивостока, а вместе с ней объективно снизилось значение и роль ОБСЕ. Сегодня уместнее говорить о включении в общую систему безопасности всего евроазиатского материка и даже дальше, в Японию и Индонезию. В этом важном вопросе без России не обойтись, что хорошо понимают и в Китае, и в Индии.
Привлекательность нового интеграционного проекта в том, что его участники не требуют и никогда не потребуют от партнеров цивилизационного выбора, а тем более универсализма. Здесь и поныне действует Вестфальская система международных отношений, предполагающая суверенитет государств и невмешательство в их внутренние дела. Европа же объявила об отходе от этих базовых принципов мирного сосуществования, но дальше утопических идей дело не пошло.
Сам Евросоюз стал примером того, как благородные цели сталкиваются с жестким протекционизмом, стоит на горизонте появиться тучам того или иного кризиса. В 2009 году ведущие европейские страны чуть было опять не замкнулись в собственных границах, чтобы без тяжелых гирь взятых на себя международных обязательств решать проблему экономического кризиса, страны Восточной Европы не намерены нести общее бремя приюта для беженцев, а Великобритания вообще сделала всем ручкой.
Азиатские страны (за исключением разве что Японии) в силу разных исторических и политических обстоятельств никогда не претендовали на роль примера для подражания. А если и говорят о собственной исключительности, то сугубо для воспитания патриотизма в подрастающем поколении. Это уважение к суверенитету, к обычаям и самобытности каждого государства превращает интеграцию с ними в привлекательный и весьма перспективный проект, который уже вовсю реализуется.
Выход из Совета Европы — это не обида, не ответ на мелкий троллинг русофобов из ПАСЕ, а продуманная стратегия дальнейшего развития страны. Если посмотреть на карту, некогда могучий Старый Свет выглядит по сравнению с Россией, Китаем, Индией, Пакистаном, Ираном маленькой периферией огромного материка. Во что он и превратится через несколько десятилетий.