Перед самым саммитом G20 бравый польский министр обороны вывел нас на чистую воду: «В течение многих последних лет Россия и Китай старались скрывать стратегический союз, который их объединяет. Старались создать впечатление, что такого союза нет. Показывали видимость конфликта между собой, чтобы ввести в заблуждение общественное мнение Запада и даже некоторых руководителей», – так Антони Мачеревич прокомментировал российско-китайские военные учения на Балтике.
Несмотря на присущую ему экспрессивность, он во многом прав. Впрочем, еще в 2015 г. Си Цзиньпин поведал миру о намечающемся военном блоке: «Мы сейчас наблюдаем агрессивные действия со стороны США как в отношении России, так и Китая. Я считаю, что Россия и Китай могут создать альянс, перед которым НАТО будет бессильно, и это положит конец империалистическим стремлениям Запада». О нашей реакции на это предложение не сообщалось, однако вряд ли оно осталось без ответа.
До недавнего времени Китай воспринимал Россию как свой безопасный тыл: мы стоим спиной к спине, когда-то говорили в Поднебесной. Лицом она была повернута на юг и юго-восток, а теперь, можно сказать, и ко всему остальному миру: КНР превратилась в мощную экономическую державу, которая торгует и с Европой, и с Азией, и с Америкой.
Однако у Пекина много проблем, схожих с нашими. Есть своя «фантомная боль», похожая на нашу Украину, – Тайвань. Есть свой Евросоюз – страны АСЕАН. Так же как и мы, Китай постоянно ощущает давление США, вмешательство как в свои дела, так и в дела региона. Разумеется, в кажущемся сходстве масса отличий. Тем не менее мы очень хорошо понимаем озабоченности друг друга.
Как ни странно, к первому контакту Дональда Трампа и Владимира Путина было приковано куда больше внимания, чем он того стоил. И наоборот, официальный визит делегации КНР в Москву накануне саммита G20 удостоился места лишь на вторых полосах западных газет. Хотя именно встреча китайского и российского лидеров, скорее всего, изменит геополитический ландшафт в ближайшие годы.
Если ретроспективно посмотреть на результаты сотрудничества Москвы и Пекина, которые стали проявляться особенно регулярно после кризиса на Украине, можно заметить положительную динамику. Начиная с 2013 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин ежегодно подписывали совместные заявления, в которых в основном намечали контуры двусторонних экономических отношений. Международная тема ограничивалась констатацией наступления эры многополярного мира и укрепления авторитета ООН.
Однако начиная с прошлого года заявлений стало два – второе, о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах, по сути, вынесло стандартный раздел в отдельный документ. Китай и Россия почувствовали, что настало время, когда общих фраз недостаточно – влияние обоих государств на глобальные процессы стало чересчур велико, чтобы можно было избежать конкретики. Два великих соседа изложили свое мнение о проблемах практически каждого региона в мире.
Скоро начнутся совместные военно-морские российско-китайские учения на Балтике, для чего впервые в Калининград и Санкт-Петербург прибыли эсминец «Чанша», фрегат «Юньчэн» и судно обеспечения «Люомаху». Традиционные маневры ВМС и ВМФ двух стран «Морское взаимодействие – 2017» продлятся до октября в акваториях Балтийского, Охотского и Японского морей. «В военных играх России и НАТО в Европе появился новый участник: Китай», – с плохо скрываемым беспокойством резюмирует американский журнал Newsweek.
В сентябре прошлого года в Южно-Китайском море прошли учения ВМФ КНР и наших кораблей – можно сказать, обе страны демонстрируют взаимную поддержку перед лицом общего врага. Все говорит о том, что Россия и Китай семимильными шагами движутся к союзническим отношениям. Что, разумеется, не может не тревожить главного глобального игрока – США.
Американцы, предпринимающие усилия по ослаблению России в Европе, не менее энергичны и в Юго-Восточной Азии, где доставляют массу хлопот Поднебесной. На прошлой неделе оглашено решение США поставить Тайваню оружие почти на $1,5 млрд, а американским судам разрешили заходить в тайваньские порты. Это прямое нарушение политики «одного Китая», по которой остров Тайвань — суверенная территория КНР. Неудивительно, что Пекин разозлен не на шутку.
Есть у Поднебесной еще одна проблема, которую мы, судя по всему, готовы ему помочь решить, — ситуация вокруг Южно-Китайского моря, где сошлись интересы стран АСЕАН и КНР. После подписания в 2002 г. Декларации поведения сторон в Южно-Китайском море острый конфликт в регионе перешел в тлеющую фазу — страны вели вялые переговоры, избегая обострений. Однако в 2010 году госсекретарь Хиллари Клинтон, находясь с визитом в Индонезии, вдруг заявила о национальных интересах США применительно к Южно-Китайскому морю и готовности Вашингтона стать посредником между участниками конфликта. С тех пор американцы ведут планомерную работу, настраивая страны АСЕАН против Китая.
Именно поэтому для Пекина так было важно присутствие наших военных кораблей в зоне конфликта. Не меньше, чем для нас — присутствие китайских в Балтийском и Средиземном морях.
Судя по всему, Владимир Путин и Си Цзиньпин намерены выстроить новую систему безопасности — евразийскую. Уже совершенно очевидно, что ОБСЕ не удалось добиться своих целей — создать мирную зону от Ванкувера до Владивостока. Причем, не по вине России. Теперь центр тяжести сместился в Азию, где Москва и Пекин при помощи инструментов ШОС создают новую глобальную систему — пока от Калининграда до Шанхая. А там как получится — возможно, придут в себя и другие региональные игроки, и тогда общей безопасной зоной станет гигантская территория от Калининграда до Джакарты или Манилы. Во всяком случае, антиамериканские настроения, как мы знаем, в Юго-Восточной Азии довольно сильны.
Подключиться к процессу построения глобального военного альянса с Россией против НАТО хотел бы и Иран. Во всяком случае, авторитетный генерал, секретарь Высшего Совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани недавно фактически предложил нам союзнические отношения: «Если исходить из возможностей обеих сторон, то на самом деле можно говорить о создании эффективной региональной коалиции, цель которой — обеспечение безопасности не только в регионе, но и во всем мире».
Нам осталось переварить эти предложения важных азиатских игроков, с тем чтобы не дать себя втянуть в их региональные конфликты. Скажем, вряд ли Кремль испытывает желание воевать с Саудовской Аравией за иранские интересы. Скорее всего, в ответ мы предложим создание совместной системы противоракетной и противовоздушной обороны. В этом случае мы смогли бы защитить своих союзников, не демонстрируя при этом агрессии.
Однако главным партнером по созданию новой Организации по безопасности и сотрудничеству в Евразии, безусловно, остается Китай. То есть, разворот на Восток, начавшийся с укрепления экономического взаимодействия и уже перешедший к политическому сотрудничеству, должен закончиться созданием полноценного антизападного военного блока. С китайскими деньгами и российским умением производить самое совершенное оружие.
Именно об этой угрозе говорил Антони Мачеревич. Именно поэтому первой страной своего европейского турне Дональд Трамп выбрал Польшу как главного союзника США в Европе. Здесь он произнес зажигательную речь, в которой вспомнил все исторические претензии шляхты к России, явно рассчитывая поднять боевой дух поляков. Больше Америке рассчитывать не на кого — остальные страны Старого Света заплыли жирком, хотели бы жить мирно и вовсе не готовы к военному противостоянию с великой восточной соседкой.
Проверкой эффективности российско-китайского военного союза, видимо, станет Северная Корея. Если проблему удастся решить, предоставив гарантии безопасности Пхеньяну взамен на прекращение им испытаний ракет, авторитет США упадет даже в Токио и Сеуле. В конце концов, Вашингтон не может предложить ничего, кроме надоевших всем санкций и угроз. Москва и Пекин могут попытаться утихомирить испуганно-агрессивного Ким Чен Ына мирными средствами — например, накрыв страну зонтиком ПРО и ПВО.
Вторая сфера совместных действий — послевоенное устройство Сирии. Третья — Афганистан. Россия и Китай как ответственные за глобальные процессы державы способны продемонстрировать миру, что время раздувания локальных войн, экспорта демократии, организации госпереворотов и цветных революций прошло. Существуют более надежные способы урегулирования региональных проблем — мирные